Урок литературы "Обличение невежества и неблагодарности в басне И.Крылова "Свинья под дубом"". И.А.Крылов

Подписаться
Вступай в сообщество «vidental.ru»!
ВКонтакте:

Тема. Выразительное чтение басни И.А. Крылова «Свинья под Дубом».

Цель: совершенствовать навыки выразительного чтения 6-классников, углублять знания по теории выразительного чтения; развивать эстетический вкус.
Оборудование: текст басни И.А. Крылова «Свинья под Дубом»; иллюстрации к басне; «Свинья под Дубом»: видеоклип к уроку литературы.
Тип урока: урок развития речи; вид урока – урок выразительного чтения.

ХОД УРОКА

І. Организация начала урока.

II. Проверка домашнего задания.

III. Изучение нового материала.

  1. Методический комментарий. Басня И.А. Крылова «Свинья под Дубом» – это произведение, которое, возможно, в большей степени, чем другие, позволит учащимся всесторонне раскрыть грани своего исполнительского мастерства. А поскольку речевая партитура этой басни включает в себя уже более сложные элементы, то обязательным условием на уроке выразительного чтения становится углубление знаний 6-классников по теории выразительного чтения.
    В 5 классе ученики получили общее представление о понятиях «пауза» и «ударение» и выработали первичные навыки составления речевых партитур (См.: «Интегрированный курс. Литература (русская и мировая): Книга для учителя. 5 класс / Сост. С.Е. Евтушенко, Т.И. Корвель, А.С. Оникиенко, Н.Н. Покатова, Л.М. Сипко. – К.: Грамота, 2013 (С. 94-95).
    В 6 классе ученики должны узнать, что паузы бывают логическими и психологическими. Логическая пауза, обозначающаяся в речевой партитуре вертикальной черточкой, может быть короткой (|) и длинной (||). Ее длительность зависит от логики членения текста. Например, на месте запятой пауза, как правило, короткая, а вот тире и точка требуют более продолжительной остановки чтеца во время исполнения вслух произведения.
    Но есть и более сложный вид паузы – психологическая . (В речевой партитуре психологическую паузу, как правило, обозначают \/). Она встречается значительно реже, в исключительных случаях: например, когда надо сосредоточить внимание на следующем слове, имитировать припоминание или поиск нужного слова, подчеркнуть эмоциональное напряжение, испуг, неожиданность, недоговоренность, сознательное умолчание, внезапную остановку в речи и т.п. Такая пауза может быть в любом месте: и между фразами, и в середине такта, и на месте разделительных знаков, и там, где их нет.
    Главное, что должны запомнить 6-классники (и записать в тетради), – это две основные функции психологической паузы:
    • сосредоточить внимание слушателей на только что сказанных словах, дать им возможность прочувствовать услышанное
      или
    • психологически подготовить слушателей к восприятию того, что прозвучит сейчас, как бы предупреждая их о важности следующей информации.
    Во время логической паузы чтец просто делает небольшую остановку в речи, расчленяя таким образом предложение на отдельные такты. Эта пауза получила название пассивной. А вот психологическая пауза – это не просто остановка, это – «молчание со смыслом». Такую паузу называют активной, эмоциональной, а поэтому чтец должен уметь ее «сыграть». Великий мастер сценического тренинга К.С. Станиславский говорил, что во время психологической паузы актер должен особенно глубоко ощущать то, о чем он говорит, он обязан проникнуть в мысли и чувства автора, постигнув идейный и эмоциональный смысл и конкретной произносимой фразы, и всего текста. Следовательно, ему необходимо не просто промолчать, а активно «прожить» эту остановку в речи. Ведь психологическая пауза тесно связана с подтекстом произведения – то есть его внутренней, не всегда лежащей на поверхности сутью.
    Логические паузы привычны для каждого говорящего и при верном понимании чтецом содержания произносимых им предложений достаточно легко воспроизводятся. Психологические же паузы требуют специальной подготовки. Вот почему перед чтением перед слушателями любого текста исполнитель должен, прежде всего, внимательно поработать над его общим, глубинным смыслом. Можно сказать так: чтец сначала должен уяснить, ЧТО он хочет донести до слушателей своим чтением, и только потом искать способы, КАК он это будет делать.
  2. Вступительное слово учителя: «Как правильно читать басню».
    Если говорить о выразительном чтении басен, то точнее будет сказать не «выразительное чтение», а «выразительное рассказывание». Как свидетельствуют современники великого русского баснописца И.А. Крылова, он читал свои басни таким тоном, в такой простодушной и естественной манере, что его чтение можно было принять за продолжение житейского разговора.
    То есть, в основе чтения басни лежит принцип живого и естественного повествования, которое включает в себя такое же живое и естественное воспроизведение реплик персонажей. При этом следует помнить, что живая речь изобилует оттенками, а потому чтецу надо передать не только основное содержание басни, но и все разнообразие ее логического и эмоционального наполнения.
    Авторский текст, который предшествует развитию событий, читается в повествовательно-информативной манере, подготавливая слушателей к восприятию основных событий. Но не всегда все слова автора надо произносить «нейтральным» тоном. Например, авторские комментарии к негативным поступкам героев следует читать с иронией, как бы «присвоив» авторский текст, представить его как «свой» рассказ о реальных событиях и их участниках.
    Особого мастерства требует чтение реплик. Ведь каждое действующее лицо басни воплощает в себе определенный тип людей. Здесь уже понадобится развитое воображение чтеца об индивидуальных особенностях характера персонажа, манере его поведения, а также умение менять высоту голоса, его силу, темп. Но чтецу не стоит слишком увлекаться «перевоплощением» в героев басни – животных, ведь основное направление произведения – это раскрытие пороков людей, которое автор осуществляет через аллегорию и элементы комизма.
    Мораль басни произносится медленнее, поучительно, в виде рассуждения. Это либо напоминание известной истины, либо совет мудрого человека, либо ироническая критика какого-то поступка. Перед моралью и после нее надо обязательно сделать ощутимые паузы (чаще – психологические), чтобы привлечь внимание слушателей к тому выводу, который воплощен автором в мораль.
    Басни, в которых важное место занимает прямая речь персонажей, позволяют привлечь к чтению элемент инсценировки. В конце урока мы попробуем прочитать басню «Свинья под Дубом» в ролях. Но нельзя забывать, что совершенное выполнение всего произведения одним чтецом является, как правило, задачей более сложной. Поэтому на уроках выразительного чтения мы будем отдавать предпочтение монологическому чтению, ведь именно оно требует от учащихся более добросовестной работы и над качествами голоса, и над интонированием, и над эмоциональностью чтения.
  3. Прослушивание чтения басни «Свинья под Дубом» профессиональным чтецом.

