Конспект урока познания мира на тему "Экскурсия в парк. Наблюдение за сезонными изменениями в природе"

Подписаться
Вступай в сообщество «vidental.ru»!
ВКонтакте:

Сезонные изменения в живой природе


Подготовила Нилова Анастасия ученица 10А класса

Научный руководитель: Соболева Татьяна Геннадьевна


Введение


«Осенняя пора, очей очарованье…» так отзывался А.С.Пушкин об осени. Об осени так же сложено много народных пословиц и поговорок, например: «Осень - это перемен восемь; сеет, веет, крутит, мутит, рвет, сапит, сверху льет, снизу метет».

Сентябрь нехотя замыкает лето. Приметы осени видны повсюду: вянет трава, поостыл воздух, срывается с деревьев первый желтый лист. Этот месяц называли "листопадом", "летопродавцем", "вересень" - еще одно имя сентября. Это пора цветения вереска - вечнозеленого низкого кустарника, часто встречающегося в Полесье, в лесах и иногда в лесостепи. Действительно, с наступлением осени листья на деревьях окрашивают в золотые тона, становится холоднее, меняется длина дня. Все меньше светит солнышко и все больше льют дожди. Но почему же так происходит? Зачем происходят такие изменения в природе, жизни растений и животных?


1. Изменение погодных условий


Годовой ход температур. В течение года температура воздуха постоянно меняется. При переходе от лета к осени температура понижается. В первую очередь температура изменяется из-за изменения угла падения солнечных лучей. Чем больше угол падения солнечных лучей, тем больше солнечной энергии приходится на единицу площади земной поверхности, а значит, тем сильнее она нагреется, и сильнее нагреется воздух от нее. Осенью угол падения солнечных лучей меньше, чем летом, поэтому наблюдается заметное снижение температуры воздуха.

Однако на изменение температуры воздуха может повлиять и движение воздушных масс: приход теплых или холодных воздушных масс может существенно изменить типичный суточный ход температуры воздуха.

Так же изменение температуры воздуха при его нисходящих и восходящих движениях во многом зависит от того, сколько в нем содержится водяного пара.

Осадки. Атмосферные осадки - это содержащаяся влага в облаках, <#"227" src="doc_zip1.jpg" />


Иней - это частички застывшей росы. Они похожи на колючие снежинки, покрывающие все поверхности неровным колким слоем. Как правило, появление легкого ледяного покрова говорит о том, что появились отрицательные температуры и первые заморозки.

Длина светового дня. Осенью световой день становится короче, а ночь - длиннее. Это связано со скоростью движения Земли по орбите. Ось вращения Земли наклонена, поэтому в течение года меняется длина светового дня. Его продолжительность меняется также с изменением географической широты.

Вывод: Осень - время смены южных теплых и северных холодных потоков воздуха, отчего погода то ненастная и дождливая, то теплая и сухая. Уменьшается приток солнечного тепла. Погода осенью неустойчивая, часто случаются дожди, но в первой половине сентября нередки хорошие ясные солнечные дни.


Сезонные изменения в жизни растений


Травянистые растения: большая часть травянистых растений, а именно стебли и листья отмирают на зиму, реже остаются в виде подземных видоизмененных корней, клубней, корневищ, луковиц в которых находится, запас питательных веществ, и может быть использован растением на следующий год на новый вегетативный период.

Цветы: увядание цветка означает лишь переход к новой стадии жизни растения. В большинстве случаев это зависит от температурного режима осенью, а также от чрезмерной влажности воздуха, недостатка света.

Изменение окраски и опадение листьев: летом листья имеют зеленый цвет из-за большого количества пигмента хлорофилла, содержащегося в них. Однако, наряду с хлорофиллом, зеленые листья содержат и другие пигменты - желтый ксантофилл и оранжевый каротин. Летом эти пигменты незаметны, так как замаскированы большим количеством хлорофилла. Осенью же по мере затухания жизнедеятельности в листе хлорофилл постепенно разрушается. Тут-то и проявляются в листе желтые и красные оттенки ксантофилла и каротина. Разрушение хлорофилла интенсивнее происходит на свету, то есть в солнечную погоду. Вот почему в пасмурную дождливую осень листья дольше сохраняют свою зеленую окраску. Но если на смену затяжным дождям приходит "бабье лето", то кроны деревьев за 1-2 дня окрашиваются в золотистые краски осени. Помимо золотых, осенние наряды деревьев содержат багряные оттенки. Этот цвет обусловливает пигмент, который называется антоцианом. При понижении температуры, а также при ярком свете количество антоциана в клеточном соке увеличивается.

Выводы: Осень - переломное время года: за короткий срок с сентября по ноябрь в природе совершается переход от тепла к морозам, от зелени к снегу, от лета к зиме. Нужно всего 3 месяца, чтобы одетый зеленой листвой лес с пышным травяным покровом, принял вполне зимний вид - безлистные, голые деревья на белом фоне снега.


Сезонные изменения в жизни животных


Приспособления холоднокровных животных к зимовке. Холоднокровные животные переносят зиму в неактивном состоянии. В их организме происходят изменения, которые начинаются заблаговременно с лета. К осени у них увеличиваются запасы питательных веществ, за счет которых в замедленном темпе поддерживается обмен веществ. В их клетках уменьшается количество воды. Несмотря на такую подготовленность, многие холоднокровные животные зимуют в убежищах, в которых суровые условия зимы проявляются менее резко.

Приспособления теплокровных животных к зимовке. Теплокровные животные обладают меньшей способностью к переохлаждению, чем холоднокровные. Постоянная температура тела обеспечивается у них высокой интенсивностью обмена веществ. Для поддержания температуры на одном уровне у них возникают такие особенности, как теплоизолирующие покровы жировые отложения и др. Чтобы уменьшить теплоотдачу в зимних условиях, у них происходит осенняя линька - смена летнего меха у млекопитающих и оперения у птиц на более густое, зимнее. Теплокровные животные не впадают в состояние зимнего покоя, если они могут прокормить себя зимой. Млекопитающие, не способные к добыванию корма в зимних условиях, впадают в спячку. Перед спячкой животные накапливают в организме питательные вещества, в основном жиры до 40% массы тела, и устраиваются в убежище.

Птицы, которые не способны обеспечить себя пищей в зимних условиях, улетают в теплые края, где они находят обильный корм.

Выводы: Весной, когда наступает тепло, прилетают перелетные птицы, пробуждаются от спячки млекопитающие, выходят из состояния оцепенения холоднокровные животные. Осенью с наступлением холодов у них происходит все наоборот. Установлено, что основным регулирующим фактором сезонных изменений в жизни животных является не смена температур, а изменения длины дня в течение года.

осадки животное зимовка сезонный



Осень - волшебное время года. Все дорожки в парке устланы листвой и хвоей. Капли дождя отстукивают по земле приглушенный ритм. И мы с осенью шаг за шагом приближаемся к переменам. Осень - предвестник зимы, время наступления первых холодов. Осень - время, когда небо становится тёмным, а день - коротким. Осень - время обучения. Осень - время дождей. Осень - время поэтов. И ещё осень - это первый снег. А, значит, зима близко…


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Урок — экскурсия направлен на углубление и расширение представлений о сезонных изменениях в природе.коррекцию зрительного восприятия через наблюдение за природой, а также воспитание умения вести себя на улице, внимательно слушать инструкции учителя; воспитывает бережное отношение к животным.

