Какие вещества растворяются в воде. Конспект занятия «Вода — растворитель

Подписаться
Вступай в сообщество «vidental.ru»!
ВКонтакте:

Истинные растворы характеризуются полной гомогенностью и благодаря небольшой разнице между размерами молекул растворенного вещества и растворителя, а также отсутствию пограничных поверхностей раздела между ними представляют собой однофазные дисперсные системы.

Для истинных растворов характерна большая прочность связи между растворенным веществом и растворителем. Растворенное вещество в дальнейшем не отделяется от раствора и, находясь под непрерывным воздействием теплового движения, остается равномерно распределенным в жидкости. Раствор сохраняет гомогенность неопределенно долгое время, если только в нем не происходит никаких самопроизвольных вторичных процессов, изменяющих химическую природу (состав) растворенного вещества (гидролиз, окисление, действие света и т. п.). В дальнейшем будем рассматривать только истинные растворы.

    1. Концентрация, способы ее выражения

      1. Растворимость веществ.

По растворимости в воде все вещества делятся на три группы: 1) хорошо растворимые, 2) малорастворимые и 3) практически нерастворимые. Последние называют также нерастворимыми веществами. Однако следует отметить, что абсолютно нерастворимых веществ нет. Если опустить в воду стеклянную палочку или кусочек золота или серебра, то они в ничтожно малых количествах все же растворяются в воде. Стекло, металлы, некоторые соли - это примеры практически нерастворимых в воде веществ (твердые вещества). К ним следует также отнести керосин, растительное масло (жидкие вещества), благородные газы (газообразные вещества).

Примером малорастворимых в воде веществ могут служить гипс, сульфат свинца (твердые вещества), диэтиловый эфир, бензол (жидкие вещества), метан, азот, кислород (газообразные вещества).

Многие вещества в воде растворяются весьма хорошо. Примером таких веществ могут служить сахар, медный купорос, гидроксид натрия (твердые вещества), спирт, ацетон (жидкие вещества), хлороводород, аммиак (газообразные вещества).

Из приведенных примеров следует, что растворимость, прежде всего, зависит от природы веществ. Кроме того, она зависит также от температуры и давления. Сам процесс растворения обусловлен взаимодействием частиц растворимого вещества и растворителя; это самопроизвольный процесс.

По соотношению преобладания числа частиц, переходящих в раствор и удаляющихся из раствора, различают растворы насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные. С другой стороны, по относительным количествам растворенного вещества и растворителя растворы подразделяют на разбавленные и концентрированные.

Раствор, в котором данное вещество при данной температуре больше не растворяется, т. е. раствор, находящийся в равновесии с растворяемым веществом, называют насыщенным, а раствор, в котором еще можно растворить добавочное количество данного вещества, - ненасыщенным.

Отношение массы вещества, образующего насыщенный раствор при данной температуре, к массе растворителя называют растворимостью (7.3.1.) этого вещества, или коэффициентом растворимости(7.3.2.):

(7.3.1),(7.3.2).

Понятие растворимости бессмысленно для полностью растворимых веществ друг в друге (этиловый спирт – вода).

Зависимость растворимости веществ от температуры и природы растворителя. Растворимость веществ существенно зависит от природы растворяемого вещества и растворителя, температуры и давления. Еще в середине прошлого тысячелетия опытным путем было установлено правило, согласно которому подобное растворяется в подобном. Так, вещества с ионным (соли, щелочи) или ковалентно-полярным (спирты, альдегиды) типом связи хорошо растворимы в полярных растворителях, в первую очередь в воде. И наоборот, растворимость кислорода в бензоле, например, на порядок выше, чем в воде, так как молекулы О 2 и С 6 Н 6 неполярны.

Для подавляющего большинства твердых тел растворимость увеличивается с повышением температуры.

Если раствор, насыщенный при нагревании, осторожно охладить так, чтобы не выделялись кристаллы соли, то образуется пересыщенный раствор. Пересыщенным называют раствор, в котором при данной температуре содержится большее количество растворенного вещества, чем в насыщенном растворе. Пересыщенный раствор неустойчив, и при изменении условий (при встряхивании или внесении в раствор затравки для кристаллизации) выпадает осадок, над которым остается насыщенный раствор.

В отличие от твердых тел растворимость газов в воде с повышением температуры уменьшается, что обусловлено непрочностью связи между молекулами растворенного вещества и растворителя. Другой важной закономерностью, описывающей растворимость газов в жидкостях, является закон Генри: Растворимость газа прямо пропорциональна его давлению над жидкостью.