  4. Идейно-тематический анализ басни. Расшифровка аллегории.
    В басне «Свинья под Дубом « Крылов через прием аллегории выставляет напоказ и высмеивает человеческую тупость и невежество, которые достойны всеобщего осуждения. Он обличает невежд, не способных на анализ причинно-следственной связи в жизненных событиях и явлениях, а главное – осмеивает их полное нежелание вообще эту связь искать. Для воплощения своего замысла баснописец очень удачно выбрал именно образ Свиньи. Прежде всего, отталкиваясь от фольклорного толкования образа Свиньи (пословицы, поговорки, сказки), мы можем утверждать, что свинья у нас часто ассоциируется с ленью, обжорством, невежеством. Крылов ярко подчеркнул и то, что свинья очень любит желуди, и то, что рыть рылом землю она может даже и без видимой причины – просто для удовольствия. А исходя из физиологических особенностей этого животного, мы знаем, что свинья действительно через особое строение тела не способна поднимать голову высоко вверх. Ворон в басне представляет обычного человека, который, скорее, не возмущается поведением Свиньи, а наивно ей удивляется. А старый Дуб, который с точки зрения Свиньи является просто не стоящим ее внимания растением, выступает воплощением вековой мудрости, житейской истины.
  5. Работа над речевой партитурой басни. Комментирование учителем логических, психологических пауз, фразовых и логических ударений (то есть слов, подчеркнутых одной и двумя линиями).