Цели:

  1. Углубить и расширить представления о сезонных изменениях в природе.
  2. Коррекция зрительного восприятия через наблюдение за природой.
  3. Воспитывать умение вести себя на улице, внимательно слушать инструкции учителя; воспитывать бережное отношение к животным.

Ход занятия:

Оргмомент:

Здравствуйте, ребята! Подровнялись. Тихонько садитесь. Начинаем урок.

Предварительная беседа в классе:

Мы продолжаем изучать сезонные изменения в природе. Скажите мне, какие времена года вы знаете? (Зима, весна, лето, осень).

Какое время года сейчас? (Осень).

Назовите осенние месяцы. (Сентябрь, октябрь, ноябрь).

А что происходит с деревьями, травой, цветами? (Деревья сбрасывают листву, трава и цветы увядают)

Как ведут себя осенью животные, птицы, насекомые? (Делают запасы пищи, утепляют жилища и т.д.)

Молодцы! И что бы нам поближе познакомиться с осенней природой, мы с вами проведем наш урок в парке. Итак, мы отправляемся на экскурсию.

На улице вы должны будете соблюдать некоторые правила поведения:

  • Не отходить далеко от группы;
  • Не сорить;
  • Внимательно слушать учителя;
  • При переходе через дорогу остановиться, посмотреть сначала налево, потом на право, и убедившись, что дорога свободна, переходить.

Экскурсия:

Итак, ребята, вот мы и пришли в парк. Что мы видим вокруг? (Деревья, клумбы, газоны и т.д.).

А может кто – нибудь знает названия деревьев, которые здесь растут?

Ребята! Скажите, что изменилось в парке по сравнению с летом?

(Листья на деревьях пожелтели и осыпались, трава завяла, цветы тоже и т.д.)

А как вы думаете, зачем осенью деревья сбрасывают свои листья? (Так они готовятся к зиме)

А почему именно так? Деревья берут вещества, необходимые для жизни из земли. Осенью их становится меньше. И чтобы не тратить лишние вещества на свои «наряды», деревья их сбрасывают. Но не все деревья такие. Хвойные деревья стоят зелеными круглый год, потому что вместо листьев у них иголочки – хвоя. В ней за лето накапливается достаточно питательных веществ для того, чтобы дерево оставалось зеленым и зимой.

А теперь прислушайтесь хорошо. Что вы слышите? (Шум дороги, шаги прохожих и т.д.)

А слышите ли вы птиц? (Нет)

А почему? (Они улетели в теплые края)

А почему осенью птицы улетают? (Становится холодно. Мало корма)

А каких перелетных птиц вы знаете? (Ласточки, грачи и т.д.)

Правильно. А какие птицы зимуют у нас? (Снегири, синицы, голуби и т.д.)

Хорошо. Как мы с вами уже сказали, в холодное время в лесу становится меньше корма, поэтому птиц нужно подкармливать.

А теперь еще раз оглянитесь вокруг, прислушайтесь, глубоко вдохните.

Каким стал воздух с приходом осени? (Более холодным).

Нравится вам осенняя природа?

А какое время года вам нравится больше?

Что вы чувствуете? Может кто – то вспомнил какую – нибудь песню или стихотворение?

Наблюдение:

А сейчас, ребята, пронаблюдайте за небом. Посмотрите внимательно, какое оно? (Голубое, чистое, безоблачное)
Ребята, а солнце светит так же ярко и греет, как и летом? (Нет. Светит не так ярко и не греет.)

Практическая работа:

А теперь в своих тетрадях зарисуйте что – нибудь из того, что вы видите, что вам больше всего понравилось.

А сейчас выполните еще одно задание. Каждый из вас должен собрать листья, веточки, травинки. Но не берите все подряд, выбирайте более красивые.

Теперь, ребята, все подходим ко мне. Вам понравилось наше сегодняшнее занятие?

Итак, листочки, которые мы собрали, не выбрасывайте, берите их с собой. Возвращаемся в класс.

Игра:

А сейчас давайте немножко поиграем. Разделитесь на две команды. Теперь каждая команда по очереди будет называть признаки осени. Кто больше назовет, тот и победил.

Обобщающая беседа в классе:

Давайте вспомним по порядку, что нового вы сегодня узнали об осени.

Что происходит с природой осенью? (Воздух становится холоднее, птицы улетают в теплые края, деревья сбрасывают листву)

А почему они это делают? (Потому что становится мало веществ, необходимых для жизни.)

А все деревья так делают? (Нет. Хвойные деревья остаются зелеными круглый год)

А почему? (Потому что вместо листьев у них хвоя, в которой находится необходимое количество питательных веществ).

Домашнее задание:

Дома вы должны будете составить осенний букет из листьев, которые вы собрали сегодня. Завтра мы устроим конкурс на самый лучший осенний букет.

Демина Олеся Васильевна,
логопед, олигофренопедагог,
МБОУ ООШ №1,
г. Слюдянки Иркутской области

На нашей планете происходят регулярные погодные изменения в течение всего года. Такие перемены принято называть сезонами. Все сезонные изменения в природе имеют свое отдельное название. Это зима, весна, лето и осень. Перемена погоды и изменения в поведении животного мира в эти периоды зависят от количества солнечного излучения, распространяемого на различные области земного шара. Большое значение имеет также угол падения солнечного луча на поверхность Земли. Чем больше стремится угол наклона к прямому, тем жарче становится в конкретном месте падения этого луча. Также на сезонные изменения влияет и долгота дня.

Зависимость сезонных изменений от территориального расположения

В Северном и Южном полушариях сезонные изменения в совершенно противоположны. Это зависит от расположения Земли по отношению к Солнцу. Мнимой красной линией на глобусе два полушария разделяются ровно посередине. Эта линия называется экватором. В течение всего года солнечные лучи падают на эту территорию почти под прямым углом. И поэтому в странах, расположенных на линии экватора, постоянно стоит жаркая и сухая погода. Традиционно принято считать зимний период началом года.

Зима - холод и красота

Находится в зимнее время дальше всего от Солнца. Все сезонные изменения в природе в этот период замирают в ожидании потепления. Время низких температур, снегопадов, ветров и обильного образования льда. Многие животные впадают в спячку для экономии жизненной энергии. После зимнего равноденствия Солнце начинает подниматься выше над линией горизонта, и продолжительность дня медленно увеличивается.

Зимнее время для природы - это период борьбы и красоты. Растения прекращают свой рост, некоторые животные и птицы перемещаются в теплые страны, а люди спасаются от холода в защищенных помещениях. Можно увидеть брошенные гнездовья птиц, голые ветви деревьев и большие объемы выпавшего снега.

