Теория черт г олпорта. Диспозициональная теория личности (Гордон Олпорт)

Подписаться
Вступай в сообщество «vidental.ru»!
ВКонтакте:

Личность – динамическая организация психофизических систем индивидуума, которые определяют характерное для него поведение и мышление. Все, что наблюдаемо – выражение личности. Теория черт. Черта – предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций. Люди активно выискивают соц ситуации, которые способствуют проявлению черт. Черты личности более общи, чем привычки. Они являются движущим элементом поведения. Черта личности – моральное иди соц оценка. Если поступки не согласуются с данной чертой личности, то это не значит, что данная черта отсутствует. Черты – диспозиции: кардинальные (все поступки высвечивают эту черту), центральные (яркие хар-ки), вторичные. Проприум: принцип орг-ии всех индивидуальных ос-тей, самое главное качество, формирование самости, уникальности человеческого сущ-ва. 7 аспектов самости и стадии: телесная, самоидентичность(непрер-ть Я), самоуважение, расширение самости(Я охватывает аспекты соц и физич окр-я), образ себя, рациональное управление самим собой(применяется абстракция и логика для решения повседневных проблем), проприотивное стремление (целостное чувство Я, планирование перспективных целей – подростковый возраст) –самое главное. На последней стадии своего развития проприум осознает себя как уникальную способность чел-ка к самоосознанию и самопознанию. Оригинальная идея – функциональная автономия (2 вида – устойчивая Ф.А., связанная с НС; собственная Ф.А. характеризует приобретенные цен-ти, установки человека). Основная идея Ф-ой.Авт. – прошлое это прошлое. Важно не то, что было, а то, чем стало. Скряга, продолжающий жить скупо, после того как разбогател. Первоначальной причины уже нет, а поведение сохраняется. Механизм Ф.А. объясняет формирование личности. Зрелая личность: широкие границы Я (умение смотреть на себя со стороны), теплые, сердечные соц отношения; эмоциональная неозабоченность, реалистичное восприятие и притязание, чув-во юмора, цельная жизненная философия.

1. Люди обладают широким набором предрасположенностей (черт личности) реагировать определенным образом в различных ситуациях. Люди обладают некими устойчивыми внутренними качествами, сохраняющимися в течение времени и в различных ситуациях.

2. Нет двух людей в точности похожих друг на друга. Каждая личность имеет характерные индивидуальные черты, отличающих индивидуумов друг от друга.

Из этих идей вытекают следующие положения:

1. Любой человек ведет себя с определенным постоянством (из первой идеи);

2. Любой человек ведет себя не так, как другие (из второй идеи).

Одним из ведущих представителей диспозиционного направления является Гордон

Олпорт. Личность, по Олпорту, - это динамическая организация психофизических систем внутри индивидуума, которые определяют характерное для него поведение и мышление и детерминируют его уникальное приспособление к окружающей среде.

Динамическая организация личности подчеркивает, что личность постоянно развивается. Психофизическая система – подчеркивается то, что это есть ни исключительно ментальное, и не исключительно нервное образование. Организация предполагает, что действия тела и психики связанны в неразрывном единстве личности.

Олпорт рассматривает личность как организованное и саморегулирующееся целое.

В личности Олпорт считал важным и наследственность, и среду. Он считал, что не одна особенность личности не свободна от наследственных влияний, но на всё влияет также и опыт. Личность = f (Наследственность) Ч(Среда).

6.1.2. Концепция черты личности.

Центральное место в его теории занимает понятие черта личности. Он рассматривает её как «единицу анализа» для изучения личности и её поведения, которое отличается от поведения других людей.

Черта – это определенная предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций. Человек спокоен в различных ситуациях, или замкнут, или приветлив и общителен. По Олпорту поведение относительно стабильно в различных ситуациях. Черты личности формируются и проявляются на основе сходства. Т.е многие ситуации, воспринимаемые человеком как равнозначные дают толчок к развитию определенной черты. Данная черта затем инициирует и выстраивает различные виды поведения, которые эквивалентны в своих проявлениях этой черте. Черта преобразует множество стимулов и обуславливает множество эквивалентных ответных реакций.

Главная составляющая теории личности Олпорта – это эквивалентность стимула и

реакции, объединенных и опосредованных чертой.

1. Черта личности - это не только номинальное обозначение. Каждый человек имеет внутри себя эти «обобщенные стремления к действию». Помимо «страха перед коммунизмом», можно назвать такие явно узнаваемые черты личности, как: «боязнь капитализма», «агрессивность», «кротость», «искренность», «непорядочность», «интроверсия» и «экстраверсия». Основной акцент здесь Олпорт делает на том, что эти личные характеристики реальны: они действительно существуют в людях, а не являются лишь теоретическим измышлением.

2. Черта личности является более обобщенным качеством, чем привычка. Черты личности обусловливают сравнительно неизменные и общие особенности нашего поведения. Привычки, будучи устойчивыми, относятся к более специфическим тенденциям, и поэтому они менее обобщены как относительно ситуаций, «запускающих» их в действие, так и относительно поведенческих реакций, обусловленных ими. Например, ребенок может чистить зубы дважды в день и продолжать это делать, так как в этом его поощряют родители. Это привычка. Однако с течением времени ребенок может приучиться также расчесывать волосы, стирать и гладить одежду. Все эти привычки, слившись воедино, могут сформировать такую черту, как опрятность.

3. Черта личности является движущим или, по крайней мере, определяющим элементом поведения. Как уже отмечалось, черты не дремлют в ожидании внешних стимулов, способных их пробудить. Они скорее побуждают людей к такому поведению, в котором данные черты личности наиболее полно проявятся.