    Свинья под Дубом

    Свинья | под Дубом вековым |
    Наелась желудей досыта, | до отвала; |
    Наевшись, выспалась под ним; |
    Потом, глаза продравши, встала \/
    И рылом | подрывать у Дуба корни стала. ||
    ”Ведь это дереву вредит, – |
    Ей с Дубу Ворон говорит, – |
    Коль корни обнажишь, | оно засохнуть может”. \/
    ”Пусть сохнет, – | говорит Свинья, – |
    Ничуть меня то не тревожит; |
    В нем проку мало вижу я; |
    Хоть век его не будь, | ничуть не пожалею, |
    Лишь были б желуди: | ведь я от них жирею”. ||
    ”Неблагодарная! – | примолвил Дуб ей тут, – |
    Когда бы вверх | могла поднять ты рыло, |
    Тебе бы видно было, |
    Что эти желуди | на мне растут”. \/

    Невежда | также в ослепленье |
    Бранит науки | и ученье, |
    И все ученые труды, |
    Не чувствуя, | что он вкушает их плоды. ||

  6. Детальные советы по выразительному чтению басни.
    Итак, читаем басню таким образом. Экспозицию (первые 4 строки) произносим медленно, с повествовательной интонацией, но обязательно учитываем, что такой, казалось бы, непринужденный характер речи не должен быть лишен необходимой эмоциональности. Задача чтеца определяется двумя направлениями: словесно описать Свинью и в то же время тоном голоса подчеркнуть авторское отношение к ней. А оно четко формируется уже с первых строк произведения: это пренебрежение к тем, чей смысл жизни сводится к двум жизненным удовольствиям – поесть и поспать. Важную роль в формировании необходимых эмоций играет удачно подобранная автором экспрессивная лексика: наелась «до отвала», а глаза не открыла, а «продрала».
    В конце четвертой строки уместной будет психологическая пауза – она готовит нас к завязке, сосредоточенной в пятой строке. Стараемся психологическую паузу не промолчать, а сыграть: еще до произнесения пятой строчки выражение лица чтеца должно подсказать слушателям, что он сейчас сообщит о каком-то отвратительном действии персонажа произведения.
    В озвучивании завязки пик эмоциональности выпадает на слово «рылом»: его произносим с ярко подчеркнутой брезгливостью. Перед прямой речью делаем чуть длиннее, чем обычно, остановку. Слова Ворона надо сказать не столько с наставлением, сколько с удивлением от бессмысленного поступка Свиньи. Авторский текст («Ей с Дубу Ворон говорит») должен прозвучать несколько тише и с более низкой тембральной окраской голоса.
    Перед ответом Свиньи на замечания Ворона снова выдерживаем психологическую паузу: ведь в произведении назревает кульминация, и мы должны привлечь к ней слушателей. При чтении этой части басни исполнителю понадобится незаурядное мастерство, поскольку именно здесь раскрывается главная тема произведения: изображение глупости, несусветной тупости и невежества, которые к тому же сочетаются с наглой самоуверенностью. Слова «Пусть сохнет» надо произнести с непомерной, гипертрофированной самовлюбленностью, как говорят в народе – надув губы. Тише произносим авторскую ремарку («говорит Свинья»), а следующие четыре строки – как амбициозное поучение в «свинской житейской мудрости»: жить только ради собственного удовольствия. Логическое ударение делаем на слове «желудь», а слово «жирею» немного растягиваем («жи-ре-е-ю») и озвучиваем с максимальным наслаждением и откровенной хвастливостью.
    Слова Дуба содержат в себе развязку произведения. Их следует прочитать рассудительно, с оттенком поучения, но обязательно оставив тонкую нотку брезгливости, которая будет акцентирована на слове «рыло». При произнесении реплики Дуба чтец должен добавить к звуковому воплощению мысли произведения еще и выразительную мимику и жесты.
    Перед озвучиванием морали басни делаем психологическую паузу. Выражением лица готовим слушателей к произнесению высшей житейской мудрости. Сама мораль традиционно произносится серьезным тоном – как итог, общий вывод из описанной ситуации, который переносит осмысление сюжета с аллегорического в общечеловеческий или даже философский план.