Перемены в зимней погоде

Зимняя погода переменчива и непредсказуема. Одну неделю могут быть суровые морозы, а в следующую - неожиданно нагрянуть оттепель. В холода слышно, как потрескивают на морозе деревья, замерзает вода в реках, озерах и прудах. Ледяные кристаллы образуют на поверхности водоемов твердый верхний слой воды, который надежно защищает глубинных обитателей от проникновения холода. В труднодоступных горных районах снежные метели заносят дороги, и людям приходится заранее делать запас провианта.

При оттепелях сезонные изменения в природе могут проявляться неожиданными дождями, которые при возврате морозов создают на дорогах и растениях ледяную корку. Льдом покрываются деревья, дома, машины и дороги. Такое явление природы очень опасно для животных и людей. Скопление льда ломает деревья, портит линии электропередач и делает непригодными для эксплуатации мосты и дороги.

Животный и растительный мир зимой

Большинство находится в состоянии покоя. Среди белоснежных снеговых завалов зеленеют лишь некоторые виды вечнозеленых деревьев, таких как ель, кедр, сосна или пихта. В конце зимы при потеплении начинается движение соков, и на деревьях появляются первые почки.

Множество птиц улетает в более теплые регионы, но более 30 видов остаются в Северном полушарии даже во время самых сильных морозов. Это, как правило, птицы, питающиеся семенами некоторых растений. На зимовку остаются также птицы - мусорщики типа ворон, чаек и голубей и охотники вроде ястреба или совы.

Зима - это время длительного сна для многих животных, и сезонные изменения в живой природе везде происходят по-разному. Лягушки переходят в спящий режим и закапываются в грязь, а мелкие зверьки вроде полевок и сурков прячутся в заранее отрытые норки. Также ведут себя и дождевые черви, гусеницы и шмели. Укладываются в теплые берлоги и медведи. Во время спячки животные находятся в состоянии анабиоза. Стойко переносят сезонные изменения в природе и многие другие млекопитающие. Это выдры, ондатры, олени, зайцы и многие другие виды обитателей лесов.

Весна - пора цветения

С 20 марта продолжительность дня значительно увеличивается, повышается среднесуточная температура, начинают расцветать первые цветы. Зимовавшие в холодах животные начинают линять, а впадавшие в спячку - возвращаться к прежнему образу жизни. Птицы строят гнезда и начинают обзаводиться птенцами. Рождается многочисленное потомство и у Появляются различные насекомые.

В Северном полушарии весна приходит в день весеннего равноденствия. Долгота дня сравнивается с длиной ночи. Весной начинаются обильные дожди и таяние снегов. Водные бассейны переполняются и начинаются весенние паводки. Расцветают первые цветы, и начинается активное их опыление появившимися насекомыми. Первыми из цветов появляются подснежники, ирисы и лилии. На деревьях появляются листья.

Пробуждение живой природы

Постепенно воздух наполняется пением вернувшихся из жарких стран перелетных птиц. Жабы и лягушки просыпаются после зимней спячки и начинают петь свои брачные песни. Многие млекопитающие осваивают новые территории.

Весенние сезонные изменения в живой природе начинаются с появления различных насекомых. Очень рано можно увидеть комаров и мух. За ними в начале весны просыпаются и другие насекомые. Различные шмели, осы и им подобные надежно защищены от весенних заморозков пушистой полосатой шубкой.

Лето - созревающий урожай

После 21 июня в Северном полушарии начинается уже настоящее лето. Бурно идет развитие всех растений, и для травоядных животных наступает время усиленного питания. Хищники, в свою очередь, активно охотятся на любителей зеленого корма. Все сезонные изменения в природе летом происходят очень быстро. Отличная погода позволяет людям вырастить за летние месяцы столько овощей и фруктов, что их запасов может хватить на очень длительное время. Многолетние растения также набирают основную мощь именно в летние месяцы.

В конце лета начинается сбор созревшего урожая. На многих кустарниках, деревьях и других растениях поспевают плоды. Но летнее производство овощей и фруктов иногда резко сокращается из-за обезвоживания почвы и невозможности предоставить растениям достаточное количество воды.

Летом многие птицы обучают своих птенцов и готовят их к длительному осеннему перелету. Лето и сезонные изменения в природе летом - это замечательная тема для изучения поведения не только птиц, но и многих насекомых, и других представителей животного мира. Обучающая экскурсия "Сезонные изменения в природе" будет очень интересной для детей.

Осень - сбор плодов

С 22 сентября на всей территории Северного полушария происходят новые сезонные изменения в довольно скоро начинается похолодание. Происходит падение температуры, и полуденное солнце уже не греет очень сильно. Дни становятся короче, и жизненный цикл многих растений заканчивается. Животный мир готовится к миграции на юг или сооружает теплые укрытия для длительной зимней спячки. Некоторые животные и птицы меняют летние наряды на более теплые зимние. Среди многих пород животных начинается брачный период. Трава жухнет, а листья на деревьях меняют свой цвет и опадают. Солнце над Севером не поднимается вовсе, и последующие шесть месяцев Арктика будет находиться в полной темноте. Осень заканчивается в день зимнего солнцестояния.

Проследить самые интересные сезонные изменения в природе осенью можно во время кратковременного бабьего лета. Возвращение теплой погоды на несколько осенних дней дает возможность животным и растениям закончить приготовление к сильным холодам. Садоводы и огородники внимательно следят за предвестниками морозов, чтобы успеть закончить сбор обильного урожая овощей и фруктов.

Животный мир осенью

Многие животные и птицы начинают передвигаться в сторону юга в поисках более мягкой температуры и надежного продовольственного обеспечения. Некоторые виды животных впадают в спячку. Медведи уходят в глубокий зимний сон. В позднюю осень гибнет большое количество насекомых. Некоторые насекомые зарываются поглубже в землю или зимуют, находясь в состоянии личинок или куколок.

Разнообразные сезонные изменения в природе осенью для дошкольников будут понятны, если объяснить детям происходящее и дополнить рассказ об осени показательными примерами. Это демонстрация красивых кленовых листочков оранжевого и красного цвета, различные поделки из осенних листьев и веточек, наблюдения за животным миром. Интересны могут быть детям и осенние сезонные изменения в уголке природы, который, как правило, создается в любом дошкольном учреждении.

Календарь природы

Для закрепления знаний о смене сезонов и лучшего знакомства с природой вместе с дошкольниками можно составлять календари природы. Это могут быть детские тематические рисунки или аппликации с использованием летнего или осеннего природного материала. Явления природы могут быть представлены в виде схематического изображения или при помощи разнообразных наклеек тематического содержания.

Различные сюжетные картинки размещаются в календаре в соответствии с проходящим сезоном.

В зимнее время это могут быть изображения спящих медведей или животных с белым меховым покровом. Весну можно иллюстрировать изображениями и прилетом перелетных птиц. Для визуальной передачи летнего сезона существует множество доступных способов. Это демонстрация созревших плодов и различных Осенний сезон также демонстрируется наглядно при помощи опавшей листвы деревьев.

