Какой звук дает буква щ. Мягкий, согласный звук

Подписаться
Вступай в сообщество «vidental.ru»!
ВКонтакте:

Разработала учитель - логопед

Некрасова Надежда Павловна

1. Изолированно произносить звук [Щ]:

Губы округлены и вытянуты вперед, широкий кончик языка прижат к альвеолам (бугоркам за верхними зубами), боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята, язык напряжен. Воздушная струя направлена по середине языка вверх, воздух теплый.

Подражание дворнику, который чистит дорожку около дома.

Щ-щ-щ-щ-щ…

2. Автоматизация в слогах:

При произнесении слогов выделяем звук [Щ], произносим его более длительно.

ЩА

ЩО

ЩУ

ЩИ

ЩЕ

3. Автоматизация в сочетаниях слогов:

При произнесении выделяем звук [Щ], произносим его более длительно.

Ща-ща-ща

Що-що-що

Щу-щу-щу

Щи-щи-щи

Ще-ще-ще

Ща-що-щу

Щи-ще-ща

Що-ще-щи

Щу-що-ще

Ще-ща-що

Ща - що - щу - щи - ще
Щи - ща - що - щу - ще
Що - ща - щу - щи - ще
Ще - ща - що - щи - щу
Щу - ща - що - щи - ще

4. Проговаривать слова, выделяя звук [Щ]:

Ща: щавель.

Щё: щётка, щёки.

Щу: щука, щупать.

Щи: щи, щит; щипцы, щипать, щиток.

Ще: щебет, щепка, щебень; щенок, щетина, щека, щебетать, щекотать, щегол.

5. Проговаривать слова, выделяя звук [Щ] :

Ща: пищать, угощать, помещать, извещать, обобщать, вещать, замещать, обещать, дощатый, восхищаться; пища, пуща, гуща.

Щу: ищу, тащу, угощу, пищу; ищут, наощупь.

Щи: пищит, защита; вещи, ящик, овощи.

Ще: кощей, помещение, угощение, ищейка, ущелье, освещение.

Щё: ещё, мощёный.

Хищник, хищный, мощный, изящный, овощной.

Гонщик, общий.

6. Произносить слова, выделяя звук [Ш]:

Мощь, овощ, хвощ, немощь, помощь, вещь, лещ, клещ, плющ, плащ.

7. Игра на автоматизацию звука [Щ] в словах:

Инструкция: фишка стоит на букве Щ; 2 клеточки вправо, 1 клеточка по диагонали вниз вправо... какое слово? и т. д. Если фишка останавливается на пустой клеточке, то предложите самостоятельно придумать слово со звуком [Щ].

8. Образовать существительное, обозначающее профессию (по образцу):

Стеклить - (стекольщик)

фехтовать -

точить -

чистить -

носит -

камень -

часы -

уголь -

(барабан) -

(сварка) -

(экскаватор) -

9. Образовать существительное с увеличительным значением (по образцу):

Нос - (носище)

сила -

кот -

зубы -

глаза -

сапог -

нога -

голова -

медведь -

усы -

дом -

волк -

(рука) -

13. ДИ «Волшебный куб»:

В кармашки куба вставить те картинки, в названии которых есть звук [Щ]. Затем, подбрасывая куб, определять место звука [Щ] в названии выпавшей картинки.

15. ДИ «Ромашка»:

Подобрать к ромашке те лепестки, в названии картинок которых есть звук [Щ].


10. Проговаривать словосочетания, выделяя звук [Щ]:

Овощные щи

мохнатый щенок

темное помещение

хищная щука

в ящике овощи

Танины вещи

мягкая щетина

обещать угощение

щебетание птиц

щавелевые щи

дубовая щепка

11. ДИ «Сосчитай до 5»:

мохнатый щенок

шипящий гусь

хищная щука

12. Проговаривать предложения:

Дима тащит щуку. Щенок щиплет щетку. В ящике пищит щенок. Лена посолила овощные щи. Дом из щитов - щитовой. Зубы чистят зубной щеткой. Мамины вещи лежат в ящике. В ящике спит мохнатый щенок. Щенок пищит и тащит щетку. Щетки надо найти в ящике. Бабушка угощала нас овощными щами. У Пети книга о хищных щуках. У Сони щетки, а у Феди щит.

