Понятие травматического стресса. Травматический стресс

Подписаться
Вступай в сообщество «vidental.ru»!
ВКонтакте:
1.1. Концепция стресса Г. Селье.

1.2. Понятия «травма», «травматический стресс», «посттравматическое стрессовое расстройство».


1.1. Концепция стресса Г. Селье


Начало созданию биологической концепции стресса положил Ганс Селье в 1936 г. Одной из главных функций психики он назвал уравновешивание деятельности организма с постоянно изменяющимися условиями внешней среды. Таким образом, центральной в концепции стресса
Г. Селье стала гомеостатическая модель самосохранения организма и мобилизация ресурсов для реакции на стрессор. В этом смысле стресс - это одно из естественных состояний человека. Стресс (от англ. stress - нажим, давление) - это любое более или менее выраженное напряжение организма, связанное с его жизнедеятельностью. Речь идет о совокупности стереотипных , филогенетически запрограммированных реакций организма, вызываемых воздействием различных интенсивных стимулов окружающей нас среды или трудными жизненными ситуациями. По своей начальной сути возникающие реакции организма имеют адаптационный характер. И в этом качестве стресс - неотъемлемое проявление жизни.

Исходными пунктами, вызывающими состояние стресса, являются стрессовые события или стрессоры. Стрессоры обычно делят на физиологические (боль, голод, жажда, чрезмерная физическая нагрузка, высокая


и низкая температура и т. п.) и психологические (опасность, угроза, утрата, обман, обида, информационная перегрузка и т. п.). Последние, в свою очередь, подразделяются на эмоциональные и информационные.

Если рассматривать события в качестве стрессоров, то их можно систематизировать по размеру негативной значимости и по времени, требуемому на адаптацию. В зависимости от этого различают критические жизненные события, травматические стрессы, повседневные стрессоры или хронические стрессоры (Пушкарев А. Л. и др., 2000).

По типу воздействия на человека стрессы можно подразделить на следующие виды:


  1. Системные стрессы, отражающие напряжение преимущественно биологических систем. Они вызываются отравлением, воспалением тканей, ушибами и т. п.

  2. Психические стрессы, возникающие при любых видах воздействий, вызывающих эмоциональную реакцию.
Г. Селье выделяет два вида стресса - эустресс и дистресс . Дистресс всегда неприятен, он связан с вредоносным воздействием. Эустресс имеет положительный эффект, т. к. активизируются психические процессы, эмоции носят стенический характер. Эустрессом называется такая потеря равновесия, которая возникает, когда субъект переживает соответствие между требуемыми от него усилиями и имеющимися в его распоряжении ресурсами. Понятие дистресс отражает такие психические состояния
и процессы, при которых, по крайней мере, на какое-то время, соотношение между требуемыми усилиями и имеющимися ресурсами кажется нарушенным, причем не в пользу ресурсов .

Г. Селье выделяет три основные стадии развития стресса:


  1. первая - аларм-стадия, или стадия тревоги,

  2. вторая - стадия резистентности, или сопротивления,

  3. третья - стадия истощения.
На первой стадии происходит мобилизация адаптационных ресурсов организма, человек находится в состоянии напряженности и настороженности. Эта фаза характеризуется тем, что человек перестает чувствовать заболевания, ощущать симптомы, которые относятся к разряду «психосоматических»: гастриты, колиты, язвы, мигрени, аллергии. Правда,
к третьей стадии они возвращаются с утроенной силой.

Если стрессогенный фактор слишком силен или продолжает свое действие, то наступает стадия резистентности, которая характеризуется практически полным исчезновением признаков тревоги; уровень сопротивляемости организма значительно выше обычного. На этой стадии осуществляется сбалансированное расходование адаптационных ресурсов. Если стрессогенный фактор является чрезвычайно сильным или же действует длительно, развивается стадия истощения.

В это время энергия исчерпана, физиологическая и психологическая защиты оказываются сломленными. Вновь появляются признаки тревоги.

По образному сравнению Г. Селье, эти три фазы общего адаптационного синдрома напоминают стадии человеческой жизни: детство (с присущей этому возрасту низкой сопротивляемостью и чрезмерными реакциями на раздражители), зрелость (когда происходит адаптация к наиболее частым воздействиям и увеличивается сопротивляемость) и старость (с необратимой потерей сопротивляемости и постепенным одряхлением), заканчивающаяся смертью.

Преодоление стресса включает психологические (сюда входят когнитивная, эмоциональная и поведенческая стратегии) и физиологические механизмы. Если попытки справиться с ситуацией оказываются неэффективными, стресс продолжается и может привести к появлению патологических реакций. При некоторых обстоятельствах вместо мобилизации организма на преодоление трудностей, стресс может стать причиной серьезных расстройств (Исаев Д. Н., 2004).

1.2. Понятия «травма», «травматический стресс»,
«посттравматическое стрессовое расстройство»

Научный термин «стресс» уже давно вошел в обиходный язык, о нем пишут в популярной и художественной литературе, ищут способы, как избежать, снять это состояние .

Однако необходимо различать, что есть стресс «нормальный», не нарушающий адаптацию человека , и травматический. Травматическим стресс становится, когда результатом воздействия стрессора является


нарушение в психической сфере.

В начале 80-х гг. возникло самостоятельное исследовательское направление, которое занимается экстремальными перегрузками, их преодолением и последствиями, в результате чего сложились такие понятия, как «травматические перегрузки», «травматический стресс» или, попросту, «психологическая травма». Но понятие травмы, несмотря на его частое употребление, определяется в основном в общих словах: событие высокой интенсивности при одновременном отсутствии возможности адекватного совладания и превышении приспособительного потенциала индивида, следствием чего могут быть нарушения адаптации и расстройства, связанные со стрессом (Freedy J. R., Hobfoll S. E., 1995). По DSM-IV (Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorder - Классификационный психиатрический стандарт, подготовленный Американской психиатрической ассоциацией). Травматическое событие имеет место тогда, когда оно связано со смертью, угрозой смерти, тяжелым ранением или какой-то другой угрозой физической целостности; причем данное событие может затрагивать человека прямо или косвенно - через значимых лиц. Но иногда травма возникает и из-за того, что человек становится свидетелем угрожающей кому-то опасности, ранения или смерти совершенно чужого ему человека. Такие события коренным образом нарушают чувство безопасности индивида, вызывая переживания травматического стресса , психологические последствия которого разнообразны.

Травматический стресс - это переживание особого рода, результат особого взаимодействия человека и окружающего мира. Это нормальная реакция на сложные, травмирующие обстоятельства, состояние, возникающее у человека, который пережил нечто, выходящее за рамки обычного человеческого опыта (Черепанова Е. М., 1997).

В. Г. Ромек, В. А. Конторович выделяют четыре характеристики травмы, способной вызвать травматический стресс:

1. Происшедшее событие осознается, то есть человек знает, что с ним произошло и из-за чего у него ухудшилось психологическое состояние.

2. Это состояние обусловлено внешними причинами.

3. Пережитое разрушает привычный образ жизни.

4. Происшедшее событие вызывает ужас и ощущение беспомощности, бессилия что-либо сделать или предпринять.

Психологическая реакция на травму включает в себя три относительно самостоятельные фазы, что позволяет охарактеризовать ее как развернутый во времени процесс (Пушкарев А. Л. и др., 2000).

Первая фаза - фаза психологического шока - содержит два основных компонента:

1. Угнетение активности, нарушение ориентировки в окружающей среде, дезорганизация деятельности.

2. Отрицание происшедшего (своеобразная охранительная реакция психики). В норме эта фаза достаточно кратковременна.