4. Существование черт личности можно установить эмпирически. Несмотря на то, что черты личности нельзя наблюдать непосредственно, Олпорт указывал на возможность подтверждения их существования. Доказательство может быть получено посредством наблюдений за человеческим поведением на протяжении длительного времени, а также с помощью статистических методов, которые определяют степень совпадения отдельных реакций на одни и те же или сходные стимулы.

5. Черта личности лишь относительно независима от остальных черт. Не существует резкой границы, отделяющей одну черту от другой. Скорее личность представляет собой некий набор перекрывающих друг друга черт, лишь относительно независимых друг от друга.

6. Черта личности не является синонимом моральной или социальной оценки. Несмотря на тот факт, что многие черты (например, искренность, верность, жадность) подвергаются конвенциональному социальному оцениванию, они все же представляют истинные особенности индивидуума. В идеальном варианте исследователь должен сначала обнаружить наличие определенных черт у испытуемого, а затем подыскать нейтральные слова для их обозначения.

7. Черту можно рассматривать либо в контексте личности, у которой она обнаружена, либо по ее распространенности в обществе.

8. То, что поступки или даже привычки не согласуются с чертой личности, не является доказательством отсутствия данной черты.

Черты личности являются:

1) генерализованными - они связаны с большим числом стимулов, а не со специфическим небольшим числом;

2) устойчивыми.

Черта личности – это то, что обусловливает постоянные, типичные для разнообразных равнозначных ситуаций особенности нашего поведения.

Например, можно назвать такие личностные черты (примеры): доминирование,

предрасположенность к общению, предрасположенность к замкнутости, агрессивность,

искренность, непорядочность, интроверсия, экстраверсия и т.д.

Олпорт указывает, что черты личности не пребывают в дремлющем состоянии в ожидании внешних стимулов. Люди активно выискивают ситуации, проявляющие их особенности. Человек, обладающие предрасположенностью к общению, не только прекрасный собеседник в компании, но он активно находится в поиске контактов, когда оказывается в одиночестве.виды черт:

1. индивидуальные черты – черты, которыми обладает одно лицо.

2. общие черты – черты, которыми обладают многие люди в пределах одной культуры.

И выделял следующие типы индивидуальных диспозиций:

1. Кардинальные – все поступки личности можно свести к её влиянию. Кого-то мы определяем шовинист, романтик, альтруист. Ленин – коммунист…

2. Центральные диспозиции – такие тенденции в поведении человека, которые легко

могут обнаружить окружающие (пунктуальность, внимательность, ответственность). Олпорт обнаружил, что количество центральных диспозиций, с помощью которых может быть описан человек, мало в пределах от 5 до 10.

3. Вторичные диспозиции – образ действия, в котором человек постоянен, но которые

влияют на его поступки и поведение не так значительно, как центральные черты. Предпочтения в еде, одежде, личные предпочтения во вкусе. Любимый, цвет, любимые сладости, любимые фильмы.

Разложив человека на черты и диспозиции, Олпорт становится перед задачей как собрать их воедино целостное образование – личность.

Для описания природы личности Олпорт вводит понятие проприум – конструкт,

объединяющий черты личности и дающий направление жизни человека. Это позитивное,

творческое, стремящееся к росту и развивающееся свойство человеческой природы, которое охватывает все аспекты личности и способствует формированию чувства внутреннего единства.Это самость человека. По Олпорту поведение личности детерминирует система организованных и конгруэнтных черт. Он считает, что поведением человека управляет то, что существует сейчас. В существенной степени функционирование черт осознанно и рационально. Индивиды знают, что они делают и почему. Наиболее важные мотивы поведения личности – это не отголоски прошлого. Мы знаем о человеке больше, если знаем его сознательные планы, а не вытесненные воспоминания. Это ключевой момент концепции Олпорта, которая обозначается как концепция функцональной автономии. Мотивы человека не связаны с опытом прошлых переживаний, из которых они первоначально возникли. Главной системой мотивации личности являются приобретенные интересы, ценности, установки и намерения. Они обеспечивают постоянное стремление человека к развитию зрелой личности.

Гордон Уиллард Олпорт (11 ноября 1897 - 9 октября 1967) - американский психолог, теоретик черт личности.

Понятие личности Олпорт предположил, что можно кратко определить личность как "то, чем в реальности является человек". Однако, соглашаясь, что это определение слишком кратко, чтобы быть полезным, он пришел к более известному: "Личность есть динамическая организация тех психофизических систем в индивиде, которые детерминируют его уникальное приспособление к среде" Сочетание "динамическая организация" подчеркивает то, что личность постоянно изменяется и развивается, хотя в тоже время есть организация или система, связывающая воедино и соотносящая различные компоненты личности. Термин "психофизическая" напоминает, что личность – "ни нечто исключительно ментальное, ни исключительно нервное". Организация предполагает действие как тела, так и психики, неразрывно связанных в единстве личности. Слово "детерминируют" проясняет, что личность включает детерминирующие тенденции, играющие активную роль в индивидуальном поведении. "Личность есть нечто и делает нечто. . . Она есть то, что лежит за специфическими актами и внутри индивида"

Структура личности Согласно теории Олпорта, двумя основными составляющими личности являются личные диспозиции (такие уникальные индивидуальные особенности поведения, которые устойчиво повторяются у данной личности, но отсутствуют у подавляющего большинства других людей) и проприум. Использование этих структур позволяет описывать личность в терминах индивидуальных характеристик. Третья составляющая личности - это осознающая личность, или субъективная личность.