13. Проговаривать тексты:

Щеглёнок и щенок.

У Ани - щеглёнок и щенок. Любит щеглёнок щипать щенка за ухо. Щенку щекотно, но он не пищит. Щенок понимает: щеглёнок ещё маленький.

У водоёма.

Ваня с папой идут к водоёму. Там клюют щуки и лещи. Глядя на текущую вдаль воду, Ваня думает о том, как вытащит щуку без папиной помощи.

14. Проговаривать чистоговорки:

Щуку я тащу, тащу,

Щуку я не упущу.

Мы купили овощей

И для супа, и для щей.

Ты нас, мама, не ищи -

Щиплем щавель мы на щи!

Ищут Катя с Таней вещи:

Ищут щётки, ищут клещи,

Плащ, ботинки, ящик, лейку.

Папа купит им ищейку.

Щенок в ящике лежит,

Щенок к ящику бежит.

Он ищет её тщательно

И стащит обязательно.

Пёс тащит щётку,

Щенок тащит щепку.

Ведь для щенка

Пока и щётка велика.

Щуку щами с овощами

Обещали угостить.

Пищу подходящую

Для щуки поищи,

Ведь хищная щука

Не будет есть щи.

Щегол в гнезде щеглят считал,

Щегол считалку щебетал:

«Щеглёнок - раз, щеглёнок - два.

Счастливей в роще нет щегла».

Над рекою тучи гуще,

Дождик хлещет пуще, пуще.

Даже щуки и лещи

Ищут шляпы и плащи.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Алифанова Е.А., Егорова Н.Е. Логопедические рифмовки и миниатюры. - М., 1999.
  2. Анищенкова Е.С. Практическое пособие по исправлению звукопроизношения у детей. - М., 2007.
  3. Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. - СПб., 1994.
  4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Автоматизация шипящих звуков у детей. - М., 2006.
  5. Куликовская Т.А. 40 новых скороговорок. - М., 2008.
  6. Куликовская Т.А. Забавные чистоговорки. - М., 1999.
  7. Нищева Н.В. Картотека упражнений для автоматизации правильного произношения и дифференциации звуков разных групп. - СПб., 2010.
  8. Розе Т.В. Большой толковый словарь пословиц и поговорок русского языка для детей. - М., 2011.
  9. Спивак Е.Н. Звуки Ш, Ж, Ч, Щ. - М., 2007.
  10. Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учитесь правильно говорить. - М., 1995.

Ещё по данной теме:

В русском языке 21 согласная буква и 36 согласных звуков. Согласные буквы и соответствующие им согласные звуки:
б - [б], в - [в], г - [г], д - [д], ж - [ж], й - [й], з - [з], к - [к], л - [л], м - [м], н - [н], п - [п], р - [р], с - [с], т - [т], ф - [ф], х - [х], ц - [ц], ч - [ч], ш - [ш], щ - [щ].

Согласные звуки делятся на звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. Они бывают парные и непарные. Всего 36 различных комбинаций согласных по парности-непарности твёрдых и мягких, глухих и звонких: глухих - 16 (8 мягких и 8 твёрдых), звонких - 20 (10 мягких и 10 твёрдых).

Схема 1. Согласные буквы и согласные звуки русского языка.

Твёрдые и мягкие согласные звуки

Согласные бывают твёрдыми и мягкими. Они делятся на парные и непарные. Парные твёрдые и парные мягкие согласные помогают нам различать слова. Сравните: конь [кон’] - кон [кон], лук [лук] - люк [л’ук].