В целом рассказ о природных изменениях во время разных сезонов и создание календаря наблюдений за существенными переменами в окружающей природе способствует развитию детей и воспитанию в них любви к родному краю.

Изучение сезонных изменений в природе невозможно без умения осуществлять наблюдения, фиксировать их результаты, обобщать, делать выводы.

Наблюдение – это сложная познавательная деятельность, для которой требуется ряд умений: целенаправленно воспринимать объект или явление; выделять и принимать учебную задачу; определять способы наблюдения, выделять те свойства, качества, которые позволяют ее решать. Для того чтобы дошкольники научились наблюдать, воспитатель должен умело руководить этой деятельностью.

В каждом случае, в зависимости от сложности учебной задачи, воспитатель должен ориентироваться на уровень развития детей.

При отборе содержания для наблюдения надо стараться, чтобы оно давало ребенку возможность увидеть, разглядеть неизвестное, новое в привычном, давно знакомом, ранее незамеченное. Это позволяет повернуть хорошо знакомые ребенку явления неожиданной стороной, подвести его к собственным «открытиям», дать ему испытать радость познания. В процессе наблюдений воспитатель поддерживает эмоциональный настрой. Для поддержания активности и заинтересованности у детей к данному наблюдению, решения учебной задачи воспитатель использует игровые моменты, вопросы в беседе, сам высказывает заведомо неверное предположение, привлекая детей к обсуждению, побуждая их к самостоятельному поиску верного решения.

Связи и зависимости «неживой» и «живой» природы особенно ярко выступают при ознакомлении дошкольников с сезонными явлениями в природе.

Главное значение экскурсий, прогулок в природу состоит в том, что дети наблюдают явления и объекты природы в естественной обстановке и рассматривают их не изолированно, а в сочетании с другими объектами. Дети нуждаются в знаниях о единстве и разнообразии природы. При этом у них развивается наблюдательность, интерес к изучению природы, обогащается личный опыт.

Осенью дети замечают, что день становится все короче и короче, а ночь длиннее. По утрам уже холодно, выпадает роса, над рекой стоит туман, чаще идут моросящие дожди, люди надевают куртки, плащи.

На прогулках, экскурсиях в разное время осени педагог организует наблюдения за изменениями в живой природе. Он обращает внимание на состояние деревьев и кустарников в различный период осени: ранний - листья еще не опали, пожелтели, но не полностью, трава стоит еще зеленой, цветут декоративные травянистые растения на клумбах, на огородах созревают овощи, в садах – фрукты; люди собирают урожай. В середине осени листва золотая, багряная: цветы уже увядают, трава подсыхает, желтеет, люди собирают урожай культурных растений: картофеля, корнеплодов свеклы, моркови. Эта пора «Золотой осени».

Последняя экскурсия в данное место организуется в пору поздней осени. Это время характеризуется первыми заморозками – утренниками. Птицы улетели на юг, а остались лишь зимующие, из леса переселились некоторые виды птиц поближе к жилью человека – здесь можно прокормиться, исчезли насекомые. Деревья стоят без листвы, зелеными остаются лишь сосны, ели.

На водоемах появляется береговая кромка льда. Природа приготовилась к холодной зиме.

Такая методика организации наблюдений за сезонными изменениями в природе позволяет проследить за динамикой природных явлений, показать красоту, пышность этого времени года.

Наблюдения дают возможность раскрыть перед детьми несложные связи, существующие между явлениями в живой и неживой природе.

Такие связи хорошо отражены в народных приметах. Например, гром в сентябре предвещает теплую осень. Красный закат - к сухой погоде. Облака идут низко – скоро похолодает. Ласточка летает низко – к дождю.

Наблюдения за поведение птиц в осенний период дают возможность сформировать такие понятия как «перелетные», «зимующие» птицы. Педагог в беседе с детьми подводит их к решению важного вопроса: «Что является причиной отлета некоторых птиц на юг?», «Почему другие птицы могут зимовать в местах гнездования?»

Формируя понятие «зимующие птицы» педагог обращает внимание дошкольников на такое явление как переселение некоторых птиц из парков, леса поближе к жилью человеку (кочевья птиц). Причиной таких кочевок птиц является нехватка корма. К такому выводу дети приходят из наблюдений за птицами, которые появляются у жилья человека, где они находят достаточно корма, а некоторые птицы даже меняют на зимний период вид корма.

Знания о перелетных и зимующих птицах закрепляются в дидактических играх «Кто летит на юг?», «Зимующие птицы».

Внимание детей следует обратить и на факты приспособления животных (зверей) к изменению условий внешней среды – исчезновение корма для них.

Дошкольники узнают, что с наступлением похолодания одни животные впадают в спячку (медведь, еж, хомяк, жаба, лягушка), другие переселяются туда, где находят себе пропитание (лоси, олени), третьи заблаговременно запасают себе корм (белка).

Важно обратить внимание детей на то, что с наступлением зимы у некоторых животных шерстяной покров становится густым, меняется окраска: заяц из серого становится белым, рыжая белка становится серой. Из произведений художественной литературы дети получают представления о том, как зимуют разные звери, птицы, как приспосабливаются к суровым зимним условиям.

Зимнюю экскурсию хорошо проводить в тех местах, где проходят экскурсионные тропы осенью. Это значительно обогатит и облегчит ее проведение. Экскурсии можно провести в сквере, парке, на участке детского сада.

Начинать наблюдения на зимней экскурсии лучше всего с древесных растений: деревьев и кустарников.

При знакомстве с древесными растениями педагог обращает внимание детей на особенности, по которым дерево отличается от кустарника. У дерева обычно один-два ствола, много ветвей, расположенных на стволе высоко от земли, у кустарника много стеблей-стволиков с ветками, расположенными по всему стеблю и низко над землей. Ствол и ветки вместе составляют силуэт дерева или кустарника.

Педагог предлагает дошкольникам обратить внимание на очертание дерева, т. е. его силуэт, особенно четко заметный на заснеженных открытых местах. Для лучшего восприятия детьми различных деревьев, воспитатель заранее готовит рисунки – силуэты 2-3 деревьев, характерных для данной местности, четко отличающихся друг от друга: тополь, клен, береза.

В беседе педагог выясняет с детьми, чем отличаются, например тополь от березы. Выясняется, что эти деревья имеют различный силуэт, т.е. форму кроны, стволы отличаются цветом коры, ветки различными почками. Дети рассматривают почки на ветках, определяют отличия. В беседе у воспитанников формируется представление о разнообразии деревьев и кустарников.

На экскурсии дошкольники могут собрать плоды этих растений, т.к. некоторые деревья и кустарники только зимой начинают сбрасывать с ветвей свои плоды (клен ясеневидный, сирень, липа). Собранные плоды можно использовать для подкормки птиц на кормушках.

Следующую экскурсию можно посвятить наблюдениям по изучению особенностей хвойных деревьев и кустарников (ель, сосна, крыжовник), которые имеются на территории детского сада или в ближайших скверах, парках.

Педагог в беседе с детьми обращает их внимание на силуэты сосны и ели, направленность расположения веток, на листья-хвоинки.