    Примечание. Ученики должны знать, что исполнение художественного произведения допускает в себя элемент индивидуальной интерпретации. Поэтому в речевой партитуре разных чтецов могут быть определенные расхождения. Однако начинающие чтецы должны максимально следовать советам учителя.
    Предложенная здесь речевая партитура басни «Свинья под Дубом» является основой для работы с текстом басни. Варианты разметки отдельных тактов могут быть такими: «пусть сохнет», «ничуть меня то не тревожит», «ведь я от них \/ жирею», «что он вкушает | их плоды».

  7. Чтение басни учениками. (Сначала – индивидуальное, потом – в лицах).
    Перед уроком выразительного чтения ученики обязательно должны выполнить небольшую разминку речевого аппарата. Примерный список упражнений для разминки был приведен в упомянутом выше пособии (С. 101-102).

Басня «Свинья под Дубом » аллегорически, иносказательно обрисовывает ситуацию, в какой главное действующее лицо не понимает, где причина, а где следствие. Свинья не осознает, что желуди, которые она ест, вырастают на Дубе. Из-за собственного невежества она начинает подрывать корешки Дуба, другими словами разрушать то, что дает ей питание. О таких ситуациях в жизни говорят: «рубить сук, на котором сидишь».




Прослушайте басню

Свинья под Дубом

Свинья под Дубом


‎Свинья под Дубом вековым
Наелась жёлудей до-сыта, до-отвала;
‎Наевшись, выспалась под ним;
‎Потом, глаза продравши, встала
И рылом подрывать у Дуба корни стала.
‎«Ведь это дереву вредит»,
‎Ей с Дубу Ворон говорит:
«Коль корни обнажишь, оно засохнуть может».—
‎«Пусть сохнет», говорит Свинья:
‎«Ничуть меня то не тревожит;
‎В нем проку мало вижу я;
Хоть век его не будь, ничуть не пожалею;
Лишь были б жёлуди: ведь я от них жирею».—
«Неблагодарная!» примолвил Дуб ей тут:
‎«Когда бы вверх могла поднять ты рыло,
‎Тебе бы видно было,
‎Что эти жёлуди на мне растут».

‎Невежда также в ослепленье
‎Бранит науки и ученье,
‎И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

Анализ и мораль басни Крылова
« Свинья под Дубом »
Герои басни:
Свинья — невежда, не способная заглянуть дальше своего носа.
Ворон — наивный персонаж, пытающийся открыть свинье глаза, свинья слушает его, но не слышит.
Дуб — с точки зрения свиньи, всего лишь растение, существование которого свинье глубоко безразлично, но как раз дуб — является тем, кто громогласно вещает истину.

Рассуждая о морали басни "Свинья под дубом" , следует отметить, что удивительной чертой Крылова была та легкость и шутливость, с которой он преподносил пороки людей. Такой же характер носит и эта басня. Неоднозначным становится определение главного героя. На первый взгляд – это Свинья, но скорее всего именно Дуб, объясняющий суть истории.

Среди действующих лиц басни, первым появляется образ Свиньи. Именно в ней автор подчеркивает такие качества, как невежество, неуважение к чужому труду и неблагодарность. Не зря именно это животное выбрал Крылов. Ведь свиньи анатомически не могут поднять голову.

Свинья в басне выступает ленивым и невежественным персонажем. Образ был уж очень удачен тем, что свинки действительно безумно обожают желуди, при этом у них есть привычка — рыть рыльцем землю, без причины, для удовольствия. А так же у них есть одна физиологическая особенность, у свинок особое строение тела, которое не позволяет поднимать им голову высоко вверх, т. е. в данном случае в басне аллегория подобрана, как нельзя лучше.