Г. Олпорт различал три вида личных диспозиций: кардинальные, центральные и вторичные. Кардинальные диспозиции - максимально генерализированная, всепроникающая черта личности, определяющая всю жизнь человека. Ею наделены очень немногие люди, которые, как правило, становятся широко известными именно благодаря наличию кардинальной диспозиции. Более того, имена этих людей становятся нарицательными для определенного стиля жизни или поведенческих стратегий, например, дон Жуан, Фома Неверующий, маркиз де Сад и т. п. Центральные диспозиции - хорошо узнаваемые другими людьми устойчивые характеристики, позволяющие достаточно полно и точно описать личность. На основании результатов своих исследований Г. Олпорт пришел к выводу, что количество центральных диспозиций для каждого конкретного индивида колеблется в пределах от пяти до десяти. Центральные диспозиции наиболее универсальны и в содержательном плане близки к чертам личности. Вторичные диспозиции - менее устойчивые и менее узнаваемые по сравнению с центральными. К ним обычно относятся вкусовые предпочтения, ситуативно обусловленные краткосрочные установки и т. п.

Олпорт предлагает все функции Эго и Я называть собственными функциями личности. Все они (включая телесное чувство, самобытность, самоуважение, самопротяженность, ощущение себя собой, рациональное мышление, образ себя, свои стремления, когнитивный стиль, функцию познания) – реальные и жизненные части личности. У них есть общее – феноменальное "тепло" и "чувство значимости". Можно сказать, что вместе они охватывают "собственное" (проприум).

Мотивация личности Подходя к сложным и противоречивым проблемам человеческой мотивации, Олпорт определяет то, что считает требованиями для адекватной теории. Во-первых, такая теория должна признавать одновременность мотивов человека. Во-вторых, это должна быть плюралистическая теория, допускающая, что есть мотивы многих типов. Втретьих, она наделяет динамической силой когнитивные процессы – планирование и намерения. Наконец, теория должна принимать во внимание конкретную уникальность мотивов индивида. Такая теория, полагает Олпорт, стоит за понятием функциональной автономии, согласно которой, появившись для удовлетворения какой-либо потребности, мотивы начинают жить своей автономной жизнью, превращаясь в самостоятельные потребности, удовлетворение которых может само по себе быть источником удовольствия.

Движущие силы развития Согласно Г. Олпорту, зрелая личность развивается в процессе становления, продолжающегося всю человеческую жизнь. Он также был привержен принципу холизма, рассматривая здоровую личность как интегрированное целое разнородных частей. Организующее и объединяющее начало в человеческой природе, одновременно являющееся главной движущей силой развития личности, Г. Олпорт обозначал как проприум. Проприум – позитивное, творческое, стремящееся к росту свойство человеческой природы, оно охватывает все аспекты личности, способствующие формированию чувства внутреннего единства.

Этапы развития личности 1. Ребенок Олпорт полагает новорожденного почти целиком продуктом наследственности, примитивных влечений и рефлексов. У него еще не появились те отличительные признаки, которые появятся позже в результате взаимодействия со средой. Что существенно, с точки зрения Олпорта новорожденный личностью не обладает. Уже на первом году жизни, говорит Олпорт, ребенок начинает проявлять отличительные качества, различия в двигательной сфере и выражении эмоций, которые имеют тенденцию сохраняться и вливаться в более зрелые формы приспособления, приобретаемые позже.

2. Трансформация ребенка Процесс развития идет по различным линиям. Олпорт полагает, что для описания изменений, происходящих между детством и взрослостью, адекватны различные принципы и механизмы. Особенно он обсуждает дифференциацию, интеграцию, созревание, подражание, научение, функциональную автономию. Он даже признает объяснительную роль психоаналитических механизмов и травмы, хотя эти явления не занимают центрального места в том, что он называет нормальной личностью. 3. Взрослый Итак, в зрелом индивиде мы видим личность, чьи детерминанты поведения - система организованных черт. Эти черты многообразными способами возникли из разобщенной мотивации новорожденного. В существенной степени функционирование этих черт осознанно и рационально.

Методы изучения личности Проблема индивидуальности и ее изучения в психологии - вопрос, который оставался для Олпорта главным в течение всей жизни. Множество страниц он посвящает обсуждению проблемы уникальности, проблемы индивидуального и общего применительно к психологии личности. Олпорт использует два подхода к изучению личности: 1. Измерительный (номотетический) подход - это попытка подвести любые психологические проявления под общие закономерности. 2. Морфогенетический (идиографический) подход - стремление описать индивидуальное уникальное своеобразие данного случая не как частное проявление каких-то общих закономерностей, а как нечто уникальное. «Каждый человек сам по себе есть по сути особый закон природы»

Упор на морфогенетический подход – логическое следствие некоторых особенностей теоретической позиции Олпорта. Прежде всего, подчеркивание уникальности каждого человека требует от исследователя избрать такие методы изучения, которые не скрывали и не размывали бы эту индивидуальность. Второе – и это тесно связано с первым – подчеркивание важности личных диспозиций (индивидуальных черт) как первичных детерминант поведения. Если эти диспозиции – "реальные" единицы личности и если они характеризуют лишь отдельного человека, тогда вполне очевидно, что наиболее эффективный подход к изучению поведения – изучение индивида.

Нарушения в развитии личности Олпорт полагал, что созревание человека – это непрерывный, продолжающийся всю жизнь процесс становления. Он видел также качественную разницу между зрелой личностью и незрелой, или невротической личностью. Поведение зрелых субъектов функционально автономно и мотивировано осознанными процессами. Напротив, поведение незрелых лиц преимущественно направляется неосознанными мотивами, проистекающими из переживаний детства.

Олпорт заключал, что психологически зрелый человек характеризуется шестью чертами. 1. Зрелый человек имеет широкие границы Я. 2. Зрелый человек способен к теплым, сердечным социальным отношениям. 3. Зрелый человек демонстрирует эмоциональную неозабоченность и самоприятие. 4. Зрелый человек демонстрирует восприятие, опыт и притязания. реалистичное 5. Зрелый человек демонстрирует способность к самопознанию и чувство юмора. 6. Зрелый человек обладает цельной жизненной философией.