Для понимания объясним «на пальцах». Если согласная буква в разных словах означает либо мягкий, либо твёрдый звук, то звук относится к парным. Например, в слове кот буква к обозначает твёрдый звук [к], в слове кит буква к обозначает мягкий звук [к’]. Получаем: [к]-[к’] образуют пару по твёрдости-мягкости. Нельзя относить к паре звуки для разных согласных, например [в] и [к’] не составляют пару по твёрдости-мягкости, но составляет пара [в]-[в’]. Если согласный звук всегда твёрдый либо всегда мягкий, то он относится к непарным согласным. Например, звук [ж] всегда твёрдый. В русском языке нет слов, где бы он был мягким [ж’]. Так как не бывает пары [ж]-[ж’], то он относится к непарным.

Звонкие и глухие согласные звуки

Согласные звуки бывают звонкие и глухие. Благодаря звонким и глухим согласным мы различаем слова. Сравните: шар - жар, кол - гол, дом - том. Глухие согласные произносятся почти с прикрытым ртом, при их произнесении голосовые связки не работают. Для звонких согласных нужно больше воздуха, работают голосовые связки.

Некоторые согласные звуки имеют схожее звучание по способу произношения, но произносятся с разной тональностью - глухо или звонко. Такие звуки объединяются в пары и образуют группу парных согласных. Соответственно, парные согласные - это пара из глухой и звонкой согласной.

  • парные согласные: б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш.
  • непарные согласные: л, м, н, р, й, ц, х, ч, щ.

Сонорные, шумные и шипящие согласные

Сонорные — звонкие непарные согласные звуки. Сонорных звуков 9: [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’].
Шумные согласные звуки бывают звонкие и глухие:

  1. Шумные глухие согласные звуки (16): [к], [к"], [п], [п"], [с], [с"], [т], [т"], [ф], [ф"], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш], [щ’];
  2. Шумные звонкие согласные звуки (11): [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’].

Шипящие согласные звуки (4): [ж], [ч’], [ш], [щ’].

Парные и непарные согласные звуки

Согласные звуки (мягкие и твёрдые, глухие и звонкие) делятся на парные и непарные. Выше в таблицах показано деление. Обобщим всё схемой:


Схема 2. Парные и непарные согласные звуки.

Чтобы уметь делать фонетический разбор, помимо согласных звуков нужно знать

Екатерина Сулейманова
Автоматизация звука [щ]. Артикуляционные упражнения

Артикуляционные упражнения на звук [щ] .

1. "Трубочка".

Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой. Удерживать в таком положении под счет до 10.

2. "Окошечко".

Вытянуть губы вперед и сделать их похожими на квадратик. Углы губ не должны соприкасаться.

3. "Блинчик".

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу. Удерживать его под счет до 10.

Следить, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на нижние зубы. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения. Не высовывать язык далеко : он должен только накрывать нижнюю губу.

4. "Вкусное варенье".

Слегка приоткрыть рот, и широким переднем краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть была неподвижна. Язык должен быть широким в форме "чашечки". Широкий передний край языка полностью должен покрывать верхнюю губу.

6. "Парус".

Улыбнуться, широко открыть рот, язык поднять вверх и кончик прижать к верхним "бугоркам" за верхними зубами. Удерживать язык в таком положении под счет до 10.

7. "Загони мяч в ворота".

Вытянуть губы трубочкой и с силой дуть на ватный шарик на столе. Следить, чтобы щеки не надувались.

8. "Фокус".

Сделать "чашечку", положить маленький кусочек ватки на кончик носа, сделать вдох через нос и сильно подуть через рот на ватку, чтобы она полетела вверх.

Правильная артикуляция звука [щ] .

Губы выдвинуты вперед и округлены (окошечко) . Кончик языка прижат к бугоркам за верхними зубами. Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята, язык напряжен. Воздушная струя направлена по середине языка вверх, воздух теплый.

Произносить отрывисто и энергично звук [щ] [щ] [щ]…

Произносить долго, протяжно [щщщ]…

Характеристика звука [щ] : согл., глухой, всегда мягкий.