Какие вещества растворяются в воде, а какие нет Вы узнаете в этой статье.

Какие вещества растворяются в воде?

Для многих веществ вода – хороший растворитель.

Растворимые вещества: поваренная соль, сахар, сода, вишневый сок, крахмал. В воде становятся невидимыми и вместе с ней проходят через фильтр. Очистить воду от таких веществ с помощью фильтра, не удается.

Некоторые вещества: речной песок и глина в воде не растворяются. С помощью фильтра такую воду
можно очистить.

В воде могут растворяться твердые вещества (сахар, поваренная соль), жидкости (спирт) и газообразные вещества (аммиак, хлористый водород). По способности растворяться в воде вещества делят на

1) хорошо растворимые (едкий натр, сахар). Большинство солей щелочных металлов хорошо растворимы в воде (исключение некоторые соли линя). Хлориды, бромиды, нитраты щелочноземельных металлов также хорошо растворяются в воде.

2) малорастворимые (гипс, бертолетова соль). Малорастворимые в воде вещества - это, например, гипс, сульфаты, диэтиловый эфир, бензол (жидкие вещества), метан, азот, кислород (газообразные вещества).

3) практически нерастворимые (сульфид меди). Стекло, серебро, золото - это практически нерастворимые в воде вещества (твердые вещества). К ним также относят керосин, растительное масло (жидкие вещества), инертные газы (газообразные вещества).

Вода - это жидкое вещество, не имеющее вкуса, цвета и запаха. Чистая вода абсолютно прозрачна. Если налить воду в стеклянный стакан, через его стенки можно разглядеть предметы, расположенные за ним. Вода обладает текучестью, благодаря которой она проникает через трещинки и щели, пропитывает все вокруг.

В жидком состоянии вода:

  • заполняет моря, океаны, реки и озера;
  • пропитывает почву;
  • входит в состав растений;
  • входит в состав тел млекопитающих.

Удивительное свойство воды в том, что она умеет растворять почти всё вокруг. Существуют некоторые предметы, которые промокают, но остаются не растворёнными. Как и почему это происходит?

Что такое раствор?

Когда вещество растворяется, оно смешивается с жидкостью, образуя раствор. Раствором можно назвать чай в стакане, куда до этого положили кусочек сахара. Впитавшая сахар вода становиться сладкой на вкус. Когда вещество соединяется с растворителем, образуется раствор. Водный раствор представляет собой водорастворимое вещество, которое разбавили чистой водой. Вода хороший растворитель, но она не в силах растворить камень, дерево, пластик. Если в воду бросить несколько камешков, они так и останутся лежать на дне стакана.

Как это происходит?

Если рассмотреть под микроскопом капельку воды, мы увидим, что она состоит из особых частичек, называемых молекулами. Их нельзя рассмотреть невооруженным глазом. Молекулы воды электронейтральны, это означает, что они «дружат» со всеми веществами. К некоторым веществам они испытывают особое притяжение. Удивительная дружелюбность водных молекул позволяет им легко соединяться с молекулами других веществ, несущих заряд.

При соприкосновении с молекулами другого вещества притяжение усиливается, в результате вещество смешивается с водой, полностью в ней растворяясь. Если же притяжения нет, то соответственно, всё остается неизменным. Вещество останется лежать на дне стакана. Если в воду добавить немного соли и размешать ложкой, вскоре соль исчезнет. Вода станет солёной на вкус.

Что такое чистая вода?

В природе не существует абсолютно чистой воды. Почти все жидкости, которые мы видим в повседневной жизни, являются растворами. Вода из под крана является раствором воды с примесями железа. Прежде чем попасть в стакан, вода течет по железным трубам, впитывая молекулы железа. Натуральными растворами являются напитки - чай, сок и компоты. Все они содержат полезные для организма человека компоненты. Вода может растворять не только твердые, но жидкие и газообразные вещества.

В обычной воде всегда что либо растворено. В дождевой, водопроводной, речной или озерной - содержаться какие-либо примеси.

Какие вещества растворяются воде, а какие нет?

В природе встречаются твёрдые, жидкие и газообразные вещества, наделенные различными свойствами. Некоторые из них способны растворится в воде, другие нет. В зависимости от этой особенности различают следующие группы веществ:

  • водоотталкивающие (гидрофобные);
  • притягивающие воду (гидрофильные).