Используемая литература http: //www. bestreferat. ru/referat-149307. html http: //vdushe. narod. ru/Teorii_Lichnosti_Ustanovka_Kelvin_S _3 Mb. pdf

В основе диспозиционных теорий личности лежат две основные идеи:

1. Люди обладают широким набором предрасположенностей (черт личности) реагировать определенным образом в различных ситуациях.

2. Нет двух людей в точности похожих друг на друга. Каждая личность имеет характерные индивидуальные черты, отличающих индивидуумов друг от друга.

Из этих идей вытекают следующие положения (рис. 10):

Рис.10.

Одним из ведущих представителей диспозиционного направления является Гордон Олпорт.

Личность (по Олпорту) - это динамическая организация психофизических систем внутри индивидуума, которые определяют характерное для него поведение и мышление и детерминируют его уникальное приспособление к окружающей среде.

Динамическая организация личности подчеркивает, что личность постоянно развивается.

Психофизическая система - подчеркивается то, что это есть ни исключительно ментальное, и не исключительно нервное образование. Организация предполагает, что действия тела и психики связанны в неразрывном единстве личности.

Олпорт рассматривает личность как организованное и саморегулирующееся целое (рис.11). В отличие от теории научения - где оперируют дискретными единицами, и от психоанализа - где личность поделена на конфликтующие части.


Рис.11.

С точки зрения Олпорта личность подвержена как психологическим, так и биологическим влияниям. Имеено Олпорт создал понятие «три главных разновидности сырья», из которых и формируется личность (рис.12):

Рис.12.

Он соглашался, что темперамент - врожденный биологический фундамент личности. Представляя собой один из аспектов генетической данности, темперамент ограничивает развитие индивидуальности.

Темперамент, по Олпорту, является «первичным материалом» (наряду с интеллектом и конституцией), из которого строится личность. Представляя собой один из аспектов генетической данности, темперамент ограничивает развитие индивидуальности. По Олпорту «из свиного уха шелковый кошелек не сошьешь».

В личности Олпорт считал важным и наследственность, и среду. Он считал, что не одна особенность личности не свободна от наследственных влияний, на нее влияет также и опыт.

Личность = f (Наследственность) Ч(Среда).

Классификация черт личности по Олпорту:

Центральное место в теории Олпорта занимает понятие черта личности. Он рассматривает её как «единицу анализа» для изучения личности и её поведения, которое отличается от поведения других людей.

Черта - это определенная предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций.

Человек спокоен в различных ситуациях, или замкнут, или приветлив и общителен. По Олпорту поведение относительно стабильно в различных ситуациях.

Черты личности формируются и проявляются на основе сходства. Т.е многие ситуации, воспринимаемые человеком как равнозначные дают толчок к развитию определенной черты.

Данная черта затем инициирует и выстраивает различные виды поведения, которые эквивалентны в своих проявлениях этой черте. Черта преобразует множество стимулов и обуславливает множество эквивалентных ответных реакций.

Черты личности согласно Олпорту являются (рис.13):

Рис.13.

Черта личности - это то, что обусловливает постоянные, типичные для разнообразных равнозначных ситуаций особенности нашего поведения (доминирование, предрасположенность к общению, предрасположенность к замкнутости, агрессивность, искренность, непорядочность, интроверсия, экстраверсия и т.д.).

Олпорт указывает, что черты личности не пребывают в дремлющем состоянии в ожидании внешних стимулов. Люди активно выискивают ситуации, проявляющие их особенности.

Основные характеристики «черт личности» (рис.14):

Рис.14.

Например, ребенок может дважды в день чистить зубы и продолжать делать это, так как это поощряют родители. Это привычка. С течением времени он приучается расчесывать волосы, стирать свою одежду, убирать комнате. Все привычки соединяются вместе и образуют черту личности - опрятность.

1. Черты личности являются движущим или, по крайней мере, определяющим элементом поведения. Черты не дремлют в ожидании внешних стимулов, способных их побудить. Они скорее побуждают людей к такому поведению, в котором данные черты личности наиболее полно проявляются. Общительный человек не сидит дома, а идет на вечеринку. Черты личности «выстраивают» поведение индивида.

2. Существование черт личности можно установить эмпирически. Олпорт указывал на возможность подтверждения их существования посредством наблюдений за человеческим поведением на протяжении длительного времени, изучение историй болезни или биографий.

3. Черта личности лишь относительно независима от остальных черт, на самом деле они в определенной степени связаны. Если у человека развита проницательность, то весьма вероятно, что он может подмечать абсурдные аспекты человеческой жизни, что приводит к развитию у него чувства юмора.

4. Черта личности не является синонимом моральной или социальной оценки. Несмотря на тот факт, что многие черты (искренность, верность, жадность) подвергаются социальному оцениванию, они всё же представляют истинные особенности индивидуума.

5. Черту личности можно рассматривать либо в контексте личности, у которой она обнаружена, либо по её распространенности в обществе. Основываясь на работах германских философов Виндельбана и Штерна Олпорт выделял следующие виды черт (рис.15):


Рис.15.

1. Индивидуальные черты - черты, которыми обладает одно лицо.

Он рассматривал их как реальные единицы личности, которые присутствуют в индивиде и обладают статусом психологической реальности. Это «те подлинные нейропсихические элементы, которые управляют, направляют и мотивируют определенные виды приспособительного поведения. Черты - индивидуализированные адаптивные единицы, уникальные для каждого человека. Не существует двух людей, которые обладали бы в точности одной и той же чертой. В принципе, все черты - уникальны для индивида. Например, доминантность как индивидуальная черта, может быть понята только при проявлении её у конкретного человека.