Вторая фаза - воздействие - характеризуется выраженными эмоциональными реакциями на событие и его последствия. Это могут быть сильный страх , ужас, тревога, гнев, плач, обвинение - эмоции, отличающиеся непосредственностью проявления и крайней интенсивностью. Постепенно эти эмоции сменяются реакцией критики или сомнения в себе. Она протекает по типу «что было бы, если бы...» и сопровождается болезненным осознанием неотвратимости происшедшего, признанием собственного бессилия и самобичеванием. Данная фаза является критической в том отношении, что после нее начинается либо «процесс выздоровления», либо происходит фиксация на травме и последующий переход постстрессового состояния в хроническую форму. В последнем случае человек остается на второй фазе реагирования. При благополучном эмоциональном отреагировании возникает третья фаза - фаза нормального реагирования. Ее можно представить в виде схемы (рис. 1).

Рис. 1. Фазы выхода из стрессового состояния
Нарушения, развивающиеся после пережитой психологической травмы, затрагивают все уровни человеческого функционирования (физиологический, личностный, уровень межличностного и социального взаимодействия), приводят к стойким личностным изменениям не только у людей, непосредственно переживших стресс, но и у членов их семей .

Факт переживания травматического стресса для некоторых людей становится причиной появления у них в будущем посттравматического стрессового расстройства (ПТСР).

Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) - это
непсихотическая отсроченная реакция на травматический стресс, способный вызвать психические нарушения практически у любого человека. Круг явлений, вызывающих травматические стрессовые нарушения, достаточно широк и охватывает множество ситуаций, когда возникает угроза собственной жизни или жизни близкого человека, угроза физическому здоровью или образу «Я». Посттравматическое стрессовое расстройство (PTSD - Posttraumatic Stress Disorder) определяется как комплекс симптомов, наблюдавшихся у тех, кто пережил травматический стресс. Предполагается, что симптомы могут появиться сразу после пребывания в травматической ситуации, а могут возникнуть спустя много лет.

В соответствии с особенностями проявления и течения различают три подвида посттравматических стрессовых расстройств (Ромек В. Г., Конторович В. А., 2004):


  • острое, развивающееся в сроки до трех месяцев (его не следует смешивать с острым стрессовым расстройством , которое развивается
    в течение одного месяца после критического инцидента);

  • хроническое, имеющее продолжительность более трех месяцев;

  • отсроченное, когда расстройство возникло спустя шесть и более месяцев после травматизации.
В настоящее время ряд зарубежных авторов предлагает дополнить диагностику постстрессовых нарушений еще одной категорией - посттравматическими личностными расстройствами (или PTPD - posttraumatic personality disorder), что представляется достаточно логичным шагом, поскольку присутствие хронических симптомов ПТСР часто отмечается на протяжении всей последующей жизни человека, пережившего массированную психотравму. Безусловно, что такая травма способна оставить неизгладимый отпечаток в душе человека и привести к патологической трансформации всей его личности.

Схематически взаимосвязь различных по времени возникновения, продолжительности и глубине стадий формирования постстрессовых


нарушений В. Г. Ромек, В. А. Конторович представляют следующим образом (рис. 2).


Рис. 2. Стадии формирования постстрессовых нарушений

Разрушительное действие пережитой травмы продолжает оказывать влияние на всю жизнь человека, нарушая развитие у него чувств безопасности и самоконтроля. Это вызывает сильное, порой непереносимое напряжение. И если это напряжение не снимается, то целостности психики угрожает реальная опасность. В общих чертах это и есть тот путь , по которому идет развитие посттравматического стрессового состояния.


Вопросы для самоконтроля

  1. Назовите основные виды стрессов.

  2. Какие стадии развития стресса выделил Г. Селье?

  3. Какие характеристики отличают травматический стресс от «нормального»?

  4. В чем различия между понятиями «травматический стресс» и «посттравматическое стрессовое расстройство»?

  5. Опишите фазы психологического реагирования на травму.

  6. Какие выделяют виды посттравматических стрессовых расстройств в зависимости от особенностей их течения?

  7. Чем отличаются посттравматические стрессовые расстройства от посттравматических личностных расстройств?

  8. Сформулируйте стадии формирования постстрессовых нарушений.
Задание

Ознакомьтесь с нижеизложенными утверждениями, касающимися стрессов. Определите, какие из них ложные, а какие верные. Обоснуйте свою точку зрения.

Список утверждений


  • Связанные со стрессом симптомы и психосоматические заболевания не могут причинить мне реального вреда, поскольку все они существуют только в моем воображении.

  • Только слабые люди страдают от стресса.

  • Я не несу ответственности за стресс в моей жизни . Стресс в наше время неизбежен - мы все его жертвы.

  • Я всегда знаю, когда я испытываю чрезмерный стресс.

  • Распознать источники чрезмерного стресса легко.

  • Все люди реагируют на стресс одинаково.

  • Когда я начинаю испытывать чрезмерный стресс, все, что я должен сделать, - это сесть и расслабиться.

  1. Исаев, Д. Н. Детская медицинская психология. Психологическая педиатрия / Д. Н. Исаев. - СПб. : Речь, 2004. - 384 с.

  2. Малкина-Пых, И. Г. Экстремальные ситуации: справочник практического психолога / И. Г. Малкина-Пых. - М. : Эксмо, 2005. - 960 с.

  3. Ромек, В. Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях / В. Г. Ромек, В. А. Конторович, Е. И. Крукович. - СПб. : Речь, 2004. - 256 с.

  4. Селье, Г. Очерки об адаптационном синдроме / Г. Селье. - М. : МЕДГИЗ, 1991. - 54 с.

  5. Селье, Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. - М. : Прогресс, 1979. - 48 с.

Круг явлений, вызывающих травматические стрессовые нарушения, достаточно широк и охватывает множество ситуаций, когда возникает угроза собственной жизни или жизни близкого человека, угроза физическому здоровью или образу «я». Нарушения, развивающиеся после пережитой психологической травмы, затрагивают все уровни человеческого функционирования (физиологический, личностный, уровень межличностного и социального взаимодействия), приводят к стойким личностным изменениям не только у людей, непосредственно переживших стресс, но и у очевидцев, и у членов их семей. Посттравматические стрессовые нарушения способствуют формированию специфических семейных отношений, особых жизненных сценариев и могут влиять на всю дальнейшую жизнь.

Травматический стресс - особая форма общестрессовой реакции. Когда стресс перегружает психологические, физиологические, адаптационные возможности человека, он становится травматическим, т.е. вызывает психологическую тревогу. Травматический стресс - это переживание особого рода, результат особого взаимодействия человека и окружающего мира, это нормальная реакция на ненормальные обстоятельства.

Впервые термин «посттравматический стрессовый синдром», которым обозначалась разновидность вызванного тяжелым стрессом психического расстройства, был введен в 1980 году М. Горовицом и соавторами и включен в американскую диагностическую систематику OSM-III-P.

Подчеркивая некоторые особенности длительных послестрессовых расстройств, Е. Линдерман в 1944 году предложил использовать для их определения понятие «патологическое горе». По мнению автора, сюда может быть отнесена аномальная реакция субъекта на несчастье, вследствие которой развиваются различные психические и психосоматические расстройства. «Патологическое горе» - это синдром, имеющий специфическую психопатологическую и соматическую симптоматику. Он может развиваться непосредственно после несчастья или спустя какое-то время, может быть преувеличенно выражен или малозаметен. При соответствующем лечении, по мнению автора, этот патологический синдром способен успешно трансформироваться в «нормальную реакцию на горе», а затем исчезнуть вообще.

Все расстройства, наблюдаемые у пострадавших в результате несчастных случаев, сгруппированы автором следующим образом:

  1. Психогенно обусловленные соматические расстройства (чувство сжимания в горле, одышка, мышечная слабость и т.п.).
  2. Озабоченность постоянным представлением утраты.
  3. Чувство тоски.
  4. Реакция враждебности и раздражительности.
  5. Утрата присущих ранее стереотипов поведения.