Игра «Поймай звук » .

Взрослый произносит звуки . Ребенок хлопает, если слышит звук [щ] .

Щ, ж, ш, щ, а, м, ж, р, щ, щ, с, щ, з, ж, с, г, щ, р, ш, ж, с, л, р, щ…

Игра «Поймай звук » .

Взрослый произносит слоги. Ребенок хлопает, если слышит звук [щ] .

Ча, жа, ша, ща, жо, со, зы, щу, са, ру, жи, су, шу, що, шо, ра, ща, ро, сы, шэ, жу, ла, ро…

Игра «Повтори за мной» .

звука [щ] ) .

А) ща- ща- ща, що- що- що, щу- щу- щу, щи- щи- щи, ще- ще- ще.

Б) ща- що, щу- ща, що- щи, що- щу, ща- щи, щу- ща, що- щи, щи- ща, щу- що, щи- що, ща- щу, що- ща.

В) ща- ща- що. ща- що- ща.

що- щу- що. що- що- щу.

щу- ща- ща. щу- ща- щу.

що- ща- ща. ща- ща- що.

щу- що- щу. ща- що- що.

ща- щу- щу.

Г) ща- що- щу. щу- ща- щи.

що- щу- ща. щу- що- ща.

щу- ща- що.

Игра «Повтори за мной» .

Взрослый произносит слоги, ребенок повторяет. (следить за правильным произношением звука [щ] ) .

А) ащ- ащ- ащ. Ищ- ыщ- ыщ.

Ищ- ищ- ищ. Ящ- ящ- ящ.

Ощ- ощ- ощ. Ищ- ищ- ищ.

Ущ- ущ- ущ.

Б) ащ- ощ. Ящ- ыщ.

Ащ- ищ. Ущ- ыщ.

Ащ- ущ. Ущ- ящ.

Ащ- ящ. Ущ- ищ.

Ащ- ыщ. Ищ- ыщ.

Ощ- ущ. Ищ- ящ.

Ощ- ищ. Ищ- ущ.

Ощ- ящ. Ищ- ощ.

В) ащ- ащ- ощ. Ыщ- ыщ- ощ.

Ощ- ащ- ощ. Ящ- ущ- ущ.

Ищ- ущ- ищ. Ищ- ищ- ащ.

Ущ- ищ- ищ.

Г) ащ- ищ- ощ. Ущ- ащ- ощ.

Ощ- ищ- ащ. Ащ- ущ- ощ.

Ищ- ащ- ощ. Ощ- ущ- ащ.

Ощ- ащ- ищ. Ащ- ощ- ищ.

Игра «Повтори за мной» .

Взрослый произносит слова, ребенок повторяет. (следить за правильным произношением звука [щ] ) .

1. Щит, щипцы, щавель, щетка, щеки, щука, щенок, щегол, щепка, щупальцы, щуриться, щебень, щекотать, щи, щелчок, щепать, щетка, щетка,

2. Ящик, клещи, овощи, роща, площадь, пища, обещать, угощать, обращать, еще, сгущенка, ищут, тащу, чищу, блещут, вещи, пищит, лещи, трещина, кипящий, дымящий, говорящий, смотрящий, летающий, защита, будущий, Кощей, прищепка, пищера, угощенье, туловище, будущее, пищит.

3. Помощь, лещ, плащ, овощ, клещ, борщ, товарищ.

4. Хищник, изящный, помощник, мощность, мощный, овощной, насущный, общий, банщик, пильщик, ныряльщик, мойщик, каменщик, гонщик, выдумщик.

Игра «Профессии» .

Образовать существительное, обозначающее профессию.

Стеклить- стекольщик.

фехтовать. экскаватор.

точить. барабан.

чистить. сварка.

носит. уголь.

камень. часы.

Игра «Огромные предметы»

Образуйте существительное с увеличенным значением.

нос- носище.