Гидрофобные вещества либо плохо растворяются в воде, либо не растворяются в ней совсем. К таким веществам можно отнести каучук, жир, стекло, песок и т.д. Гидрофильными веществами можно назвать некоторые соли, щелочи и кислоты.

Так как клетки тела человека содержат оболочку, содержащую жировые компоненты, жир не позволяет человеческому телу раствориться в воде. Благодаря уникальному строению живого организма вода не только не впитывает клетки тела, но поддерживает жизнедеятельность человека.

Подведем итоги

При соприкосновении с пищей вода растворяет питательные вещества, а потом отдает их клеткам организма человека. Взамен вода забирает отходы жизнедеятельности, которые выходят наружу с потом и мочой.

В природе мало таких веществ, которые не растворялись бы в воде. Даже металл при длительном контакте с водой начинает в ней растворяться.

Вода с растворёнными в ней компонентами приобретает новые качества. К примеру, раствор серебра способен убивать микробы. Вода это система, которая может быть полезной или вредной для человека. А это зависит от того, что в ней растворено.

Если это сообщение тебе пригодилось, буда рада видеть тебя

Маргарита Халисова
Конспект занятия «Вода - растворитель. Очищение воды»

Тема : Вода – растворитель . Очищение воды .

Цель : закрепить понимание того, что вещества в воде не исчезают, а растворяются .

Задачи :

1. Выявить вещества, которые растворяются в воде и которые не растворяются в воде .

2. Познакомить со способом очистки воды – фильтрованием .

3. Создать условия для выявления и проверки различных способов очистки воды .

4. Закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными веществами.

5. Развивать логическое мышление путем моделирования проблемных ситуаций и их решения.

6. Воспитывать аккуратность и безопасное поведение при работе с различными веществами.

7. Воспитывать интерес к познавательной деятельности, экспериментированию.

Образовательные области :

Познавательное развитие

Социально – коммуникативное развитие

Физическое развитие

Словарная работа :

обогащение : фильтр, фильтрование

активизация : воронка

Предварительная работа : беседы о воде, её роли в жизни человека; проводили наблюдения за водой в детском саду, дома; опыты с водой; рассматривали иллюстрации на тему «Вода » ; знакомились с правилами безопасности во время исследования и экспериментирования; загадывание загадок о воде; чтение художественной литературы, экологические сказки; игры о воде.

Демонстрационно-наглядный материал : кукла в синем костюме «Капелька» .

Раздаточный материал : стаканы пустые, с водой; растворители : сахар, соль, мука, песок, пищевой краситель, растительное масло ; пластмассовые ложечки, воронки, марлевые салфетки, ватные диски, фартуки клеёнчатые, кружки с чаем, лимон, варенье, одноразовые тарелки, клеёнка на столы.

Ход НОД

Воспитатель : - Ребята, прежде чем начать с вами беседу, я хочу загадать вам загадку :

В морях и реках обитает

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать

На землю падает опять. (вода )

Догадались, о чём будет беседа? Правильно, о воде. Мы уже знаем, что вода – это жидкость .

Давайте вспомним какие свойства воды мы с вами установили с помощью опытов на других занятиях . Перечислите.

Дети :

1. У воды нет запаха .

2. Нет вкуса.

3. Она прозрачная.

4. Бесцветная.

5. Вода принимает форму того сосуда, в который её наливают.

6. Имеет вес.

Воспитатель : - Правильно. А хотите опять поэкспериментировать с водой. Для этого нужно нам ненадолго превратиться в учёных и заглянуть в нашу лабораторию экспериментирования :

Вправо, влево повернись,

В лаборатории окажись.

(дети подходят к мини-лаборатории) .

Воспитатель : - Ребята, посмотрите, кто опять у нас в гостях? И что нового появилось в лаборатории?

Дети : - «Капелька» , внучка деда Зная и красивая коробка.

Хотите узнать что лежит в этой коробке? Отгадайте загадки :

1. Отдельно – я не так вкусна,

Но в пище – каждому нужна (соль)

2. Я бел как снег,

В чести у всех.

В рот попал –

Там и пропал. (сахар)

3. Из меня пекут ватрушки,

И оладьи, и блины.

Если делаете тесто,

Положить меня должны (мука)

4. Жёлтое, а не солнце,

Льётся, а не вода ,

На сковороде пенится,

Брызгается и шипит (масло)

Пищевой краситель – применяется в кулинарии для украшения тортов, покраски яиц.