Особое внимание клиницистов второй половины 70-х годов привлекло влияние стрессов военного времени. Среди наиболее частых расстройств отдаленного периода в этих случаях отмечались: повторяющиеся навязчивые воспоминания, которые часто имели форму ярких образных представлений и сопровождались угнетением, страхом, соматическими расстройствами, состоянием отчуждения и безразличия с утратой обычных интересов и чувством вины; устрашающие сновидения, связанные с предыдущим военным опытом; повышенная возбудимость и раздражительность. Для обозначения синдрома посттравматических стрессовых нарушений в литературе широко используется аббревиатура PTSD (Post traumatic stress disorder).

В основе PTSD, по мнению большинства исследователей этого вопроса, лежит психическая травма, обозначаемая как «событие», способная вызвать тяжелый психический стресс. Во всех случаях такое событие необычно для личности и сопровождается страхом, ужасом, ощущением беспомощности. Ряд факторов усиливает психическую травму. Наиболее значимые из них - непосредственная вероятность смерти, идентификация себя с жертвой, утрата социальных связей, неопределенность отдаленных последствий.

Большую сложность представляет определение патогенетических механизмов PTSD. В настоящее время существуют различные взгляды на них и, соответственно, несколько новых подходов к их изучению. В связи с этим Е. Брег предлагает различать психологические, биологические, комплексные модели патогенеза. Среди психологических моделей наибольший интерес представляют модели, предложенные М. Горовицом. Он опирался на идеи 3. Фрейда. Фрейд, обследуя солдат, принимавших участие в первой мировой войне, страдавших ночными кошмарами, предположил, что эти сны отображают первичную локализацию травматических образов, а их повторение - инфантильная форма защиты, когда постоянное восстановление в памяти несчастья приводит к формированию защитного опыта. Имеющиеся при этом у больных расстройства Фрейд классифицировал как невротические («травматический невроз»). Позднее он предположил, что при травматическом неврозе имеются негативные и позитивные реакции. Первые как бы вытесняют травму подавлением, избеганием и фобиями, а вторые, наоборот, напоминают о ней в виде воспоминаний, образов, фиксации.

У М. Горовица этим группам реакций соответствует группа симптомов отрицания и повторного переживания. Фактор внешнего воздействия автор определил как «травматическое стрессовое событие», несущее абсолютно новую информацию, которую индивиддолжен интегрировать в предыдущий жизненный опыт. В ходе клинического исследования установлено, что симптоматически отрицание проявляется амнезией, нарушением внимания, общей психической заторможенностью, стремлением избегать любых упоминаний о травме или ассоциаций, связанных с ней. Симптоматика «повторного переживания» характеризуется повторяющимися навязчивыми мыслями, расстройствами сна, ощущением тревоги. В настоящее время наиболее перспективны теоретические разработки патогенеза, учитывающие как психологические, так и биологические аспекты развития PTSD. В частности, Л. Колд, обобщив данные психофизиологических и биохимических исследований у ветеранов войны во Вьетнаме, указывает на то, что в результате чрезвычайного по интенсивности и продолжительности стимулирующего воздействия происходят изменения в нейронах коры головного мозга, в первую очередь при этом страдают зоны мозга, связанные с контролем над агрессивностью и циклом сна.

Б. Колодзин в одной из своих работ подразумевает под посттравматическим стрессом прежде всего то, что человек пережил травмирующее событие. Другая сторона посттравматического стресса, по его мнению, относится к внутреннему миру личности и связана с реакцией человека на пережитые им события. Таким образом, говоря о PTSD, автор имеет в виду, что человек пережил одно или несколько травмирующих событий, которые глубоко затронули его психику. Эти события так резко отличались от всего предыдущего опыта или причиняли настолько сильные страдания, что человек отвечает на них бурной отрицательной реакцией. Нормальная психика в подобной ситуации стремится смягчить дискомфорт: человек, переживший такую ситуацию, коренным образом меняет свое отношение к окружающему миру. Автор выделяет следующие клинические симптомы, наблюдаемые при посттравматическом стрессе:

  1. Немотивированная бдительность.
  2. «Взрывная» реакция.
  3. Притупленность эмоций.
  4. Агрессивность.
  5. Нарушения памяти и концентрации внимания.
  6. Депрессия.
  7. Общая тревожность.
  8. Приступы ярости.
  9. Злоупотребления наркотическими и лекарственными веществами.
  10. Непрошенные воспоминания.
  11. Галлюцинаторные переживания.
  12. Бессонница.
  13. Мысли о самоубийстве.
  14. «Вина выжившего».

В современном виде диагностические критерии посттравматического стрессового расстройства наиболее полно представлены классификации болезней DSM-III-R.

  1. Посттравматическое стрессовое расстройство возникает в результате психической травмы, «события», выходящего за рамки обычного опыта и являющегося тяжелым стрессом для любого человека (серьезная угроза для жизни или здоровья детей, близких родственников, друзей).
  2. Психическая травма («событие»), вызвавшая PTSD, повторно переживается пострадавшим в следующих формах (не менее чем в одной):
    • постоянные или эпизодические угнетающие воспоминания о психической травме;
    • частые повторные угнетающие мысли, связанные с «событием»;
    • внезапное ощущение того, что «событие и то, что ему предшествовало, повторяются вновь (включая ощущения, иллюзии, галлюцинации);
    • значительное психологическое угнетение, если текущие события напоминают или символически связаны с психической травмой, включая предметы, даты и т.п.
  3. Постоянное избегание того, что может ассоциироваться с «событием» или напоминать о нем, а также общая психическая заторможенность (не менее 3-х пунктов):
    • избегать ситуаций или действий, которые могут вызвать воспоминание о психический травме;
    • стремление уйти от мыслей и чувств, ассоциирующихся с психической травмой;
    • невозможность восстановить важные подробности, связанные с травмой;
    • значительная утрата интереса к ранее важным аспектам деятельности (у детей - утрата навыков речи и самообслуживания);
    • чувство отчуждения и безразличия к другим;
    • заметное снижение уровня положительных аффективных переживаний (невозможность испытать чувство любви, радости);
    • неуверенность в будущем (невозможность сделать карьеру, вступить в брак, иметь детей или долго жить).
  4. Симптомы повышенной возбудимости, отсутствовавшие до психической травмы (не менее 2-х пунктов):
    • трудности с засыпанием или сном;
    • раздражительность или вспышки гнева;
    • трудности при сосредоточении;
    • повышенная осторожность;
    • повышенная пугливость;
    • физиологические реакции при упоминании о «событии» или сопутствующих обстоятельствах.
  5. Продолжительность симптомов, включенных в разделы B.C.D. должна быть не менее одного месяца. В этом случае может идти речь о наличии посттравматических стрессовых нарушений - PTSD-синдрома. Приступы, развивающиеся не ранее, чем через шесть месяцев после травмы, принято квалифицировать как специфически отставленные. Несмотря на то, что эти критерии успешно применяются в диагностике PTSD, в настоящее время продолжаются критический анализ и проверка их валидности и надежности. Перейдем к рассмотрению проблемы посттравматических стрессовых нарушений в отечественной психологии. В отечественной литературе проблемы психологических последствий стихийных бедствий, катастроф и военных действий анализируются в основном с позиции динамики психопатологических проявлений. Итогом многолетней работы ученых стало выдвижение концепции об индивидуальном барьере психической адаптации. В работах последних лет в основном с позиции этой концепции анализируются психологические последствия стихийных бедствий и катастроф. Их классификация включает в себя:
    • Непатологические (физиологические) реакции.
    • Психогенные патологические реакции.
    • Психогенные неврологические состояния.
    • Реактивные психозы.