сила. дом.

кот. волк.

зубы. рука.

глаза. усы.

сапог. медведь.

нога. голова.

Словосочетания.

Хищная щука.

Щавельные щи.

Ищу щенка.

Тащу щуку.

Щи из овощей.

Обещать угощение.

Ищу вещи.

Жилище чудовище.

Плащ товарища.

Щетка щенка.

Мощный хрящ.

Угощать борщом.

Игра «Жадина» .

Ребенок говорит, что все вещи его.

Например : мой щит, моя щука…

овощи, щенок, клещи, плащ, щепка.

Предложения.

Щенок щиплет щепку.

В ящике пищит щенок.

Вещи лежат в ящике.

Щенок утащил ящик.

Мама готовит на обед щи и жареную щуку.

Щенок пищит в ущелье.

Дети ищут щенка в ущелье.

Недалеко от рощи было много щавеля.

Щи да каша- еда наша.

Чистоговорки.

Ребенок повторяет за взрослым целую чистоговорку.

Дождь идет- я без плаща- ща- ща- ща.

Нет дождя, а я в плаще- ще- ще- ще.

Я тебя не отпущу- щу- щу- щу.

Ты иди меня ищи- щи- щи- щи.

1. Два щенка щека к щеке

Щиплют щетку в уголке.

2. Тощий Тимка всех тощее,

Тоще тощего Кощея.

Он не ест у нас ни щей,

Ни борщей, ни овощей.

Вот и тощий, как Кощей

Скороговорки.

1. Щуку я тащу, тащу,

Щуку я не упущу.

2. Ты нас, мама, не ищи-

Щиплем щавель мы на щи.

3. Волки рыщут, пищу ищут.

Щегленок и щенок.

У Ани- щегленок и щенок. Любит щегленок щипать щенка за ухо. Щенку щекотно, но он не пищит. Щенок понимает : щегленок еще маленький.

У водоема.

Ваня с папой идут к водоему. Там клюют щуки и лещи. Глядя на текущую вдаль воду, Ваня думает о том, как вытащить щуку без папиной помощи.

Аннотация:

Конспекта занятия предназначен для работы с учащимися с нв ОНР. Он поможет закрепить в речи навык правильного произнесения звука [щ]. Представленные в конспекте задания во многом способствуют развитию зрительного восприятия, внимания детей. Материал конспекта представлен в соответствии с современными требованиями ФГОС.

Тема: Звук [Щ], буква Щ.

Цель: Научить детей правильно произносить звук [щ] в речи и соотносить
его с соответствующей буквой Щ.

Задачи, направленные на формирование личностных результатов:

  1. Познакомить учащихся и закрепить правильное произношение звука [щ] в речи.
  2. Осуществлять контроль за собственной речью и речью одноклассников.
  3. Работать над совершенствованием навыков словообразования, используя игры: «Назови профессию», «Сделай слово огромным».

Задачи, направленные на формирование метапредметных результатов:

  1. Развивать логическое мышление в ходе работы над стихотворным текстом и его заголовком.
  2. Развивать зрительное восприятие и внимание на примере работы с буквенным материалом: чтением слов среди букв, чтением слов с наращиванием букв.
  3. Развивать звуко-буквенный и звуко-слоговой анализ и синтез через выполнение упражнений по составлению слов из букв и слогов, выделению звуков из слов.

Задачи, направленные на формирование предметных результатов:

  1. Познакомить учащихся с написанием буквы Щ, не путать ее со сходными: Ц, Ш.
  2. Запомнить правило написания ща в словах.

Оборудование: Предметные картинки: щетка, туфли, сапоги, ботинки,
зеркало, картинки профессий людей.

Этапы занятия

  1. Организационный момент
  2. Артикуляционная гимнастика
  3. Знакомство со звуком [щ]
  4. Работа по уточнению произношения звука, его отработка, закрепление в речи.
  5. Физкультминутка
  6. Знакомство с буквой Щ.
  7. Выполнение заданий, направленных на чтение и запись слов с буквой Щ.
  8. Итог занятия.