Это подчеркивает, как не желание что-либо слушать, так и уже не способность к этому. Следующим перед нами появляется Ворон. Он пытается вразумить Свинью и с некой наивностью предполагает, что она его услышит. И вот представляется образ Дуба. Он, как мудрец, старец, знающий истину. Дуб не пытается никого вразумлять, являясь источником питания для Свиньи-невежды.

Крылов описывает Свинью без особой благосклонности. Ее главными чертами становится глупость, ленивость, эгоистичность. Она отображает образ человека услаждающего только свое я.

«Пусть сохнет, – говорит Свинья, –

Ничуть меня то не тревожит».

Слова же истинного просветления озвучивает заботливый Ворон:

«Ведь это дереву вредит, –

Ей с Дубу Ворон говорит, –

Коль корни обнажишь, оно засохнуть может».

В этой басне Крылов, с помощью удачно подобранной аллегории описывает такие человеческие пороки, как не умение и нежелание находить причинно-следственную связь. Свинья не хочет понять, что ее пища – желуди, напрямую зависят от Дуба. Опираясь на свое невежество, она подрывает корни Дуба, разрушая свой источник питания. В жизни люди часто ведут себя подобным образом. Именно о них гласит русская поговорка «Не руби сук, на котором сидишь». Сам же Иван Крылов несколько сужает в концовке мораль басни "Свинья под дубом" , призывая нас уважительно относиться к науке и учебе, напоминая, что именно их плодами мы пользуемся.

Список литературы на лето для 4-го класса


Это интересно!

Интересные факты о свиньях
Пожалуй, у свиней самая плохая репутация среди животных – мы уже привыкли ассоциировать с ними неряшливых, нечистоплотных и прожорливых человеческих существ. Однако на самом деле удивительные особенности этих животных никак не ограничиваются вышеперечисленными вещами.

Ближайший родственник одомашненной хрюшки – дикий кабан. Сегодня его можно встретить в лесах Европы и Азии, но эта встреча вряд ли будет приятной для человека: кабан очень агрессивное животное и может нанести смертельные травмы не только охотнику, но и просто случайному прохожему. В Африке кабаны исчезли, так как были полностью истреблены. Зато они успешно прижились на американских материках, куда были завезены европейцами.


Дикие свиньи играют важную роль в управлении экосистемой и сохранении биоразнообразия. Помимо того, что они взрыхляют почву в поисках корений, они распространяют семена плодовых деревьев и кустарников.

Один из подвигов мифического Геракла был посвящен ловле Псофиды – огромной и злобной дикой свиньи.

С человеком свинья «подружилась» довольно рано – практически сразу же после собаки. Произошло это естественным образом. Дикие кабаны, дабы не утруждать себя поисками пищи, подходили близко к людским селениям и лакомились посевами. Наши предки начали ловить непрошеных гостей, преимущественно молодь, и выращивать их в домашних условиях.

Древние египтяне и китайцы почитали свиней как священных животных. Считалось, что свиньи приносят в дом счастье и достаток. Поэтому и свинину в Древнем Египте и Китае редко: только по большим религиозным праздникам, когда этих животных приносили в жертву. А профессия свиновода – специалиста, работавшего при дворе правителя, - считалась одной из самых уважаемых.

Оказывается, в мире существует целый свиной остров под названием «Сау», который был обнаружен не так давно – в 2009 году. Расположен он в районе Багамских островов. На острове имеется множество источников пресной воды, а удачное его расположение не даёт ему страдать от тропических штормов. Все эти условия являются идеальными для бездельничанья свиней, которые, подобно путникам, скитаются целый день по берегам пляжа.


У свиней очень хорошее обоняние и их очень часто используют для поиска трюфелей, которые скрыты от человеческих глаз под землей. Такие грибы считаются деликатесом и стоят порядка 600 евро за 1 кг. Свиньи даже находятся на службе у полиции для поиска наркотиков.


Свиньи – животные далеко не глупые, а специальное тестирование показало, что по интеллекту они занимают 4-е место после человека, дельфина и обезьяны. Они даже играют в видеоигры лучше многих приматов, управляя джойстиком с помощью своего пятачка.