По мнению многих авторов, психогенные расстройства могут возникать во время действия экстремальности и самостоятельно исчезают при завершении адаптации человека к ней (особенно непатологические реакции, другие же требуют оказания медицинской помощи). В некоторых случаях как непатологические реакции, так и патологические через несколько месяцев после экстремальных воздействий имеют тенденцию к трансформации в более тяжелые формы психических расстройств. Ю.А. Александровский с другими авторами выделяет следующие основные клинические проявления разных этапов психогенных и психических расстройств.

  1. При непатологических невротических проявлениях: астенические нарушения, тревожная напряженность, вегетативные дисфункции, расстройства ночного сна, возникновение и декомпенсация психосоматических расстройств, снижение порога переносимости вредностей. Указанные феномены отличаются парциальностью, симптомы не объединяются в синдромы, существует возможность их полной самокоррекции.
  2. При невротических реакциях: контролируемое чувство тревоги и страха, невротические расстройства, декомпенсация личностно-типологических особенностей.
  3. При неврозах: стабилизированные и клинически оформившиеся невротические состояния, преобладание депрессивных, неврастенических расстройств, выраженные психосоматические (неврозоподобные) расстройства.
  4. При патологическом развитии личности: стабилизация и развитие личностных изменений, потеря связи невротических расстройств с вызывающими их причинами.

Травматический стресс это особая форма общей стрессовой реакции. Он перегружает психологические, физические, адаптационные возможности человека. Далеко не каждое событие способно вызвать травматический стресс.

Характеристики травмы:

1. произошедшие событие осознается (то есть человек знает, что с ним произошло и из-за чего у него ухудшилось психологическое состояние.

2. состояние обусловлено внешними причинами.

3. пережитое разрушает первичные образ жизни.

4. происшедшее событие вызывает ужас и ощущение беспомощности, бессилия что-либо сделать или предпринять.

Травматический стресс – это переживание особого рода, это результат взаимодействия человека и окружающего мира, это нормальная реакция на ненормальные состояния, обстоятельства, возникающие у человека, который пережил нечто, выходящее за рамки обычного человеческого опыта (угроза жизни, смерть, ранение, насилие и т.п.).

Событие, вызвавшее травматический стресс может включать такие, когда возникает угроза собственной жизни, или жизни близкого человека, угроза физическому здоровью или образу «Я». Расстройство может быть более тяжелым и длительным когда стресс обусловлен человеком, чем внешними причинами природного или техногенного характера.

В Международной классификации психических нарушений, травматический стресс определяется как комплекс реакций, когда (И.Черепанова):

1. Травматическое событие упорно переживается вновь и вновь. Это может происходить в различных формах:

· Повторяющиеся и насильственно прорывающиеся, внедряющиеся в сознание воспоминания о событии, включая образы, мысли или представления (не думать о желтой обезьяне). Человек всеми силами стремится забыть о нем, но оно всегда найдет лазейку, чтобы напомнить о себе. К этой же группе симптомов относятся повторяющиеся детские игры, в которых отражаются элементы травматического события. Это особый вед игры, когда дети однообразно, монотонно повторяют один и тот же сюжет игры, не внося туда никаких изменений, никакого развития. В таких играх, как правило, отсутствуют катартические элементы, т.е. дети, проиграв определенные сюжеты, не испытывают облегчения.

· Повторяющиеся кошмарные сны о событии.

· Действия или чувства, соответствующие переживаемым во время травмы (иллюзии, галлюцинации и так называемые "вспышки воспоминаний", когда перед мысленным взором, как в кино, проходят эпизоды травматического события, порой еще ярче и отчетливей, чем это было в действительности, причем не важно, возникают эти явления наяву, или в просоночном состоянии, или же при интоксикации (например, под воздействием алкоголя или лекарств) – гром – реакция на землетрясение.


· Интенсивные негативные переживания при столкновении с чем-то, напоминающим (символизирующим) травматическое событие. Физиологическая реактивность, если что-то напоминает или символизирует травматическое событие: спазмы в желудке, головные боли. и др. Так, если девочку изнасиловали в лифте, ее каждый раз бросает в пот, когда она туда входит.

2. Упорно избегается все, что может быть связано с травмой: мысли или разговоры, действия, места или люди, напоминающие о травме (вышеупомянутая девочка стала избегать пользоваться лифтом).

3. Появляется неспособность вспомнить важные эпизоды травмы, т.е. человек не может вспомнить некоторые эпизоды из того, что с ним происходило.

4. Выражено снижение интереса к тому, что раньше занимало, человек становится равнодушным ко всему, его ничто не увлекает.

5. Появляется чувство отстраненности и отчужденности от других, ощущение одиночества.

6. Притупленность эмоций - неспособность переживать сильные чувства (любовь, ненависть и др.)

7. Появляется чувство укороченного будущего, т.е. короткая жизненная перспектива, когда человек планирует свою жизнь на очень небольшое время. Ребенок не может представить себе, что у него будет долгая жизнь, семья, карьера, дети и т.д. Работая с детьми из различных регионов нашей страны, я увидела, что многие из них ожидают скорого конца света. В зависимости от особенностей региона одни убеждены, что взорвутся резервуары с хлором, у которых истек срок годности, другие ждут радиационного заражения или геноцида. Многие дети, живущие в зараженной зоне, убеждены, что скоро должны умереть.

При переживании травматического события обнаруживаются следующие симптомы :

· Бессонница или прерывистый сон. Сон относится к таким проявлениям, которые нарушаются при малейшем психологическом неблагополучии. Человека посещают ночные кошмары, и он сам невольно противится засыпанию – в этом причина его бессонницы: человек боится заснуть и вновь увидеть этот сон. Бессонница также бывает вызвана высоким уровнем тревожности, неспособностью расслабиться, а также непреходящим чувством физической или душевной боли. Регулярное недосыпание, приводящее к крайнему нервному истощению, дополняет картину травматического стресса.

· Раздражительность или вспышка гнева. "Иногда мне кажется, что я могу убить того, кто на меня сердит".

· Нарушение памяти и концентрации внимания. В некоторые моменты концентрация внимания может быть великолепной, но стоит появиться какому-либо стрессовому фактору, как человек теряет способность сосредоточиться. У детей это нарушение порой достигает такой выраженности, что их успехи в обучении сильно ухудшаются. Отличники становятся двоечниками, очень болезненно переживая это.

· Сверхбдительность. Человек пристально следит за всем, что происходит вокруг, словно ему угрожает постоянная опасность. Но это опасность не только внешняя, но и внутренняя - она состоит в том, что нежелательные травматические впечатления, обладающие разрушительной силой, прорвутся в сознание. Часто сверхбдительность проявляется в виде постоянного физического напряжения. Это напряжение может создать немало проблем. Во-первых, поддержание такого высокого уровня бдительности требует постоянного внимания и огромных затрат энергии. Во-вторых, человеку начинает казаться, что это и есть его основная проблема. И как только напряжение удастся уменьшить и расслабиться, все будет хорошо. Физическое напряжение может выполнять защитную функцию - защищает наше сознание, и нельзя убирать психологическую защиту, пока не уменьшилась интенсивность переживаний. Когда же это произойдет, физическое напряжение уйдет само.

· Преувеличенное реагирование – п ри малейшем шуме, стуке и т.п. человек вздрагивает, бросается бежать, громко кричит и т.д. Такое преувеличенное реагирование привело к новым жертвам после землетрясения. Тогда за самым сильным толчком следовали другие, более слабые и не опасные. Но люди, почувствовав толчки, выбрасывались из окон, разбиваясь насмерть.

Психологическая реакция на травму – это развернутый во времени процесс, который включает в себя 3 фазы:

1 – фаза психологического шока. Содержит 2 компонента: -угнетение активности, нарушение ориентации в окружающей среде, дезорганизация деятельности; отрицание произошедшего. В норме эта фаза достаточно кратковременна.