2. Общие черты - черты, которыми обладают многие люди в пределах одной культуры. Политические или социальные установки, ценностные ориентации, тревога, конформизм - большинство людей в нашей культуре сравнимы по эти параметрам (чертам личности).

При развитии своей теории Олпорт стал обозначать индивидуальные черты как индивидуальные диспозиции, а общие как черты личности.

И выделял следующие типы индивидуальных диспозиций:

1. Кардинальные - все поступки личности можно свести к её влиянию.

Кого-то мы определяем шовинист, романтик, альтруист. Жанна Дарк -глубокое уважение к любому живому существу, Ленин - коммунист.

2. Центральные диспозиции - такие тенденции в поведении человека, которые легко могут обнаружить окружающие (пунктуальность, внимательность, ответственность). Олпорт обнаружил, что количество центральных диспозиций, с помощью которых может быть описан человек, мало в пределах от 5 до 10.

3. Вторичные диспозиции - образ действия, в котором человек постоянен, но которые влияют на его поступки и поведение не так значительно, как центральные черты. Предпочтения в еде, одежде, личные предпочтения во вкусе. Любимый, цвет, любимые сладости, любимые фильмы.

Разложив человека на черты и диспозиции, Олпорт становится перед задачей как собрать их воедино целостное образование - личность.

Для описания природы личности Олпорт вводит понятие проприум - конструкт, объединяющий черты личности и дающий направление жизни человека. Это позитивное, творческое, стремящееся к росту и развивающееся свойство человеческой природы, которое охватывает все аспекты личности и способствует формированию чувства внутреннего единства.

Это самость человека. Проприум выполняет функции, которые другие теоретики описывают как принадлежащие нашему «Я». Это часть нашего существа, которая задает нам направление и цели.

По Олпорту поведение личности детерминирует система организованных и конгруэнтных черт. Он считает, что поведением человека управляет то, что существует сейчас. В существенной степени функционирование черт осознанно и рационально. Индивиды знают, что они делают и почему. Наиболее важные мотивы поведения личности - это не отголоски прошлого. Мы знаем о человеке больше, если знаем его сознательные планы, а не вытесненные воспоминания. Это ключевой момент концепции Олпорта, которая обозначается как концепция функцональной автономии. Мотивы человека не связаны с опытом прошлых переживаний, из которых они первоначально возникли. Главной системой мотивации личности являются приобретенные интересы, ценности, установки и намерения. Они обеспечивают постоянное стремление человека к развитию зрелой личности.

Г.Олпорт – изучал концепцию личности в качестве альтернативы механизма биологического, поведенческого и инстинктивного подходов. Он выступал против переноса фактов психического состояния больного на здорового человека. Вся его деятельность была сосредоточена и подтверждена экспериментальными исследованиями здоровых людей. Г.Олпорт главной своей задачей считал создание новых принципов развития личности. Одним из главных его постулатов было положение о саморазвивающейся и открытой личности. Это предположение было предпринято прежде всего потому, что человек выступает как социальное существо и не может развиваться, не контактируя с окружающим миром. Г.Олпорт стал одним из первых, кто заявил об уникальности человека, т.к. каждый неповторим и уникален в силу сочетания различных качеств, потребностей и черт. Все эти различия способствуют уникальному для каждого формированию личности и становления в жизни.

В основе диспозиционального направления психологии личности лежат две общие идеи. Первая заключается в том, что люди обладают широким набором предрасположенностей реагировать определённым образом в различных ситуациях. То есть люди демонстрируют определённое постоянство в поступках, мыслях и эмоциях. Вторая основная идея связана с тем обстоятельством, что нет двух людей, в точности похожих друг на друга.

Личность, по Олпорту, есть динамическая организация тех психофизических систем в индивиде, которые определяют характерные для него поведение и мышление, детерминируют его уникальное приспособление к среде.С точки зрения теории Олпорта, можно определить черту личности как предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций.

Олпорт различал индивидуальные и общие черты. При этом собственно чертой Олпорт называл лишь общие черты, а индивидуальные – личной диспозицией или морфогенной чертой. Реальное различие между ними в том, что личные диспозиции, в отличии от черты, определяются как принадлежащие индивиду. Используя понятие об общих чертах, можно, осуществить сравнительное изучение одной и той же черты, выраженной у различных индивидов или групп индивидов. Он считал, что хотя черты и личные диспозиции реально существуют в человеке, они непосредственно не наблюдаемы и должны быть выведены из поведения.

Олпорт предположил, что есть некий принцип, организующий установки, мотивы, оценки и склонности в единое целое. Для этого он ввёл термин “проприум”. Проприум – позитивное, творческое, стремящееся к росту свойство человеческой природы, оно охватывает все аспекты личности, способствующие формированию чувства внутреннего единства. Олпорт выделил семь различных аспектов, участвующих в развитии проприума:

  • ощущение своего тела;
  • ощущение самоидентичности;
  • чувство самоуважения;
  • расширение самости;
  • образ себя;
  • рациональное управление самим собой;
  • проприативное стремление.

Олпорт никогда не практиковал в психотерапии и поэтому отказывался верить в то, что зрелые и незрелые люди имеют много общего. Олпорт длительное время работал над созданием адекватного описания “зрелой личности”, заключив, в итоге, что психологически зрелый человек руководствуется шестью чертами:

  1. зрелый человек имеет широкие границы “Я”;
  2. зрелый человек способен к тёплым, сердечным социальным отношениям;
  3. зрелый человек демонстрирует эмоциональную неозабоченность и самоприятие;
  4. зрелый человек демонстрирует реалистичное восприятие, опыт и притязания;
  5. зрелый человек демонстрирует способность к самопознанию и чувство юмора;
  6. зрелый человек обладает цельной жизненной философией.