Ребята, отгадайте загадку. О каком домике идет речь?
В этом домике есть красные двери,
Рядом с дверями есть белые звери.
А те зверушки любят конфеты и плюшки. (Рот)

А кто живет в этом домике? (Язык, язычок)
Выполните упражнения артикуляционной гимнастики вместе со мной.

Чисто в домике у язычка, но вот неприятность, сам-то он измазался, извозился. Язычок взял щетку и начал чистить себя вот так: шч, шч, шч. Давайте поможем язычку, все вместе: шч, шч, шч. К язычку в гости пришел гусь и зашипел на него: ш ш ш ш ш ш. Пошипите, как гусь, а теперь растяните губы в улыбку, при этом ваш язычок подвигается вперед и вместо звука [ш] вы слышите [щ].

Возьмите зеркала.

Итак, когда мы произносим звук щ, наши губы находятся в легкой улыбке, зубы сближены и видны, язык широкий, он поднят к бугоркам за верхними зубами, посредине языка идет сильная воздушная струя, которая легко ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту.
Охарактеризуем этот звук. (Согласный, глухой, мягкий)

Гусь пришел не один, посмотрите, что он принес: туфли, сапоги, ботинки (Показ картинок). Что это? (Обувь). Гусь предлагает нам ее почистить. Возьмите щетку(у каждого на столе) и почистите щеткой сначала туфли, при этом произнесите [щ щ щ], затем сапоги:[ щ щ щ], потом ботинки [щ щ щ].

Если щетка нам нужна для обуви, значит она какая? (Обувная)
Если щетка нам нужна для чистки зубов, значит она какая? (Зубная)
Если щетка нам нужна для платья, значит она какая? (Платяная)
- Если услышите звук щ, хлопните в ладоши: шелк, щелкунчик, цапля, шоколад, щепка, щекотка, шапка, уши, щит, щипцы, кошка, помещение.
- Поиграем в игру «Договори и повтори»
Ащ-ащ-ащ- у Тани новый …(плащ)
Ещ-ещ-ещ- в реке плывет…(лещ)
Ощ-ощ-ощ- у нас вкусный …(борщ)
Щик-щик-щик- все вещи сложим в …(ящик)
Щи- щи-щи - кусаются…(клещи).
- Прослушайте скороговору и скажите, сколько раз в ней повторяется звук щ?
Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке. (5)
- Кто щиплет щетку? (Щенки)
- Сколько их?(2)
- Как они щиплют щетку? (Щека к щеке)
- Где они ее щиплют? (В уголке)
- Повторите скороговорку целиком.
Щенки очень любят играть с мячом, давайте и мы поиграем.



Игра «Сделай слово огромным»
Кулак…(кулачище)
Сила…
Сапог..
Дом..
Кот…
Усы…
Голос…
Карман…
Топор…
Рука…
Зубы…
Губы..
Нос…

Игра « Кто это - назови профессию» (Показ картинок)

Кто дрессирует животных?...
Работает на экскаваторе…
Чистит обувь…
Точит ножи…
Играет на барабане…
Регулирует уличное движение…
Делает кладку из камня…
Чинит часы…
Занимается фехтованием….

Какой согласный звук общий для всех этих слов?

Я слышу как ветер доносит звуки. Соберите из них слово, будьте внимательны, один звук ветер до вас не донесет, какой?

[О, В, Щ, И]-….(овощи-..о)
[Х, И, Щ, И, К]-…(хищник-…нь)
[Щ, И, Ц, Ы]-…(щипцы-…п)
[В/, Щ, И]-…(вещи-…э)
[Щ, У, А]-…(щука-…к)

Какой согласный звук присутствует во всех этих словах? ([Щ])

Прослушайте стихотворение и подумайте, какое бы название вы дали этому стихотворению.(Логопед читает стихотворение).