2 фаза воздействия – характеризуется выраженными эмоциональными реакциями на событие и его последствия. Эмоциональные реакции отличаются непосредственностью проявления и крайней интенсивностью (страх, гнев, плач и т.п.). Постепенно эти эмоции сменяются реакцией критики или сомнения в себе.

3 фаза критики – протекает по принципу «что бы было, если бы…», сопровождается болезненным осознанием неотвратимости происшедшего, признанием собственного бессилия и самобичеванием (чувство вины выжившего). Может доходить до уровня глубокой депрессии. После этой фазы начинается либо выздоровление (отреагирование, принятие реальности, адаптация к возникшим обстоятельствам), либо происходит фиксация на травме и хронификация постстрессового состояния.

Нарушения, развивающиеся после пережитой травмы затрагивают не только самого участника травмирующего события, но и ленов его семьи. Последствия травмы могут проявляться спустя многое годы, внезапно, на фоне общего благополучия, и со временем ухудшение состояния становится более выраженным.

В результате воздействия на личность травмирующего фактора, опасной, экстремальной ситуации, может развиваться посттравматическое стрессовое расстройство, которое является вторичной, проявляющейся через определенное время после окончания самой экстремальной ситуации, реакции на травмирующее событие. Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) может иметь затяжной характер и влияет на всю дальнейшую жизнь человека. ПТСР возникает далеко не у всех участников той или иной экстремальной ситуации и зависит от ряда факторов:

1. Особенности личности, значимость ситуации для личности.

2. Биопсихические особенности индивида (включающие в себя особенности нервной системы, половозрастные особенности).

3. Опыт нахождения в экстремальной ситуации.

4. Наличие в анамнезе психических травм.

5. Различные формы зависимого поведения или склонность в ним.

6. Отсутствие поддержки со стороны значимых лиц.

Согласно МКБ-10 (См. приложение), посттравматическое стрессовое расстройство может развиваться вслед за травмирующими событиями, которые выходят за рамки обычного человеческого опыта. К стрессорам, вызывающим ПТСР относят: стихийные бедствия, техногенные катастрофы, а так же события, являющиеся результатом целенаправленной, часто преступной деятельности (диверсии, террористические акты, пытки, массовое насилие, боевые действия, попадание в ситуацию «заложника», разрушение собственного дома и т.п.). ПТСР возникает в том случае, когда стресс перегружает психологические, физиологические, адаптационные возможности человека и разрушает защиту.

Посттравматическое стрессовое расстройство представляет собой комплекс реакций человека на травму, где травма определяется как переживание, потрясение, которое у большинства людей вызывает страх, ужас, беспомощность.

В соответствии с особенностями проявления и течения различают три подвида посттравматических стрессовых расстройств (психологическая помощь в кризисных ситуациях):

§ острое, развивающееся в сроки до трех месяцев;

§ хроническое, имеющее продолжительность более трех месяцев;

§ отсроченное, когда расстройство возникло спустя шесть и более месяцев после травмы.

Посттравматическое стрессовое расстройство откладывает отпечаток на всю дальнейшую жизнь человека, потому требуется проработка данного состояния для сглаживания последствий данного расстройства. Схематически взаимосвязь различных по времени возникновения, продолжительности и глубине стадий формирования постстрессовых нарушений представлена на следующей схеме (рис.4)

Стадии формирования постстрессовых нарушений

Динамику психопатологических последствий целесообразно рассматривать в трех аспектах:

q синдромодинамика первичного Эго-стресса (стресса осознания психотравмирующей реальности). Явления Эго-стресса лежат в основе патогенеза психопатологических последствий чрезвычайной ситуации;

q социально приемлемые варианты психопатологической эволюции личности участников чрезвычайной ситуации психические (невротические) и психосоматические расстройства;

q социально-негативные варианты психопатологической эволюции личности участников чрезвычайной ситуации: расстройства социального поведения, в отношении которых позиции государства носит медико-правовой характер (См. рис. 5).

После минования аффективно-шоковых (острых) реакций выступает картина первичного травматического Эго-стресса (стресса осознания).

Клиническую структуру синдрома составляют:

1. Фрустрационная регрессия, связанная с действием одного из базовых механизмов защиты-регрессии. Факт пребывания в чрезвычайной ситуации сопровождается автоматическим снижением психики на уровень пубертатного кризиса, что находит свое проявление в подчеркнутой дисциплине, субординации, подчиняемости при одновременно повышенной вероятности бурных вспышек непосредственно разрушительного или хаотически-дурашливого поведения. Регрессия находит свое переживание в своей речевой спутанности. Особое место занимает фрустрация потребностей самоопределения (ограничения прав и свободы). Здесь может наблюдаться следующие проявления условно-патологической динамики личности в очаге чрезвычайной ситуации:

§ персонификация источника угрозы с переживанием образа врага и образа магического помощника;

§ при наличии внешней блокады проявления агрессии, возможны аутоагрессивные действия, либо дальнейшая регрессия не глубже 3-х летнего уровня с нарушением сфинктериальной дисциплины (медвежья болезнь). Эмоциональность связана с переживанием чувства беспомощной подверженности реальной опасности.

2. Аффект болезненного недоумения, который характерен для начального периода существования Эго-стресса и отражает наличие упорных и безуспешных попыток осмысления новой, психотравмирующей реальности.

3. Аффект психалгии. Невыразимое словами переживание душевной боли, страданий, для которого характерны длительность, скрытность с оттенком признания безнадежности, безвозвратности. В структуру феномена душевной боли следует включить внешнее напряжение и гиперестезические реакции в силу их алекситмической формы. Длительная алекситмическая психалгия может стать причиной внешне немотивированных вспышек алкогольных и токсикоманных эксцессов, суицидов. Это возможно при чрезвычайной ситуации любого характера.

Первичный Эго-стресс переходит во вторичный, который выражается в кризисе самоопределения.

Разрешение, как уже было сказано, происходит в виде социально-приемлемых и социально-негативных вариантах.

Под социально приемлемыми вариантами понимаются психические и психосоматические расстройства, при которых клиническая картина ранних психопатологических последствий различается существенно при антропонатурогенных, техногенных, социогенных катастрофах и это связано с непосредственным представлением о роли в них человека.

В структуре ранней динамики психопатологических последствий чрезвычайных ситуаций выделяют следующие феномены Эго-стресса:

§ болезненные переживания вины, стыда, отвращения как аффекты действия патогенной Эго-защиты

§ эпизодические переживания ужаса, парализующий страх под воздействием фактора устрашения

§ возникновение и развитие «вины выжившего», «корпоративной вины» и ожидания наказания за происшедшее.

§ ситуационные фобии и формирование фобического синдрома с элементами нарциссизма и регрессии.

В развитии психопатологических последствий травмирующих ситуаций установлен неуклонный процесс психосоматической инвалидизации, прогрессирующей утраты здоровья, снижение длительности и качества жизни всех участников чрезвычайной ситуации, развитие алкогольной и наркотической зависимостей, самоубийства.

В структуре собственно психопатологических отдаленных последствий травмирующей ситуации существенное место занимает следующее:

1. расстройства аффекта (субдепрессии) с оттенками ангедонии (невозможность радоваться) и адинамии, астеническими, апатическими масками, чувством внешней измененности;

2. постепенный переход психосоматических расстройств в хроническую стадию и формирование тяжелых психосоматозов - гипертонической и язвенной болезней;

3. неуклонный рост социальной дезадаптации и десоциализации, явления обособления и отчуждения, аутизма и редукции энергетического потенциала;

4. нарастающее явление утраты профессионализма и интеллектуальной работоспособности в связи с развитием психоорганических расстройств;

5. быстрое развитие алкоголизма с такими явлениями, как безудержное пьянство, утрата способности адекватного эмоционального реагирования, склонность к тревожно-мнительному настроению;

6. неуклонное нарастание антисоциальной психопатии с явлениями возбудимости, аффективной напряженности, криминальной безудержности.