При рассматривании листьев, дети определяют различия между хвоинками сосны и ели: у ели они короткие, темно-зеленые, располагаются поочередно, хвоинки сосны длиннее, светло-зеленые и располагаются на ветках парами. Педагог дополняет сведения о том, что живут такие листья в отличие от листьев клена, тополя намного дольше: хвоинки сосны – 3-4 года, ели 5-7 лет. Воспитатель активизирует познавательную деятельность детей вопросом: «Почему эти деревья называются вечнозелеными?»

Выслушав высказывания детей, он поясняет, что в отличие от лиственных пород деревьев, у которых осенью наблюдается листопад и к зиме такие деревья остаются голыми, у хвойных деревьев хвоинки опадают, но не все сразу, поэтому большая часть листьев остается на деревьях.

Такие вечнозеленые деревья привлекли внимание человека. И с давних времен их украшают на Новый год.

На хвойных деревьях дети обнаруживают и рассматривают шишки. Они различные: зеленые, плотно-закрытые – это молодые, а коричневые и раскрытые – старые. В шишках расположены семена, которые зимой высыпаются из шишек, а ветер их разносит далеко от деревьев. Семенами хвойных деревьев питаются птицы, звери.

На территории Казахстана не так уж много хвойных лесов, но те которые есть являются украшением природы.

Педагог сообщает детям о том, что вдоль реки Иртыш по правому берегу тянется ленточный сосновый бор, который существует со времен ледникового периода.

Вырубка деревьев, лесные пожары могут погубить и привести к исчезновению таких лесов. Исчезнут деревья – исчезнут птицы, звери, насекомые, травы, грибы, обмелеет река.

В последующей работе, после экскурсии, педагог с дошкольниками устанавливают существующие связи между хвойными деревьями и животными, населяющими сосновый бор, используя модель, которая включает силуэты дерева и животных, чья жизнь связана с этим деревом (белка, заяц, клест, мышь, жук, паук). Дети с педагогом определяют каждому свое место на сосне или ели, поясняя, почему это животное поселилось именно здесь.

В зимний период дошкольники продолжают наблюдения за жизнью зимующих птиц. Необходимо создать условия для длительных наблюдений за повадками птиц, внести элементы экспериментирования. Например, к обычному корму в кормушки добавляют новый – семечки тыквы, арбуза, подсолнечника, убеждаются, что он привлек новых посетителей: на семечки подсолнечника нередко прилетают голуби.

Крупные птицы (вороны) осторожны, поэтому бояться садиться на кормушку. Воспитатель предлагает для них корм класть прямо на снег, где-то в тихом уголке участка.

Наблюдения помогают детям сделать много «открытий»: ворона насытившись, зарывает остатки еды в снег, птицы знают время кормления и ожидают, сидя на деревьях, когда вынесут корм.

Наблюдения за сезонными изменениями в природе продолжаются в весенний период. Такую экскурсию лучше проводить в парке, сквере. Здесь многие растения цветут еще до распускания почек на основных древесных породах.

Весеннее пробуждение деревьев – это начало у них сокодвижения, которое легко обнаружить. Если весеннее движение сока уже началось, из ранки надломленной ветки начинает капать прозрачная сладковатая жидкость.

Педагог обращает внимание детей на это явление, поясняя, что растение без сока быстро погибнет, высохнет, поэтому ранку обязательно нужно замазать свежей глиной или пластилином.

Из раннецветущих деревьев детям знакомы, такие как тополь, из кустарников – сирень. Примечательностью таких растений является цветение до распускания листьев. Сообщая об этом факте, педагог активизирует внимание дошкольников, вовлекая их в проблемно-поисковую ситуацию.

Он вместе с детьми анализирует природное явление в ходе беседы, задавая вопросы. Дети внимательно рассматривают ветки деревьев (тополь), не обнаружив настоящих листьев на них, они задаются вопросом: «Что за почки уже распустились?». Педагог поясняет, что это цветочные почки, т.е. распустились цветы – цветут деревья. Для детей это открытие, т.к. они видели цветы лишь травянистых растений, плодовых деревьев. Воспитатель задает вопрос о разнице цветущих яблони и тополя. После рассуждений, дети приходят к выводу, что у таких деревьев, как клен цветы некрасивые, непахучие, в них нет нектара, а это значит, что на эти цветы насекомые не прилетят. А как растут эти деревья: одиночно или группами? Из наблюдений дети делают вывод, что их много и они растут рядом, друг от друга недалеко. Педагог помогает дошкольникам подвести итог наблюдения: если насекомые не прилетают на такие растения, значит, деревьям поможет ветер, вот поэтому цветы появляются на них раньше, чтобы листья не мешали переносу пыльцы на эти цветки.

Весной, в период цветения фруктовых деревьев детям часто приходиться видеть таких насекомых как шмели, осы пчелы, которые прилетают на запах цветов.

Что привлекает насекомых в цветах? Воспитатель поясняет, что их привлекает в цветах нектар – сладкая жидкость, которую слизывают или «выпивают» насекомые.

Шмель или пчела, полакомившись сладким нектаром, выползают из цветка испачканными цветочной пыльцой. Шмель или пчела не зная того, на своей спинке, лапках несут пыльцу к другому цветку, т.е. опыляют его, а ведь только после опыления образуются плоды. Значит, насекомые выполняют важное дело – помогают растениям в опылении.

Весной дети встречают на растениях различных насекомых: жуков, бабочек. На прогулке воспитатель показывает обгрызенные листья жуком-бронзовкой. Этот жук обгрызает края листьев. На соседнем растении листья продырявлены, так как - будто по ним стреляли. Это работа жуков-листоедов. Оказывается у растений много врагов. А у насекомых есть враги? Есть – это птицы, жабы, лягушки и насекомые-хищники. Жизнь муравейника всегда поражает детей своей суетой насекомых, которые всегда что-то тащат в свой дом: каких-то гусениц, сухих полуживых жучков, бабочек, тлю. Эти насекомые помогают лесу, саду избавляться от вредителей.

О том, что птицы поедают насекомых, дошкольники знают хорошо, но наблюдать за тем, как насекомые поедают других насекомых, не доводилось. Можно предложить эксперимент, который проводиться в уголке природы. В стеклянную банку необходимо поместить ветку с листьями, на которых прижилась тля – вредитель растений. На данную веточку поместить несколько хищных насекомых – божьих коровок. Через несколько дней, рассматривая внимательно листья ветки можно обнаружить следующее явление: тли стало намного меньше – их съела божья коровка, а ранее скрученные листья развернулись.

Из приведенных фактов, явлений можно с детьми выстроить пищевую цепь, существующую в природе: растения являются пищей для насекомых, сами насекомые – пищей для хищных насекомых или птиц.

После прогулки или экскурсии в поле, парк, сквер педагог может в беседе с детьми обсудить вопрос о том, видели ли они каких-либо животных, насекомых, птиц? Дети отвечают, что многих животных, птиц, насекомых им не удалось увидеть, потому что они где-то прячутся, их не видно, хотя слышали пение птиц, стрекот кузнечиков, жужжание шмелей, ос.