На самом деле это стихотворение называется «Помощница» и написала его известная детская поэтесса А. Л. Барто.

Как вы считаете, подходит ли это название стихотворению?

От какого слова образовано слово «помощница»?

В каком смысле употреблено слово «помощница»?

Разделите слово на слоги?

Сколько всего слогов в слове?

В каком слоге находится звук [щ]?

Назовите этот слог?

Мы работали, устали.
А теперь, ребята, встали.
Быстро руки вверх подняли,
В стороны,
Вперёд, назад.
Повернулись влево, вправо,
Поднимите дружно плечи,
Чтоб работать было легче
А сейчас вперед прогнитесь
И носка рукой коснитесь.
Сели мы за парты смело,
Надо нам продолжить дело.

На письме звук [щ] обозначается буквой Щ.

На расческу щ похожа. Три зубца всего?- Ну что же!

А на какие две буквы похожа буква Щ? (Ш, Ц)

Да, эта буква такая же широкая, как буква Ш и такая же хвостатая как буква Ц.

Восстановите печатную букву Щ используя данные буквы:

Посмотрите на написание письменных букв Щ, запищите заглавную и строчную букву щ в тетрадь.

Какие слова можно составить из следующих букв?

а, щ, о, р - роща
щ, д, а, о, п, а - пощада
в, щ, е, а, ь, л¬ - щавель
а, щ, п, а - пища
л, о, щ, а, ь, п, д- площадь

Запишите получившиеся слова в строчку, подчеркните одинаковую часть в этих словах. Что вы подчеркнули? (Ща)

Запомните, ребята, правило: ща - мы пишем с гласной А.

К каким словам из записанных вами подходит схема?

Составьте предложение из этих слов.

Перед вами слова. Прочтите их, начиная с самого короткого слова и заканчивая самым длинным.
Лещ, барабанщик, щепка, овощ, площадь, защитники, хищник, кулачище.

А теперь прочтите наоборот, начиная с самого длинного слова и заканчивая самым коротким.
- Найдите слово среди данных, которое обозначает множество предметов, употреблено во множественном числе. (Защитники)

Отыщите среди букв каждой строчки слова с буквой щ, запишите их в тетрадь. Кто первый?

А В А Щ Е Л Ь А Т И К (щель)
К Д Я Щ Е Р И Ц А М О (ящерица)
Г О Р Д С И Щ И Р В Ы (щи)
М Е А О Б Е Щ А Н И Е (обещание)

Наше занятие подходит к концу. На сколько хорошо вы поняли сегодняшнюю тему я узнаю по вашим ответам. Продолжите мои высказывания:

Сегодня мы учились произносить звук…

Этот звук…

Я могу назвать слова, содержащие этот звук…

Звук [щ] на письме обозначается буквой …

Слог ща мы пишем с гласной …

Сегодня у меня хорошо получилось…

К следующему занятию я постараюсь …

Речевой материал для автоматизации звука "Щ" у детей. Логопедия

Цель: автоматизация звука "Щ" в речи ребенка.
Задачи:
1. Отработать правильное произношение звука "Щ" в речи ребенка с помощью чистоговорок и стихотворений.
2. Улучшить ритмико-интонационную сторону речи.
3. Повысить речевую активность ребенка.
4. Оптимизировать эмоциональный фон, улучшить настроение.

Описание: Уважаемые коллеги, продолжаю публиковать копилку чистоговорок и стихов для автоматизации звуков в речи ребенка, которые используются мною в логопедической работе с детьми. На этот раз позвольте представить вашему вниманию речевой материал, направленный на автоматизацию звука "Щ". Данная работа будет полезна логопедам, воспитателям, родителям.