Процесс развития личности Олпорт сопоставляет со сменой одной формы единства, целостности личности другой. Он выделяет три стадии в развитии единства личности:

· детская стадия;

· стадия относительной дифференциации;

· стадия интегрированного единства.

На первой стадии ребенок функционирует как динамическое единство, почти во всех ситуациях отвечает как целое, по принципу "все или ничего". На второй стадии это динамическое единство нарушается и возникает дифференциация, расчлененность отдельных мотивационных компонентов (в подростковом возрасте неструктурированными могут оказаться цели, мотивы, установки). На третьей стадии в процессе общения и деятельности на основе дифференциации и соподчинения отдельных свойств личности происходит образование интегрированного единства с обособленным центром в виде структуры Я.

Олпорт считал, что критерием проявления единства личности является постоянство поведения человека в разных ситуациях, причем именно в тех ситуациях, где включенность Я максимальна. Проверка этого предположения проводилась им в эксперименте. В первой серии испытуемые решали задачи в нейтральной ситуации, без включенности Я. Во второй серии при предъявлении тех же задач, менялись условия: испытуемым говорили, что результаты решения задач повлияют на их репутацию в колледже. Постоянство общих черт личности выявилось именно по второй серии, где включенность Я была максимальной.

Проблема развития личности является центральной для всего гуманистического направления, причем движение человека к самореализации и самоактуализации связано не столько с потребностью в редукции напряжения, установлением равновесия и желанием покоя, сколько с его нарушением, с планированием все более трудных задач. Этих же позиций придерживались и другие гуманистические психологи - Абрахам Маслоу и Карл Роджерс.

Диспозиционное направление предполагает, что люди обладают некими устойчивыми внутренними качествами, сохраняющимися с течением времени и в различных ситуациях. Индивидуумы отличаются друг от друга по своим характерологическим признакам.

Олпорт выдвинул теорию черт личности, главная задача психологии – объяснение уникальности человека.

Личность – динамическая организация тех внутренних психических процессов, которые определяют характерное для нее поведение и мышление.

Черта личности – предрасположенность реагировать сходным образом на различные виды стимулов.

Характеристики черт личности:

черта – не только номинальное обозначение , т.е. черты реальны

черта является более обобщенным качеством, чем привычка (привычка относится к специфическим тенденциям)

черта движет или , по крайней мере, определяет поведение

существование черты можно установить эмпирически (долгосрочное наблюдение, биографии, статистические методы)

черта лишь относительно независима от других черт , в реальности они перекрывают друг друга

черта не является синонимом моральной/социальной оценки , это истинная особенность человека и описывать ее надо нейтральными словами

черту можно рассматривать как в контексте личности , у которой она наблюдается, так и по ее распространению в обществе

то, что поступки не согласуются с чертой личности, не является доказательством отсутствия этой черты (черты могут быть противоречивыми, черта может проявляться только в определенных сферах)

Виды черт:

ü общие – любые характеристики, присущие какому-то количеству людей в пределах данной культуры (умение пользоваться языком, политические/социальные установки, ценностные ориентации, тревога, конформизм), т.е. черты, по которым людей можно сравнивать (=черты личности)

ü индивидуальные – такие характеристики, которые не допускают сравнений с другими людьми; уникальные черты, которые и отражают структуру личности (=индивидуальные диспозиции)

Типы индивидуальных диспозиций:

ÿ кардинальная – настолько пронизывает человека, что все поступки можно свести к ее влиянию

ÿ центральные – не столь всеобъемлющие, но яркие характеристики (у одного человека 5-10)

ÿ вторичные – еще менее заметны, еще менее обобщены, менее устойчивы (человек никогда не ведет себя послушно, кроме случаев, когда его пинает мент)

Всеобъемлющий конструкт, объединяющий черты личности и дающий направление жизни человека, - проприум.

Стадии развития проприума:

1) телесная самость – осознание телесных ощущений (младенец)

2) самоидентичность – неизменность и непрерывность Я, независимо от происходящих изменений (ребенок выучил свое имя)

3) самоуважение – гордость за собственные достижения

4) расширение самости – Я начинает захватывать важные аспекты социального и физического окружения (мой мяч)

5) образ себя – в целях и стремлениях индивида начинают отражаться ожидания других значимых людей (5-6 лет, «я плохой»)

6) рациональное управление самим собой – абстрактная аргументация и применение логики для разрешения повседневных проблем

7) проприативное стремление – целостное чувство Я и планирование перспективных целей (подросток)

8) познание самого себя – стоит над всеми семью стадиями

Личность представляет собой динамичную (мотивированную) развивающуюся систему. Мотивы взрослого человека не связаны с опытом прошлых переживаний, из которых они первоначально возникли, - концепция функциональной автономии .

Виды функциональной автономии :

A. устойчивая функциональная автономия связана с механизмами обратной связи в нервной системе – повторяющиеся действия (есть и ложиться спать в одно и тоже время)

B. собственная функциональная автономия – приобретенные интересы, ценности, установки, намерения.

Процессы собственной автономии подчиняются 3-м психологическим принципам:

· принцип организации энергетического уровня – собственная автономия возможна, потому, что уровень энергии, которым обладает человек, превышает уровень, необходимый для выживания и приспособления.

· принцип преодоления и компетенции – зрелым людям присуща мотивация преодоления и извлечения из окружающего мира уроков для себя, так же как и реализация поставленных пред собой целей.

· принцип построения проприотической системы – собственные мотивы уходят своими корнями в структуру Я, поэтому человек организует свою жизнь вокруг проприума для усиления Я, отвергая все остальное.