Воспитатель активизирует внимание дошкольников сообщением, что этот секрет природы они разгадают с помощью модели. На модели демонстрируется пример маскирующей окраски насекомого. Помещая плоскостную фигурку кузнечика зеленого на черный или зеленый фон, педагог спрашивает о том, на каком фоне фигурка кузнечика хорошо видна, на каком не видна? Дети определяют цвет фона, маскирующего кузнечика – это зеленый. А от кого же прячется кузнечик или другое насекомое? Ответ следует – от птиц.

Для закрепления понятия «маскирующая окраска» детям предлагают игру «Спрячь животное от «врага». Каждому ребенку выдаются квадраты бумаги, окрашенные в зеленый, бурый, зеленый с бурыми пятнами, с вертикальными полосками, желтый, белый, черный цвета, плоскостные фигурки различных животных: зеленая лягушка, бабочка-желтушка, коричневый жук. Дети располагают животных на различном фоне и определяют, где лучше они спрятались.

Педагог предлагает дошкольникам фигурку красной божьей коровки также спрятать на одном квадрате любого цвета. Дети озадачены – божья коровка заметна на любом фоне, а это значит, что птица ее обязательно склюет. Воспитатель поясняет, что у этого насекомого не маскирующая окраска, а предупреждающая. О чем предупреждает такая окраска? Птицы, встречая таких жучков, их не склевывают, т.к. жучок выделяет жгучую жидкость, неприятного запаха. Однажды попробовав такого «невкусного» жука, в дальнейшем птица обходит его стороной, не обращает внимания на такое «лакомство».

Учебно-практическая деятельность в уголке живой природы детского сада. Организованная практическая деятельность дошкольников в живом уголке создает все предпосылки для формирования важного понятия «среда обитания» для растений и животных. Цель данной работы заключается в формировании осознанного понимания того, что живые существа – обитатели живого уголка природы – растения и животные требуют от воспитанников постоянного внимания и заботы, т.е. поддерживания всех жизненно необходимых условий для их существования: пищи, воды, чистого воздуха, тепла, достатка света, влаги, плодородия, почвы.

Во время дежурств в уголке природы дети получают навыки ухода за растениями, животными – учатся самостоятельно организовывать свою работу: полив, рыхление, опрыскивание водой растения, смену подстилки в клетке животного, готовить несложный корм и правильно накормить.

В процессе работы дошкольники учатся распределять обязанности между собой по уходу за питомцами.

Старшие дошкольники могут вести более длительное наблюдение за животными в уголке природы. При этом они глубже знакомятся со средой обитания живых существ.

Результатом длительных наблюдений за аквариумными рыбками, может выступить обобщающая беседа педагога с детьми, в ходе, которой они вспоминают, какие условия для жизни рыб они поддерживали в аквариуме. Воспитатель предлагает им создать модель «Аквариум» с помощью аппликаций на фланелеграффе. Задача состоит в том, чтобы дети в определенном порядке расположили компоненты аквариума (вода, грунт, водоросли, кормушка, компрессор для нагнетания воздуха, лампочка для обогрева и освещения аквариума).

Таким образом, у дошкольников формируется и закрепляется важное понятие, что аквариум – это искусственная среда для рыбок, которая требует контроля и заботы со стороны человека в создании нужных условий.

Наблюдения в групповом уголке рекомендуется сочетать с опытнической работой, в ходе которой раскрываются возможности воздействия на объекты природы. Участие детей в постановке несложных опытов дает возможность выявить в предметах или явлениях новые качества, которые стимулируют мышление, способствуют возникновению вопросов, направленных на поиски причины явлений, на приобретение новых знаний.

Так со старшими дошкольниками проводиться опыт по выявлению условий прорастания семян гороха. С педагогом дети определяют, в каких условиях будут проращиваться семена: наличие достаточной влаги и ее недостаток, тепло и недостаток тепла.

Анализ условий, необходимых для успешного прорастания семян, позволит сделать вывод о необходимости тепла и влаги для развития растения из семени. Такая работа убеждает в значимости, ценности знаний о природе.

Работа с комнатными растениями уголка природы расширяет представления у дошкольников о многообразии растений, о различных условиях их существования, о способах размножения.

Дети могут наблюдать их развитие, рост, цветение в течение круглого года.

Фиалки удивительны по красоте, отличаются обильным цветением длительное время, формой листьев, окраской цветков. Знакомясь со способами размножения данных растений (отделением молодых растений от маточных, укоренением листовых черенков), дошкольники получают навыки вегетативного размножения комнатных растений, ухода за молодыми растениями, ведения наблюдения за их развитием.

В уголке природы можно размножать луковичные растения. В период, когда кучка луковиц разрастается, их отсаживают летом в отдельные горшочки. Этот способ размножения комнатного растения дети легко осваивают, могут самостоятельно выполнять все агротехнические мероприятия, ухаживать за молодыми растениями.

Большинство комнатных растений можно размножать стеблевыми черенками, что часто практикуют в дошкольных учреждениях. Как правило, лучшее время для укоренения черенков всех растений – весна или лето.

Такие травянистые растения как колеус можно размножать стеблевым черенком. Растение привлекает детей яркой окраской своих листьев, неприхотливостью в уходе, зато укореняется быстро, при условии, что правильно поддерживаются влажность воздуха и почвы. В этом случае дошкольники учатся быть наблюдательными, своевременно замечать изменения в развитии нового молодого растения, конечно, им необходима помощь воспитателя, который контролирует, подсказывает, учит аккуратности выполнения всех поручений во время дежурства в уголке природы.

Сезонные изменения в природе. « Полюбуйся: весна наступает… »

На мертвых травах снег лежит давно,
А их метелки семя сохранили,
И в снег, живое, падает оно,
И в лед вмерзает, чистое от пыли.
Все снежная скрывает пелена,
Как будто мир затих от потрясений.
Земля уснула, семенем полна,
Чтобы проснуться в зелени весенней.

П.Комаров

Цель:

    Развитие навыков наблюдения за изменениями в природе самостоятельные исследования.

    Развитие у учащихся понятия о взаимосвязях растительного организма с условиями окружающей среды, формирование умений определять раннецветущие растения .

    На основе проведения наблюдений выявление биологических особенностей раннецветущих растений.

    Формирование бережного отношения к природе.

    Развивитие диалектико-материалистических взглядов на природу.

Задачи:

    Определить признаки наступления весны в живой и неживой природе.

    Познакомить учащихся с различными периодами весны.

    Установить причины раннего цветения древесных и травянистых растений и смены сезонных явлений в жизни растений.

    Способствовать эстетическому воспитанию учащихся средствами природы и искусства.

Оборудование и оформление: блокнот (тетрадь) для записей, карандаш (ручка), инструктивные карточки, экскурсионные лупы.

Место проведения экскурсии : биоценоз леса.

Время проведения: конец апреля – май.

Возраст учащихся: 6 класс

Подготовка учащихся к экскурсии:

1. Побеседовать с учащимися о различных периодах весны (погодными особенностями, изменениями в растительном и животном мире, с красотой пробуждающейся природы, с вопросами ее охраны).