Клиническая картина ближайших и отдаленных психопатологических последствий травматических ситуаций показывает полиморфизм психических и психосоматических расстройств, изменчивость и усложнение симптоматики, неуклонный рост социальной дезадаптации, психопатологических расстройств, инвалидизации, преждевременная смертность.

Таким образом, ядром динамики личности участника травмирующей ситуации является невротическая (патологическая) эволюция.

Варианты патологического развития личности:

1. Алиенация - отчуждение, разрыв связей с общечеловеческой реальностью, аутистическая деформация личности.

2. Психосоматическая эволюция нетипичная для возраста, то есть развитие соматических заболеваний возникающих при нормальных условиях в гораздо более позднем возрасте.

3. Токсиманическая эволюция, т.е. развитие зависимости к различным психоактивным веществам (ПАВ).

4. Эпилептоидная деформация, которая выражается в формировании дисфорического (мрачно-тоскливого) настроения, озлобленности, потенциальной готовности к немотивированным разрушительным вспышкам агрессии.

При посттравматическом стрессовом расстройстве выделяют три группы симптомов (МКБ – 10):

1. симптом повторного переживания,

2. симптом избегания,

3. симптом физиологической гиперактивации.

Симптом повторного переживания включает в себя:

§ постоянные, повторяющиеся переживания события, которые человек пытается забыть, но все окружающее постоянно, в той или иной форме напоминает о нем;

§ повторяющиеся кошмарные сны, дублирующие травмирующую ситуацию;

§ интенсивные негативные переживания при столкновении с чем-то напоминающим травмирующее событие;

§ физиологическая реактивность (спазмы в желудке, головные боли, возникающие при напоминании о событии).

Симптом избегания проявляется в том, что травмирующий опыт вытесняется, человек стремится не попадать в ситуации, избегает мыслей, разговоров, действий, людей, напоминающие пережитое. Появляется чувство отчужденности, отстраненности, ощущение одиночества. Проявляется утрата способности устанавливать близкие и дружеские отношения с окружающими, возможно разрушение установившихся связей. Повышается уровень агрессивности, вспышки гнева при этом маломотивированы и чаще возникают в состоянии алкогольного опьянения.

Физиологическая гиперактивация проявляется в трудностях засыпания, повышенной раздражительности, трудностях концентрации внимания, повышенной готовности к бегству.

Критерии диагностики посттравматического стрессового расстройства. Первичные симптомы:

1. Человек находился под воздействием травмирующего события в качестве участника или свидетеля.

2. Травмирующее событие повторно переживалось в виде одного или нескольких следующих проявлениях (интрузия).

§ Повторные навязчивые воспоминания о событиях, включающие образы, мысли, ощущения.

§ Повторяющиеся и очень беспокойные сны о пережитом событии.

§ Такие действия или ощущения, как если бы травмирующее событие случилось снова, включая ощущения воссоздания пережитого, иллюзии, галлюцинации, диссоциативные эпизоды при пробуждении.

§ Сильный психологический дистресс под влиянием внешних или внутренних раздражителей, которые символизируют или напоминают какой-то аспект травмирующего события.

§ Физиологическая реактивность под влиянием внешних или внутренних раздражителей, которые напоминают какой-то аспект травмирующего события.

3. Постоянное избегание стимулов, связанных с травмой и общим оцепенением.

§ Попытки избежать мыслей, ощущений или разговоров связанных с травмой.

§ Попытки избежать действий, мест или людей, которые вызывают воспоминания о травме.

§ Частичная или полная амнезия аспектов травмы.

§ Снижение интереса к ранее значимым видам деятельности.

§ Чувство отчужденности или отрешенности от окружающих.

§ Сужение эмоционального диапазона (неспособность полюбить).

§ Неспособность ориентации на длительную перспективу.

4. Устойчивые проявления повышенного возбуждения, отсутствовавшие до травмы (гиперактивность).

§ Трудности при засыпании или нарушении продолжительности сна.

§ Раздражительность или вспышки гнева.

§ Трудность концентрации внимания.

§ Сверхнеостороженность.

§ Усиленная реакция на испуг.

5. Продолжительность расстройства (симптомов) более 1 месяца.

6. Расстройство вызывает значимый дистресс или нарушения в социальной, трудовой или др. сферах жизнедеятельности.

7. Неспецифические соматические жалобы (повышенная напряженность, утомляемость, психосоматические переживания)

Вторичные симптомы:

1. Психосоматические нарушения сердечно-сосудистой, пищеварительной системы

2. Нервное истощение

3. Болевой фактор

4. Сексуальные нарушения, тревожное ожидание сексуальных неудач

5. Личностные нарушения (эмоциональная недостаточность, раздражительность, неадекватная самооценка)

6. Нарушение межличностных отношений.

Экстремальные ситуации Малкина-Пых Ирина Германовна

2.1 СТРЕСС, ТРАВМАТИЧЕСКИЙ СТРЕСС

Исследования в области посттравматического стресса развивались независимо от исследований стресса, и до настоящего времени эти две области имеют мало общего. Центральными положениями в концепции стресса, предложенной в 1936 г. Гансом Селье (Селье, 1991), является гомеостатическая модель самосохранения организма и мобилизация ресурсов для реакции на стрессор. Все воздействия на организм он подразделил на специфические и стереотипные неспецифические эффекты стресса, которые проявляются в виде общего адаптационного синдрома. Этот синдром в своем развитии проходит три стадии: 1) реакцию тревоги; 2) стадию резистентности; и 3) стадию истощения. Селье ввел понятие адаптационной энергии, которая мобилизуется путем адаптационной перестройки гомеостатических механизмов организма. Ее истощение необратимо и ведет к старению и табели организма.

Психические проявления общего адаптационного синдрома обозначаются как «эмоциональный стресс» - т. е. аффективные переживания, сопровождающие стресс и ведущие к неблагоприятным изменениям в организме человека. Поскольку эмоции вовлекаются в структуру любого целенаправленного поведенческого акта, то именно эмоциональный аппарат первым включается в стрессовую реакцию при воздействии экстремальных и повреждающих факторов (Анохин, 1973, Судаков, 1981). В результате активируются функциональные вегетативные системы и их специфическое эндокринное обеспечение, регулирующее поведенческие реакции. Согласно современным представлениям эмоциональный стресс можно определить как феномен, возникающий при сравнении требований, предъявляемых к личности, с ее способностью справиться с этим требованием. В случае недостатка у человека стратегий совладания со стрессовой ситуацией (копинг-стратегии) возникает напряженное состояние, которое вкупе с первичными гормональными изменениями во внутренней среде организма вызывает нарушение его гомеостаза. Эта ответная реакция представляет собой попытку справиться с источником стресса. Преодоление стресса включает психологические (сюда входят когнитивная, то есть познавательная, и поведенческая стратегии) и физиологические механизмы. Если попытки справиться с ситуацией оказываются неэффективными, стресс продолжается и может привести к появлению патологических реакций и органических повреждений.

При некоторых обстоятельствах вместо мобилизации организма на преодоление трудностей стресс может стать причиной серьезных расстройств (Исаев, 1996). При неоднократном повторении или при большой продолжительности аффективных реакций в связи с затянувшимися жизненными трудностями эмоциональное возбуждение может принять застойную стабильную форму. В этих случаях даже при нормализации ситуации застойное эмоциональное возбуждение не ослабевает, а наоборот, постоянно активизирует центральные образования нервной вегетативной системы, а через них расстраивает деятельность внутренних органов и систем. Если в организме оказываются слабые звенья, то они становятся основными в формировании заболевания. Первичные расстройства, возникающие при эмоциональном стрессе в различных структурах нейрофизиологической регуляции мозга, приводят к изменению нормального функционирования сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, изменению свертывающей системы крови, расстройству иммунной системы (Тарабрина, 2001).