Зрелая личность:

· имеет широкие границы Я – может посмотреть на себя со стороны, имеет хобби, интересуется политическими и религиозными вопросами и т.д.

· способен к теплым, сердечным социальным отношениям – может проявлять дружеские отношения и сочувствие, которое проявляется в терпимости к различиям между собой и другими

· демонстрирует эмоциональную неозабоченность и самоприятие – положительно относится к самому себе, терпим к собственным недостаткам, умеет справляться с собственными эмоциональными состояниями

· демонстрирует реалистичное восприятие, опыт и притязания – видит вещи такими, какие они есть, а не такими, какими он хотел бы их видеть

· демонстрирует способность к самопознанию и чувство юмора

· обладает цельной жизненной философией – видит целостную картину благодаря ясному, систематическому и последовательному выделению значимого в собственной жизни; цельная жизненная философия дает некую разновидность доминирующей ценностной ориентации, которая придает значимость и смысл практически всему, что делает человек

ордон Олпорт: диспозициональная теория личности.

Что такое личность.

В своей первой книге «Личность: психологическая интерпретация» Олпорт описал и классифицировал более 50 различных определений личности. В результате многократных корректировок он предложил определение личности: «Личность – это динамическая организация тех психофизических систем внутри индивидуума, которые определяют характерное для него поведение и мышление». Олпорт отмечает, что термины характер и темперамент часто использовались как синонимы личности, и объясняет, как каждый из них можно легко отличить от собственно личности. Слово «характер» традиционно вызывает ассоциацию с неким моральным стандартом или системой ценностей, в соответствии с которыми оцениваются поступки личности. Т.е. характер – это оцененная личность, а личность – это неоцененный характер. Темперамент, напротив, является «первичным материалом» (наряду с интеллектом и физической конституцией), из которого строится личность. Олпорт считал это понятие особенно важным при обсуждении наследственных аспектов эмоциональной природы индивидуума.

Концепция черты личности.

Любой человек ведет себя с определенным постоянством и не так, как другие. Объяснение этому Олпорт дает в своей концепции «черты», которую он считал наиболее валидной «единицей анализа» для изучения того, что представляют собой люди и как они своим поведением отличаются друг от друга. Олпорт определяет черту как «нейропсихическую структуру, способную преобразовывать множество функционально эквивалентных стимулов, а также стимулировать и направлять эквивалентные (в значительной степени устойчивые) формы адаптивного и экспрессивного поведения». Т.е. черта – это предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций.

Черты – это психологические особенности, преобразующие множество стимулов и обусловливающие множество эквивалентных ответный реакций. Разнообразные стимулы могут вызвать одинаковые ответные реакции, так же как и множество реакций (чувства, ощущения, интерпретации, поступки) могут иметь одинаковое функциональное значение. Многие ситуации, воспринимаемые человеком как равнозначные, дают толчок к развитию определенной черты, которая затем сама инициирует и выстраивает разнообразные виды поведения, эквивалентные в своих проявлениях данной черты. Эта концепция эквивалентности стимула и реакций, объединенных и опосредованных чертой, является главной составляющей теории личности Олпорта. Следует подчеркнуть, что черты личности не пребывают в дремлющем состоянии в ожидании внешних стимулов. Люди активно выискивают социальные ситуации, способствующие проявлению их особенностей. Олпорт предлагает 8 основных критериев определения черты личности:

1. черты личности – это не только номинальное обозначение, они являются реальной и жизненно важной частью существования любого человекаю

2. черта личности является более обобщенным качеством, чем привычка. Черты личности обусловливают сравнительно неизменные и общие особенности поведения.

3. черты личности являются движущими или, по крайней мере, определяющими элементами поведения. Они побуждают людей к такому поведению, в котором данные черты личности наиболее полно проявятся.

4. существование черт личности можно установить эмпирически посредством наблюдений за человеческим поведением на протяжении длительного времени.

5. черта личности лишь относительно независима от остальных черт. Не существует резкой границы, отделяющей одну черту от другой, скорее личность представляет собой набор перекрывающих друг друга черт.

6. черта личности не является синонимом моральной или социальной оценки.

7. черту можно рассматривать либо в контексте личности, у которой она обнаружена, либо по ее распространенности в обществе.

8. то, что поступки или даже привычки не согласуются с чертой личности, не является доказательством отсутствия данной черты. Это объясняется тем, что не у каждого человека черты имеют одинаковую степень интегрированности, один и тот же человек может обладать противоречивыми чертами, кроме того, бывают случаи, когда поведение обусловлено в большей мере общественными условиями, чем личностными чертами.

Олпорт проводил различие между общими чертами и индивидуальными.

Общие черты (измеряемые, узаконенные) включают в себя любые характеристики, присущие какому-то количеству людей в пределах данной культуры.

Индивидуальные черты (морфологические) обозначают такие характеристики индивидуума, которые не допускают сравнений с другими людьми. Эта категория черт, проявляющихся уникально у каждого конкретного человека, наиболее точно отражает его личностную структуру.

Типы индивидуальных диспозиций (три типа черт личности).

Индивидуальные черты – индивидуальные диспозиции.

1. кардинальная диспозиция (главная страсть) – настолько пронизывает человека, что почти все его поступки можно свести к ее влиянию. Олпорт утверждал, что очень немногие люди обладают кардинальной диспозицией.

2. центральные диспозиции не столь всеобъемлющие, но все же довольно яркие характеристики человека, это строительные блоки индивидуальности. Центральные диспозиции – это такие тенденции в поведении человека, которые могут легко обнаруживать окружающие.

3. вторичные диспозиции – черты менее заметные, менее обобщенные, менее устойчивые. Сюда следует включить предпочтения в еде и одежде, особые установки и ситуационно обусловленные характеристики человека. Олпорт отмечал, что надо очень близко знать человека, чтобы обнаружить его вторичные диспозиции.