Удивительно, но кожа свиньи является идеальным материалом для практики нанесения татуировок. Бельгийский художник Вим Дельвуа занимается рисованием тату на свиной коже. Только его действия можно расценить по-разному – и как искусство, и как жестокое обращение с животными...


В Древней Индии слонов использовали в армии, в основном, против конницы. И однажды было замечено, что великаны до ужаса боятся визга свиней. Позже было принято решение выращивать слонят вместе с поросятами, чтобы первые привыкали к визгу последних с рождения.


Вопреки нам и многим представителям животного мира свиньи совсем не боятся змей. Скорее, наоборот: змеи боятся свиней. Домашние животные борются с гадами ползучими очень просто: затаптывают их, а потом с удовольствием поедают. Когда в США в изобилии плодились гремучие змеи, фермеры использовали хрюшек для защиты владений.

Для охоты на диких свиней ранее использовалась порода собак «катахула». Эти собаки и сейчас охраняют фермы и охотятся на кабанов, а в Америке даже проходят соревнования по загону ими свиней.


В том, что традиционные копилки изготавливаются в форме свиньи, «виновато» созвучие двух английских слов. Глину, из которой когда-то делались первые подобные изделия, называли «pygg». Произношение этого слова полностью совпадало с «pig». И со временем изготовители копилок стали мастерить их в форме хрюшек.
Существуют многочисленные рассказы о свиньях, которые спасли жизни людей. Например, свинья по имнеи Pru вытащила своего хозяина из болота, а другая свинья, по кличке Присцилла, спасла тонущего ребенка.

Свинья является последним из 12-ти животных китайского зодиака. Она олицетворяет, удачу, честность, счастье и мужественность.

Новорожденные поросята умеют понимать голоса своих матерей и откликаются на собственные имена, а во время кормления свинья поет своим поросятам.


Свиньи постоянно общаются друг с другом, ученые выявили более 20 вокализаций, которые свиньи используют в разных ситуациях, от ухаживания до жалоб на голод.

Клещи и блохи, как правило, никогда не бывают спутниками свиней, потому что свиная кожа слишком толстая, что бы насекомое ее смогло прокусить.

У взрослой свиньи насчитывается 44 зуба, которые растут постоянно.



«Средства выразительности» - Виды тропов. Литота. А здесь… В работе, в поисках пути, В сердечной смуте (Б.Пастернак). Риторический вопрос. Во всем мне хочется дойти До самой сути. Синекдоха (разновидность метонимии). Тропы (лексические средства). Глубоки. Эпитет, сравнение, метафора, метонимия, син?кдоха, олицетворение, гипербола, литота,

«Художественная культура 19 века» - Братина. М.Н.Ермолова в роли Жанны д’Арк. 1.Музыка. 2.Театр. 3.Художественные промыслы. К.19 века. 2.Театр. Художественная культура (ч.2). Хохломская роспись. Московская консерватория. П.И.Чайковский. 1.Музыка. Чем объяснить взлет русской культуры во 2-й половине 19 века? Памятник А.Н.Островскому. Фотография 1860 г.

«Художественный стиль речи» - Изобразительно-выразительные средства языка. Научная сфера. Язык деловых бумаг, документов. Научный. Художественные произведения. Официальная обстановка. Публицистический. Стили речи: Стили речи. Олицетворение метафора сравнение эпитеты гипербола. Официально-деловой. Книжные. Книжный. Разговорный. Юрий Нагибин.

«Художественная культура Египта» - Каково содержание легенды об Осирисе и Исиде? Художественная культура Древнего Египта «Путь через века». Каково отражение мифов и легенд Древнего Египта в художественной культуре? В чем выражается культура Древнего Египта? Как отразился миф о Минотавре в архитектуре дворца-лабиринта в Кноссе? В чем заключалось магическая формула вечного бытия?