Стрессоры обычно делятся на физиологические (боль, голод, жажда, чрезмерная физическая нагрузка, высокая и низкая температура и т. п.) и психологические (опасность, угроза, утрата, обман, обида, информационная перегрузка и т. п.). Последние, в свою очередь, подразделяются на эмоциональные и информационные.

Стресс становится травматическим, когда результатом воздействия стрессора является нарушение в психической сфере по аналогии с физическими нарушениями. В этом случае, согласно существующим концепциям, нарушается структура «самости», когнитивная модель мира, аффективная сфера, неврологические механизмы, управляющие процессами научения, система памяти, эмоциональные пути научения. В качестве стрессора в таких случаях выступают травматические события - экстремальные кризисные ситуации, обладающие мощным негативным последствием, ситуации угрозы жизни для самого себя или значимых близких. Такие события коренным образом нарушают чувство безопасности индивида, вызывая переживания травматического стресса, психологические последствия которого разнообразны. Факт переживания травматического стресса для некоторых людей становится причиной появления у них в будущем посттравматического стрессового расстройства (ПТСР).

Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) это непсихотическая отсроченная реакция на травматический стресс, способный вызвать психические нарушения практически у любого человека. Были выделены следующие четыре характеристики травмы, способной вызвать травматический стресс (Ромек и др., 2004):

1. Происшедшее событие осознается, то есть человек знает, что с ним произошло и из-за чего у него ухудшилось психологическое состояние:

2. Это состояние обусловлено внешними причинами;

3. Пережитое разрушает привычный образ жизни;

4. Происшедшее событие вызывает ужас и ощущение беспомощности, бессилия что-либо сделать или предпринять.

Травматический стресс это переживание особого рода, результат особого взаимодействия человека и окружающего мира. Это нормальная реакция на ненормальные обстоятельства, состояние, возникающее у человека, который пережил нечто, выходящее за рамки обычного человеческого опыта. Круг явлений, вызывающих травматические стрессовые нарушения, достаточно широк и охватывает множество ситуаций, когда возникает угроза собственной жизни или жизни близкого человека, угроза физическому здоровью или образу Я.

Психологическая реакция на травму включает в себя три относительно самостоятельные фазы, что позволяет охарактеризовать ее как развернутый во времени процесс.

Первая фаза - фаза психологического шока - содержит два основных компонента:

1. Угнетение активности, нарушение ориентировки в окружающей среде, дезорганизация деятельности;

2. Отрицание происшедшего (своеобразная охранительная реакция психики). В норме эта фаза достаточно кратко временна.

Вторая фаза - воздействие - характеризуется выраженными эмоциональными реакциями на событие и его последствия. Это могут быть сильный страх, ужас, тревога, гнев, плач, обвинение - эмоции, отличающиеся непосредственностью проявления и крайней интенсивностью. Постепенно эти эмоции сменяются реакцией критики или сомнения в себе. Она протекает по типу «что было бы, если бы…» и сопровождается болезненным осознанием неотвратимости происшедшего, признанием собственного бессилия и самобичеванием. Характерный пример - описанное в литературе чувство «вины выжившего», нередко доходящее до уровня глубокой депрессии.

Рассматриваемая фаза является критической в том отношении, что после нее начинается либо процесс выздоровления (отреагирование, принятие реальности, адаптация к вновь возникшим обстоятельствам), то есть третья фаза нормального реагирования, либо происходит фиксация на травме и последующий переход постстрессового состояния в хроническую форму.

Нарушения, развивающиеся после пережитой психологической травмы, затрагивают все уровни человеческого функционирования (физиологический, личностный, уровень межличностного и социального взаимодействия), приводят к стойким личностным изменениям не только у людей, непосредственно переживших стресс, но и у членов их семей.

Результаты многочисленных исследований показали, что состояние, развивающееся под действием травматического стресса, не попадает ни в одну из имеющихся в клинической практике классификаций. Последствия травмы могут проявиться внезапно, через продолжительное время, на фоне общего благополучия человека, и со временем ухудшение состояния становится все более выраженным. Было описано множество разнообразных симптомов подобного изменения состояния, однако долгое время не было четких критериев его диагностики. Также не существовало единого термина для его обозначения. Только к 1980 году было накоплено и проанализировано достаточное для обобщения количество информации, полученной в ходе экспериментальных исследований.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Медицинская психология. Полный курс автора Полин А. В.

Стресс В современной жизни стресс – явление обычное, часто встречающееся. Стрессом называется эмоциональная и операциональная напряженность, возникающая в результате негативных переживаний. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны, некоторые авторы считают их

Из книги Трудные люди. Как налаживать хорошие отношения с конфликтными людьми автора Макграт Хелен

Стресс и давление Твердая и неуступчивая позиция рационалов вызывает стресс как у них самих, так и у окружающих, особенно если рационалы настаивают на чрезмерном структурировании и планировании, проведении ненужных совещаний, составлении перечней и разработке

Из книги Аутотренинг автора Александров Артур Александрович

Личность и стресс «Коронарный» тип личностиБольшую роль в возникновении стрессовых состояний играет личность человека, подвергнутого воздействию стрессовой ситуации. Особенно ярко это проявляется на примере ишемической болезни сердца. Открытие зависимости реакции

Из книги Укроти дурной нрав! Самопомощь для взрывных автора Власова Нелли Макаровна

Не всякий стресс – стресс. И несчастье может быть благословением Не делайте из травм культа! Возвращаться к ним в мыслях и проклинать – это путь к неврозу и самоистязанию.Даже катастрофы можно превратить в интересные события.Когда висишь на волоске, радуйся совершенно

Из книги Элементы практической психологии автора Грановская Рада Михайловна

Стресс и его особенности Наиболее мощное проявление эмоций вызывает комплексную физиологическую реакцию - стресс. Оказалось, что на неблагоприятные воздействия разного рода - холод, усталость, страх, унижение, боль и многое другое - организм отвечает не только

Из книги Мужчины и как вить из них веревки автора Антонова Ирина

Снимите стресс Если ты чувствуешь себя не в настроении заняться любовью, снять стресс и привести себя в нужное настроение поможет ванна с ароматическими маслами. Можно принять ее вместе с возлюбленным. Добавь в горячую воду 8-10 капель ароматического масла, специалисты Из книги Психология автора Робинсон Дейв

Из книги Психология автора Робинсон Дейв

Из книги Психиатрия войн и катастроф [Учебное пособие] автора Шамрей Владислав Казимирович

6.2.2. Боевой стресс Действие боевого стресса обусловливает все физиологические и эмоциональные реакции, возникающие в результате выполнения боевых задач. Это комплексное понятие, включающее в себя не только опасность получения ранения в ходе боевых действий, но и целый

Из книги Как избавиться от стресса и депрессии [Легкие способы перестать беспокоиться и стать счастливым] автора Пигулевская Ирина Станиславовна

Из книги Избавление от всех болезней. Уроки любви к себе автора Тарасов Евгений Александрович

Из книги Смертельные эмоции автора Колберт Дон

Из книги Социально-психологические проблемы университетской интеллигенции во времена реформ. Взгляд преподавателя автора Дружилов Сергей Александрович

Стресс Стресс – понятие, введенное канадским физиологом Г. Селье в 1936 г. для обозначения различного круга состояний психического напряжения, обусловленных выполнением деятельности (в самом широком ее смысле) в сложных условиях и возникающих в ответ на разнообразные

Травматический стресс – особая форма общей стрессовой реакции. Когда стресс перегружает психологические, физиологические, адаптационные возможности человека и разрушает защиту, он становится травматическим, то есть вызывает психологическую тревогу. Далеко не каждое событие способно вызвать травматический стресс. Психологическая травма возможна, если:

– происшедшее событие осознаваемо, то есть человек знает, что с ним произошло и из-за чего у него ухудшилось психологическое состояние;

– пережитое разрушает привычный образ жизни.