Понятие личности включает в себя единство, структуру и интеграцию всех аспектов индивидуальности, придающих ей своеобразие. Поэтому, можно предположить, что существует некий принцип, организующий установки, оценки, мотивы, ощущения и склонности в единое целое. Согласно Олпорту, для решения проблемы познания и описания природы личности необходимы конструкты такого уровня обобщенности, как эго или стиль жизни. Но все эти термины содержат слишком много неоднозначных побочных оттенков значения и семантических неясностей, так что Олпорт вводит новый термин – проприум. Проприум представляет собой позитивное, творческое, стремящееся к росту и развивающееся свойство человеческой природы. Речь идет о такой части субъективного опыта, как «мое», т.е. это не что иное, как самость. Олпорт полагал, что проприум охватывает все аспекты личности, способствующие формированию чувства внутреннего единства, и выделил семь различных аспектов «самости», участвующих в развитии проприума с детства до зрелости. Эти проприотические функции эволюционируют медленно, и в результате их окончательной консолидации формируется «Я», как объект субъективного познания и ощущения. Приводимые ниже отличительные функции личности представлены в порядке их последовательного появления у развивающегося индивидуума:

1. ощущение своего тела – телесная самость – в результате младенцы начинают отличать себя от других объектов.

2. ощущение самоидентичности (неизменности и непрерывности «Я», независимо от происходящих изменений) – когда посредством языка ребенок осознает самого себя в качестве определенного и постоянно важного лица.

3. чувство самоуважения – чувство гордости, которое ребенок испытывает тогда, когда он выполняет что-то самостоятельно.

4. расширение самости – «Я» начинает охватывать важные аспекты социального и физического окружения (начиная примерно с 4-6-летнего возраста). Дети приобретают этот опыт по мере того, как они начинают осознавать, что им принадлежит не только их собственное физическое тело, но также и определенные значительные элементы окружающего их мира, включая людей.

5. образ себя – в целях и стремлениях индивида начинают отражаться ожидания других значимых людей – начинает развиваться в 5-6 лет.

6. рациональное управление самим собой – абстрактная аргументация и применение логики для разрешения повседневных проблем – между 6 и 12 годами ребенок начинает понимать, что он способен находить рациональные решения жизненных проблем и эффективно справляться с требованиями реальности, но он еще не доверяет самому себе настолько, чтобы быть морально независимым. Эта стадия развития проприума отражает сильный конформизм, моральное и социальное послушание.

7. проприативное стремление – целостное чувство «Я» и планирование перспективных целей.

Кроме того, Олпорт предложил еще один аспект – познание самого себя, - который стоит над всеми остальными и синтезирует их.

Основной в теории Олпорта является идея о том, что индивидуум представляет собой динамичную (мотивированную) развивающуюся систему. Он предлагал свой собственный анализ мотивации, перечисляя требования, которым должна отвечать адекватная теория мотивации:

1. она должна признавать согласованность мотивов во времени

2. она должна признавать существование различных видов мотивов

3. она должна признавать динамическую силу когнитивных процессов (Олпорт придавал большое значение когнитивным процессам и, в особенности, планированию будущего и стремлениям)

4. она должна признавать реальную уникальность мотивов

необходимый фундамент для теории мотивации обеспечивает концепция функциональной автономии, которая означает, что мотивы зрелой личности не определяются прошлыми мотивами, т.е. причины, по которым взрослый человек ведет себя так или иначе, не зависят от того, какие причины изначально побудили его к такому поведению. По Олпорту, личность свободна от прошлого – связи с прошлым исторические, а не функциональные. Первоначальной причины поведения больше нет, а поведение сохраняется – в этом состоит суть концепции функциональной автономии.

Олпорт различал два типа функциональной автономии:

1. устойчивая функциональная автономия связана с механизмами обратной связи в нервной системе. Эти нейрофизиологические механизмы не меняются с течением времени и помогают поддерживать организм в функционирующем состоянии

2. собственная функциональная автономия относится к приобретенным интересам человека, его ценностям, установкам и намерениям. Это главная система мотивации, которая обеспечивает постоянство в стремлении человека к соответствию с внутренним образом себя и достижению более высокого уровня зрелости и личностного роста.

Процессы собственной автономии подчиняются трем психологическим принципам:

1. принцип организации энергетического уровня: собственная автономия возможна, потому что уровень энергии, которым обладает человек, превышает необходимый для удовлетворения потребности выживания и приспособления.

2. принцип преодоления и компетенции: зрелым людям внутренне присуща мотивация преодоления и извлечения из окружающего мира уроков для себя, так же как и реализации поставленных целей. Поэтому любое поведение, ведущее к повышению уровня компетенции индивидуума, включается в контур его собственной мотивации.

3. принцип построения проприотической системы: все собственные мотивы уходят своими корнями в структуру «Я» индивидуума. В результате человек организует свою жизнь вокруг проприума во имя цели усиления «Я», отвергая все остальные.

Олпорт полагал, что созревание человека – это непрерывный процесс становления. Он видел также качественную разницу между зрелой личностью и незрелой (невротической). Психологически зрелый человек характеризуется шестью чертами:

1. зрелый человек имеет широкие границы «Я», может посмотреть на себя «со стороны»

2. зрелый человек способен к теплым, сердечным социальным отношениям: дружеской интимности и сочувствию.

3. зрелый человек демонстрирует эмоциональную неозабоченность и самоприятие.

4. зрелый человек демонстрирует реалистическое восприятие, опыт и притязания

5. зрелый человек демонстрирует способность к самопознанию и чувство юмора

зрелый человек обладает цельной жизненной философией.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «vidental.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «vidental.ru»