2. Ввести три новых понятия о весне и указать сроки их наступления:

«календарная весна» - 1 марта; «астрономическая» - 21 марта - день весеннего равноденствия на всем земном шаре (кроме приполярных областей), день равен ночи; «биологическая» начало сокодвижения у клена остролистного (24 марта), а затем у березы бородавчатой (8 апреля).

3. Задание учащимся подготовить характеристики каждого периода весны (март, апрель, май)

4. Подготовить детей к восприятию природы, привлечь внимание к объектам экосистемы "лес". Формировать умение правильно вести себя в лесу.

Ход урока

Идет – гудит Зеленый Шум,

Зеленый Шум, весенний шум!

Играючи расходится

Вдруг ветер верховой:

Качнет кусты ольховые,

Подымет пыль цветочную,

Как облако, все зелено,

И воздух и вода!

Проблемный вопрос: Как приходит весна?

Н.А. Некрасов

Надо ли за сказкой далеко ходить?

К.Иванов

Что же с растениями весной происходит?

Листочки распускаются, первые цветы появляются, травка зеленеет...

На большинстве территорий земного шара происходит постоянная смена времен года. Весна сменяется летом, лето – осенью, осень – зимою. Каждое время года по-своему прекрасно.
Нам бесконечно дороги и зеленый дым зарождения жизни, и грустное увядание растений, вступающих в состояние покоя. Нас радуют крошечные фонарики подснежников, желтые огоньки одуванчиков, закутанные в белые шали кусты черемухи, медовый запах липы, аромат антоновских яблок, первый, встреченный в лесу боровик, золотое сияние кленов, негреющие костры раздетых октябрьским ветром рябин.

Бесконечная цепь изменений лика природы обусловлена сдвигами в физиологическом состоянии растений в зависимости от времен года. Посмотрите в окно. Сейчас наступает весна, одно из самых удивительных времен года – время пробуждения жизни.
Зима... Клубятся по полям вихри февральских метелей. Безжизненными кажутся деревья в февральском лесу. Но так ли это? Посмотрите на кожистые плотные сережки ольхи или березы. Они образовались еще с осени. Наружные чешуи этих сережек надежно прикрывают зачатки цветков от мороза и зимнего испарения. Хорошенько промерзнув в течение 2–3 месяцев, в конце февраля они, не дожидаясь теплых дней, начинают потихоньку набухать.

В марте, когда еще всюду лежит снег, деревья празднуют весну. Несмотря на морозный воздух, темные стволы деревьев разогреваются под солнцем и растапливают снег вокруг себя, образуются проталины с обнаженной влажной землей.

Появляется солнышко. Весенние теплые лучи падают на Подснежник.

Выглянул подснежник в полутьме лесной
Маленький разведчик, посланный весной
Пусть еще над лесом властвуют снега
Пусть лежат под снегом сонные луга.
Пусть на спящей речки неподвижен лед –
Раз пришел разведчик и весна придет.

Е. Серов

Ах, как приятны эти солнечные лучи, хочется жить: цвести и радовать других.

Подснежники первые весенние растения, способны выдерживать заморозки до –10 °С, т.к. в соке, который их наполняет, много сахара, а сахарные растворы при небольших морозах не замерзают. Без этого приспособления им не обойтись! Кругом еще снег лежит, но стоит появиться первым проталинам, и они тут как тут: цветут, торопятся.

Их время коротко. Цветение ранневесенних растений продолжается всего месяц-полтора, пока деревья не развернут листву и не закроют над ними, светолюбами, небо.

Их не только подснежником, а еще снежной капелькой, снежным цветком, разведчиком, предвестником весны, задирой... А латинское название Galanthus nivalis – подснежник белоснежный.

Это почему же задирой-то?

Все потому, что со снегом спорит.. Послушайте одну давнюю историю, ставшую легендой.
После изгнания из рая шли Адам и Ева по заснеженному лесу, и тут несколько снежинок упало ей на щеку. Они растаяли, и капельки, упав на землю, превратились в цветы – подснежники.

Пожалуй, наиболее деятельная подготовка к весне совершается в это время под толщей снега широколиственного леса. Если здесь раскопать снег, то можно обнаружить пробившиеся сквозь опавшую листву бледно-желтые ростки со свернутыми листьями, а иногда и бутонами. А ведь осенью этих ростков здесь не было!
Дело в том, что в широколиственном лесу почва зимой не промерзает из-за большого количества перегноя и глубокого снежного покрова, создающих прекрасную теплоизоляцию. Благодаря этому температура почвы здесь всю зиму держится около 0 °С, поэтому в ней остается незамерзшая влага, доступная растениям.
Что же касается питательных веществ, столь необходимых для роста, то подснежное развитие растений происходит за счет отложенных ранее запасов. Например, у медуницы и ветреницы эти запасы находятся в корневищах, у пролески и гусиного лука – в луковицах, у чистяка и хохлатки – в клубнях.

Интенсивное дыхание с использованием этих отложенных про запас питательных веществ приводит к повышению температуры растения. Часто вокруг него даже протаивает снег. Например, в феврале начинают расти под снегом побеги мать-и-мачехи, заложенные еще осенью. Если в это время откопать растение, то можно увидеть, что вокруг него в снежном покрове протаяла крошечная пещерка. Еще трещат суровые морозы, а под снегом уже начинается весна...

Еще, бывает, сердится зима,
Срывают злость последние метели,
Но день за днем слабеют холода,
Все чаще раздается звон капели.
Снега, утратив свой алмазный блеск,
Сбегаются студеными ручьями
К весеннему безумью шумных рек
И льдин, плывущих водными полями.
Едва берез начнется сокоток,
В пушистой шубке, войлочных сапожках,
Рождается сиреневый цветок
На серебристой и короткой ножке.
А рядышком такие же как он,
Похожие на маленьких котят,
От холода укрывшись в сладкий сон,
Его братишки-прострелята спят.
Лишь насладившись солнечным теплом,
Раскроются прекрасные бутоны:
Густая синь с топазным хохолком
Пасхальным перезвоном затрезвонит.
Давно уже невестится весна,
Глаз радует и устали не зная,
Цвести до лета будет сон-трава-
Цветок, в котором вся краса земная!

Прострел. Весной не всегда греет солнце. Часто небо заволакивают тучи, и холодный дождь с мокрым снегом стегает землю. И по ночам часто бывают заморозки. Вот тут-то нам, весенним растениям, и пригодится шуба, дарованная природой. Капли дождя скатываются с меня по шелковистым волоскам, и я выхожу сухим из воды.

А почему тебя сон-травой называют?

Трава эта обладает успокаивающим, а в больших дозах и снотворным действием! А еще в старину клали под угол строящегося дома. Считалось, что он приносит в дом счастье.