Травматический стресс – это переживание особого рода, результат особого взаимодействия человека и окружающего мира. Это нормальная реакция на ненормальные обстоятельства. Как дети, так и взрослые, пережившие травматический стресс, иногда могут казаться ненормальными, или сумасшедшими, хотя на самом деле таковыми не являются.

Есть механизмы проявления стресса, одинаковые для детей и взрослых. Определённая степень стресса может быть даже полезной, так как играет мобилизующую роль и способствует приспособлению человека к изменяющимся условиям. Но если стресс силён и продолжается слишком долго, то он перегружает адаптационные возможности человека и приводит к психологическим и физиологическим «поломкам» в организме.

Своё наибольшее распространение понятие «психологическая травма » получило в рамках теории посттравматического расстройства и возникшей в конце 80-х годов кризисной психологии. Психологическая травма - переживание особого взаимодействия человека и окружающего мира. Психологическая травма - переживание, потрясение. Наиболее яркими примерами психотравм являются унижение и угроза жизни и здоровью.

Теоретические модели посттравматического стресса.

В результате многолетних исследований разработаны несколько теоретических моделей, среди которых можно выделить: психодинамический, когнитивный, психосоциальный и психобиологический подходы и разработанную в последние годы мультифакторную теорию ПТСР.

К психологическим моделям можно отнести психодинамические, когнитивные и психосоциальные модели. Они были разработаны в ходе анализа основных закономерностей процесса адаптации жертв травмирующих событий к нормальной жизни. Исследования показали, что существует тесная связь между способами выхода из кризисной ситуации, способами преодоления состояния посттравматического стресса (устранение и всяческое избегание любых напоминаний о травме, погруженность в работу, алкоголь, наркотики, стремление войти в группу взаимопомощи и т. д.) и успешностью последующей адаптации.

Согласно психодинамическому подходу травма приводит к нарушению процесса символизации. Фрейд рассматривал травматический невроз как нарциссический конфликт. Он вводит понятие стимульного барьера. Вследствие интенсивного или длительного воздействия барьер разрушается, либидозная энергия смещается на самого субъекта. Фиксация на травме - это попытка ее контроля. В современной классической психодинамической модели в качестве следствий травматизации рассматриваются: регресс к оральной стадии развития, смещение либидо с объекта на Я, ремобилизация садомазохистских инфантильных импульсов, использование примитивных защит, автоматизация Я, идентификация с агрессором, ретресс к архаичным формам функционирования "Сверх-Я", деструктивные изменения Я-идеала. Считается, что травма это триггерный механизм, актуализирующий детские конфликты.

Данная модель не объясняет всю симптоматику травматического реагирования, например, постоянное отыгрывание травмы. Кроме того, в опыте любого человека можно найти детскую травму, что не является, однако, предопределяющим в развитии неадаптивного ответа на стресс. Кроме того, классическая психоаналитическая терапия для лечения данного расстройства неэффективна.

Другой аспект индивидуальных особенностей преодоления ПТСР - когнитивная оценка и переоценка травмирующего опыта - отражен в когнитивных психотерапевтических моделях. Авторы этого направления считают, что когнитивная оценка травмирующей ситуации, являясь основным фактором адаптации после травмы, будет в наибольшей степени способствовать преодолению ее последствий, если причина травмы в сознании ее жертвы, страдающей ПТСР, приобретет экстернальный характер и будет лежать вне личностных особенностей человека (широко известный принцип: не "я плохой", а "я совершил плохой поступок").

В этом случае, как считают исследователи, сохраняется и повышается вера в реальность бытия, в существующую рациональность мира, а также в возможность сохранения собственного контроля за ситуацией. Главная задача при этом восстановление в сознании гармоничности существующего мира, целостности его когнитивной модели: справедливости, ценности собственной личности, доброты окружающих, так как именно эти оценки в наибольшей степени искажаются у жертв травматического стресса, страдающих ПТСР (Калмыкова, Падун, 2002).

В рамках когнитивной модели травматические события - это потенциальные разрушители базовых представлений о мире и о себе. Патологическая реакция на стресс - неадаптивный ответ на обесценивание этих базовых представлений.

В рамках психофизиологической модели ответ на травму результат длительных физиологических изменений. Вариабельность ответов на травму обусловлена темпераментом.

Согласно современным данным (Kolb, 1984; Van der Kolk, 1991, 1996), при стрессовом воздействии возрастает оборот норэпинэфрина, что приводит к росту уровня плазматического катехоламина, к снижению в головном мозге уровня норадреналина, допамина, серотонина, к росту уровня ацетилхоллина, возникновению болеутоляющего эффекта, опосредованного эндогенными опиоидами. Снижение уровня норадреналина и падение уровня допамина в мозге коррелируют с состоянием психического оцепенения. Это состояние, по мнению многих авторов (Lifton, 1973; 1978; Horowitz, 1972; 1986; Green, Lindy, 1992), является центральным в синдроме ответа на стресс. Болеутоляющий эффект, опосредованный эндогенными опиоидами, может приводить к возникновению опиоидной зависимости и поискам ситуаций, похожих на травмирующую. Снижение серотонина ингибирует работу системы, подавляющей продолжение поведения, что приводит к генерализации условной реакции на связанные с первоначальным стрессором стимулы. Подавление функционирования гиппокампа может являться причиной амнезии на специфический травматический опыт.

Недостаток этих моделей в том, что большинство исследований было проведено на животных или в лабораторных условиях. Они также не учитывают зависимости психофизиологического ответа от когнитивного опосредования, которое было показано еще в опытах Лазаруса.

Информационная модель, разработанная Горовицем (Horowitz, 1998), является попыткой синтеза когнитивной, психоаналитической и психофизиологической моделей. Стресс - это масса внутренней и внешней информации, основная часть которой не может быть согласована с когнитивными схемами.

Согласно психосоциальному подходу, модель реагирования на травму является много фактор ной, и необходимо учесть вес каждого фактора в развитии реакции на стресс. В основе ее лежит модель Горовица, но авторы и сторонники модели подчеркивают также необходимость учитывать факторы окружающей среды: факторы социальной поддержки, стигматизации, демографический фактор, культурные особенности, дополнительные стрессы. Эта модель обладает недостатками информационной модели, но введение факторов окружающей среды позволяет выявить индивидуальные различия.

До недавнего времени в качестве основной теоретической концепции, объясняющей механизм возникновения ПТСР, выступала "двухфакторная теория". В ее основу в качестве первого фактора был положен классический принцип условно-рефлекторной обусловленности ПТСР (по И. П. Павлову). Основная роль в формировании синдрома при этом отводится собственно травмирующему событию, которое выступает в качестве интенсивного безусловного стимула, вызывающего у человека безусловно-рефлекторную стрессовую реакцию. Поэтому, согласно этой теории, другие события или обстоятельства, сами по себе нейтральные, но каким-либо образом связанные с травматическим стимулом-событием, могут послужить условно-рефлекторными раздражителями.

Однако с помощью двухфакторной теории было трудно понять природу ряда присущих только ПТСР симптомов, таких, как "постоянное возвращение к переживаниям, связанным с травмирующим событием". Это симптомы навязчивых воспоминаний о пережитом, сны и ночные кошмары на тему травмы и, наконец, флэшбэк-эффект. В этом случае практически невозможно установить, какие именно "условные" стимулы провоцируют проявление этих симптомов, настолько слабой оказывается их видимая связь с событием, послужившим причиной травмы.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «vidental.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «vidental.ru»