«Художественная культура Китая» - Напевая в пути. Интересные факты. Пейзажная живопись появилась в Китае на тысячу лет раньше, чем в Европе. Монах. Искусство изображения природы. Ваза с пионами. Музей терракотовых фигур. Ворота в южнокитайской деревне Сиди. Император Кублай-Хан. Деревья в долине реки Юшань. Великая китайская стена. Пейзаж.

Великий мастер русских басен Иван Андреевич Крылов действительно нашел себя именно на этом поприще. В какой-то момент они его так увлекли, что он уже до конца своих дней не мог от них отказаться. Он стал автором 236 басен, которые собраны в девять сборников. Многие выражения его произведений стали крылатыми. Некоторые свои сюжеты он заимствовал у французского баснописца Лафонтена, который, в свою очередь, позаимствовал немало увлекательных сюжетов у древнегреческих баснописцев и поэтов: Эзопа, Федра и Бабрия.

Тема урока: «Мораль басни «Свинья под дубом» (своими словами, 4 класс)»

Одной из знаменитых басен Крылова стало это произведение. Попробуем уяснить мораль басни «Свинья под дубом». Своими словами рассказывая сюжет, можно начать с того, что свинья, наевшись досыта желудей и выспавшись под дубом, стала рылом своим подкапывать корни этого могучего дерева. Ворон, сидящий на ветке дуба, сделал ей замечание, чтобы она не портила дерево, ведь оголившиеся корни могут засохнуть, а за ним и дерево может погибнуть. Но свинье не было жалко дерева, ей лишь бы желуди были. Тут и дуб разозлился и сказал свинье, что она неблагодарная, так как желуди -это его плоды. Но свинье было абсолютно все равно.

Вот теперь, зная, о чем это произведение, можно приступить к теме: «Мораль басни «Свинья под дубом» (своими словами, 4 класс)».

Главные лица

Главными лицами басни стали свинья, дуб и ворона. В образе свиньи можно узнать того, кто дальше своего носа не способен видеть. Такая особенность от природы есть и у свиней. Поэтому благодаря ей высмеивается невежество и лень людей, которые не желают ничего слушать и знать, они даже и не способны к этому и все делают по-своему.

Ворон - это благоразумный образ того, кто пытается хоть как-то вразумить глупое и ненасытное создание. Но он наивен, ведь со свиньи все как с гуся вода, по своей глупости свинья не хочет никого слушать и тем более делать какие-то полезные выводы.

Таким образом, мораль басни «Свинья под дубом» (своими словами) - это отображение мудрости и опыта в образе дуба. Он напоминает мудреца, который пытается наставить человека на путь истины и добра.

Тема урока: «Мораль басни «Свинья под дубом» (своими словами, 5 класс)»

Если относить это к реальной жизни, то смысл этого произведения отнюдь не простой и несет некоторую информацию о том времени, когда жил Крылов. И поэтому мораль басни «Свинья под дубом», своими словами говоря, заключается в том, что все создаваемое в науке может тотчас погибнуть в руках таких необразованных невежд, как свинья. Она напрямую ассоциируется с теми, кто ничему не хочет учиться, а мудрые подсказки и наставления, которые могут сдержать ее варварское поведение и делаемые для ее же пользы дубом и вороном, для нее, вообще, не указ. Она будет продолжать жить по своим законам, и поэтому может возникнуть опасность не только для нее, но и для всей округи.

Заключение

Раскрывая более глубоко тему «Мораль басни «Свинья под дубом» (своими словами)», можно отметить, что подобно тому, как недалекая и недальновидная свинья, подкапывая дуб, делает себе еще хуже, ведь дуб приносит ей еду, ее любимые желуди, от которых она толстеет, так и люди способны наносить себе же вред из-за своей глупости и тупости. И сколько таких легкомысленных людей на свете…

Такого рода басни помогают ученикам 4-5 классов анализировать события. Уже в этом возрасте они должны понимать всю важность этих мудрых наставлений, чтобы не быть потом такими, как героиня произведения - свинья. Дети должны попытаться проанализировать поведение свиньи и всех остальных героев пьесы и дать этому правильную нравственную и эстетическую оценку.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «vidental.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «vidental.ru»