На опушке - огоньки,
Целая проталинка.
Коротышки стебельки
И цветочек маленький.
Листьев нет - она цветёт,
Холодом охвачена.
Пчёлкам самый ранний мёд
Дарит мать-и-мачеха. Л. Дунина

Мать-и-мачеха Любит открытые, хорошо освещенные места. В начале апреля у меня появляются веселые желтые соцветия-корзинки, а уж потом листья. Они – особенные. Верхняя сторона листа, повернутая к солнцу, гладкая, темно-зеленая. Нижняя сторона, обращенная к земле, покрыта белыми волосками, будто войлоком. Приложи к щеке верхнюю и нижнюю сторону листа, и ты почувствуешь, что нижняя теплее верхней.

Медуница неясная. Один из лучших весенних медоносов. В соцветиях-зонтиках можно одновременно найти полураспустившиеся цветки с розовым венчиком, расцветающие – пурпурной окраски и уже отцветающие – синего цвета. Это помогает насекомым-опылителям: они посещают только розовые и пурпурные цветки.

Пройдут апрель, май, наступит июнь. Лепестки весенних цветов опадут, разлетятся плоды с семенами. Стебли и листья многих из них увянут. Но весенние цветы – многолетние. Это значит, что каждое лето отмирает лишь верхняя, надземная, часть растения. Затаились в почве корни, корневища, клубни и луковицы, в которых отложены накопленные за лето питательные вещества. Они пригодятся им следующей весной.
Затаились в почве семена. Замерли. Уснули. Ждут новой весны.

Так год за годом, век за веком совершается в природе круговорот жизни. Если вы набредете весной на полянку в лесу, покрытую цветами, не трогайте их, не собирайте букет. Вспомните, какую долгую суровую зиму они пережили. Они не должны исчезнуть!

Учитель: Ребята, я вам предлагаю отправиться на экскурсию в весенний лес. Давайте вспомним, какие правила нужно соблюдать, придя в лес.

    Нельзя разжигать костер в лесу пожароопасное время, необходимо тщательно проверить перед уходом место, где горел костёр, хорошо ли он потушен.

    Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.

    Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе.

    Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников. Пусть красивые растения, деревья остаются в природе.

    В природе, особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.

Снова птицы летят издалека,

К берегам, расторгающим лед,

Солнце теплое ходит высоко

И душистого ландыша ждет.

А. Фет

О каком времени года говорится в стихотворении?

Как вы догадались, что в стихотворении говорится о весне?

Какие признаки весны назвал автор в своем стихотворении?

Сегодня на уроке мы с вами отправимся в гости к весне и поговорим о том, какие изменения происходят в природе с приходом весны.

    Весенние изменения в неживой природе. Послушайте загадки о весенних месяцах.

Дует теплый южный ветер,

Солнышко все ярче светит,

Снег худеет, мякнет, тает,

Грач горластый прилетает.

Что за месяц? Кто узнает? (Март)

Яростно река ревет

И разламывает лёд.

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся.

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришел? (Апрель)

Зеленеет даль полей

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад,

Пчелы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это?...(Май)

Какие признаки весны вы услышали?

Одинаково ли солнце грело землю во все весенние месяцы?

- Какой весенний месяц самый холодный?

Самый теплый ? Почему?

- Теперь представим себе небо. Какое оно весной?

Какие осадки выпадают весной?

Бывают ли весной грозы? Когда?

2. Весенние изменения в живой природе .

Пришло время поговорить о том, какие изменения происходят в живой природе с приходом весны.

Что происходит с деревьями и кустарниками весной?

Что происходит с травянистыми растениями?

- Назовите травянистые растения, которые зацветают самыми первыми?

Обычно раннецветущие травянистые растения называют подснежниками. Почему?

- Почему же подснежники зацветают так рано?

Какие цветы расцветают в конце весны, в мае?

Многие собирают весной букеты весенних растений. Хорошо ли?

Во время экскурсий вам придется выполнить задания по звеньям и предоставить письменный отчет о сегодняшней экскурсии.

3. Запишите план письменного отчета:

    красота весенней природы (желательно сделать фотография первых весенних цветков);

    жизнь травянистых растений леса, луга, двора;

    жизнь древесных и кустарниковых пород;

    приметы весны в животном мире.

    пожеланию создать презентацию в программе Power Point

4. А теперь проведем конкурс самых наблюдательных, самых смышленых и организованных друзей природы. Учащиеся делятся на звенья.

Задание для 1 звена: уч-ся выполняют его в лесу, отыскивая заданное число видов цветущих травянистых растений; определяют их, и оформляют записи в блокноте в виде таблицы:

Название растения

Особенности внешнего строения

Цветка (зарисовка)

Листьев (зарисовка)

Задание для 2 звена: Необходимо ответить на вопросы: Ни василек, ни колокольчик, ни ромашка не цветут - почему так быстро выросли и зацвели чистяк весенний, ветреница дубравная, медуница лекарственная, гусиный лук и другие первоцветы? Какие органы этих растений располагают питательными веществами? Почему первоцветы торопятся цвести?

Задание для 3 звена: пронаблюдать за цветками раннецветущих растений и ответить на вопросы:

    Как часто насекомые посещают эти цветки?

    Какие выработались у этих цветков приспособления к перекрестному опылению?

    Чем обусловлена окраска цветков?

    Имеются ли у цветков нектарники?

    Возможно ли у этих цветков самоопыление?

    Как размножаются эти растения, если насекомых-опылителей в период цветения недостаточно?

Отвечая на эти вопросы, учащиеся рассматривают первоцветы и делают их фотографии.

Задание для 4 звена: понаблюдайте за цветением деревьев и кустарников. Оформите записи в виде таблицы.

Название деревьев

и кустарников

Внешний вид соцветий

(схематические рисунки)

Растения

однодомные или двудомные

Пестичных

цветков

Тычиночных

цветков

5. Сбор учащихся всех звеньев для выполнения следующего задания.

Познавательные задачи

1. Цветение растений возможно при наличии запаса питательных веществ. Где находится запас питательных веществ у древесных растений?

2. Большинство деревьев цветет до распускания листвы. Какой способ опыления у деревьев? Как бы повлияло на плодообразование цветение деревьев в период полного облиствления?

3. Подсчитано, что у деревьев тычиночных соцветий больше, чем пестичных. Объясните данное явление.

4. Почему цветки древесных растений собраны в соцветия – сережка, метелка, кисть, а не в соцветия - корзинка, колос?

5. Когда деревья цветут, кустарники находятся в фазе бутонизации. Почему? Возможно ли у кустарников ветроопыление?

Обсуждение познавательных задач.

Заключительная беседа: о жизни деревьев, кустарников, многолетних травянистых растений весной. Обращение внимания на соответствие строения органов растений выполняемым функциям, на развитие растений во взаимосвязи с окружающей средой.

Задание на дом .

1. Каждое звено сдает отчет об итогах экскурсии «Полюбуйся, весна наступает!», туда можно поместить легенды и стихи о весенних цветах, рисунки или фотографии.

Подведение итогов урока-экскурсии выставление оценок в журнал .

А теперь, ребята, подумайте и скажите, побывав на такой экскурсии, что полезного для себя вы получили?

Литература:

Журналы Биология в школе

Ресурсы интернета

Художественная литература

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «vidental.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «vidental.ru»