Содержание
Чистоговорки на звук "Щ" я так же использую на 2-х этапах работы по звукопроизношению.
Первый раз я их использую на этапе автоматизации звука "Щ" в слогах. Работа ведется следующим образом: взрослый читает сам текст, а ребенок произносит только слоги (игра "Эхо").
Например: взрослый - "Вкусные щи", ребенок - "Щи-щи-щи"
Таким образом в увлекательной форме можно проговаривать слоги различной конфигурации довольно долгое время и ребенку это не надоедает. Так же в процессе многократного проговаривания чистоговорки ребенок ее запоминает и потом может ее рассказать на конкурсе чтецов.
Второй раз эти же чистоговорки я использую, когда идет автоматизация данного звука в речи. Сначала я использую чистоговорки, т. к. они уже знакомы ребенку. Только теперь всю чистоговорку говорить ребенок. Второй вариант - это конкурс "Чтецов" - 2-3 ребенка, хорошо произносящие данный звук соревнуются в чтении чистоговорок. Еще на этом этапе мы играем в игру "Кто быстрее?" - берется так же 2-3 ребенка, я называю какой-то слог, например, "ЩУ", а ребенок должен вспомнить и сказать на этот слог чистоговорку. Кто первый скажет, тот получит жетон. В конце игры по количеству жетонов определяется победитель. И в первой, и во второй игре важно не только рассказать чистоговорку, а главное произнести правильно звук.

Вот некоторые из них.
Ща-ща-ща - мы купили леща.
Щу-щу-щу - клещи я ищу.
Ще-ще-ще - дай-ка щей еще.
Щи-щи-щи - мы купили плащи.
Щу-щу-щу - щуку я тащу.
Щи-щи-щи - щиплем щавель мы на щи.
Щи-щи-щи - ты нас мама не ищи.
Ща-ща-ща - мы несем леща.
Щи-щи-щи - мама варит щи.
Ще-ще-ще - я пошел гулять в плаще.
Щу-щу-щу - я грибы в лесу ищу.
Ещ-ещ-ещ - у Кати новая вещь.
Ощ-ощ-ощ - мама варит борщ.
Ещ-ещ-ещ - в сеть попался лещ.
Ащ-ащ-ащ - надень плащ.
Ющ-ющ-ющ - я выращиваю плющ.

А вот несколько чистоговорок-стихотворений
РЫБОЛОВ
Ща-ща-ща - я тащу, тащу леща.
Що-що-що - щуку я тащу еще.
Щи-щи-щи - не годится щука в щи.
Щу-щу-щу - я тащу и не грущу.

ЧИСТИМ ВЕЩИ
Ещ-ещ-ещ - вычистим любую вещь.
Ащ-ащ-ащ - станет чистым мамин плащ.
Ще-ще-ще - ни соринки на плаще.
Щё-щё-щё - что почистить нам еще?
Щи-щи-щи - вещь для чистки поищи.

ПЛЮЩ
Ющ-ющ-ющ - вырос в доме длинный плющ.
Ща-ща-ща - много листьев у плюща.
Ще-ще-ще - я забочусь о плюще.
Щу-щу-щу - дам водичку я плющу.
Щё-щё-щё - завтра плющ полью еще.

На этапе автоматизации звука после чистоговорок я использую стихи, в которых часто встречается звук "Щ". На данном материале потом проводится конкурс "Чтецов". Вот некоторые из них.

Хрящ хрустящий у щенка,
Он хрустит хрящом пока.

Угощу щенка хрящом,
Поиграем с ним потом.
Ловко ищет вещи пудель,
Мой щенок ищейкой будет.

Над речкою тучи гуще,
Дождик хлещет еще пуще.
Даже щуки и лещи
Ищут шляпы и плащи.

Ищут клещи мальчики
В ящике, в чуланчике.
Ищут, ищут, не найдут.
Нет клещей и там, ни тут.

Пишет щука букву "Ща",
Учит грамоте леща:
"Щука, щебень, щит, щавель,
Щетка, щеки, щепка, щель".

Клещ живет под щепкой в чаще.
Чистит щеточкой клещ плащик.
В чаще часто хлещет дождь.
Без плаща в дождь пропадешь.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «vidental.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «vidental.ru»