Песок – для строительства, играть с ним в песочнице.

Дети рассматривают пробирки с веществами.

Воспитатель : - Все эти вещества принесла «Капелька» для того, чтобы мы помогли ей разобраться в том, что произойдёт с водой при взаимодействии с ними.

Воспитатель : - Что нам нужно для того, чтобы начать нашу работу с водой?

Дети : - Фартуки.

(дети надевают клеёнчатые фартуки и подходят к столу, где на подносе стоят стаканы с чистой водой).

Воспитатель : - Давайте вспомним правила, перед тем как начать работу с этими веществами :

Дети :

1. Нельзя пробовать вещества на вкус – есть возможность отравиться.

2. Нюхать надо осторожно, так как вещества могут быть очень едкими и можно обжечь дыхательные пути.

Воспитатель : - Данил покажет, как правильно это делать (направляя запах от стакана ладошкой) .

I. Исследовательская работа :

Воспитатель : - Ребята, как вы думаете, что изменится, если растворить эти вещества в воде ?

Выслушиваю предполагаемый результат детей до смешивания веществ с водой.

Воспитатель : - Давайте проверим.

Предлагаю детям взять каждому стакан с водой.

Воспитатель : - Посмотрите и определите, какая там вода ?

Дети : - Вода прозрачная , бесцветная, без запаха, холодная.

Воспитатель : - Возьмите пробирку с веществом, которое вы выбрали и растворите в стакане с водой , помешивая ложечкой.

Рассматриваем. Выслушиваю ответы детей. Правильно ли они предполагали.

Воспитатель : - Что произошло с сахаром, солью?

Соль и сахар быстро растворяются в воде , вода остаётся прозрачной , бесцветной.

Мука тоже растворяются в воде , но вода становится мутной .

Но после того как вода немного постоит , мука оседает на дно, но раствор продолжает оставаться мутным.

Вода с песком стала грязной, мутной, если больше не мешать, то песок опустился на дно стакана, его видно, т. е. он не растворился .

Порошок пищевого растворителя быстро изменил цвет воды , значит, растворяется хорошо .

Масло не растворяется в воде : оно либо растекается по её поверхности тонкой плёнкой, либо плавает в воде в виде жёлтых капелек.

Вода – растворитель ! Но не все вещества растворяются в ней .

Воспитатель : - Ребята, мы с вами поработали и «Капелька» предлагает нам отдохнуть.

(Дети садятся за другой стол и проводится игра.

Игра : «Угадай напиток на вкус (чай) ».

Чаепитие с разными вкусами : сахаром, вареньем, лимоном.

II Экспериментальная работа.

Подходим к 1 столу.

Воспитатель : - Ребята, а можно ли воду очистить от этих веществ, которые мы растворяли ? Вернуть ей прежнее состояние прозрачности, без осадка. Как это сделать?

Предлагаю взять свои стаканы с растворами и подойти ко 2 столу.

Воспитатель : - Можно её профильтровать. Для этого нужен фильтр. Из чего можно сделать фильтр? Мы сделаем его с помощью марлевой салфетки и ватного диска. Показываю (в воронку вкладываю марлевую салфетку, сложенную в несколько слоёв, ватный диск и ставлю её в пустой стакан).

Делаем фильтры с детьми.

Показываю способ фильтрования, а затем дети сами фильтруют воду с веществом, который они выбрали.

Напоминаю, чтобы дети не торопились, вливали маленькой струйкой раствор в воронку с фильтром. Говорю пословицу : «Поспешишь – людей насмешишь» .

Рассматриваем, что же произошло после фильтрования воды с разными веществами.

Масло удалось отфильтровать быстро, потому что оно не растворилось в воде , на фильтре хорошо видны следы масла. Так же произошло с песком. Практически не отфильтровались вещества, которые хорошо растворились в воде : сахар, соль.

Вода с мукой после фильтрования стала более прозрачной. Большая часть муки осела на фильтре, только совсем маленькие частицы проскользнули сквозь фильтр и оказались в стакане, поэтому вода не совсем прозрачная.

После фильтрования красителя цвет фильтра изменился, но отфильтрованный раствор тоже остался цветным.

Итог НОД :

1. Какие вещества растворяются в воде ? – сахар, соль, краситель, мука.

2. Какие вещества не растворяются в воде – песок , масло.

3. С каким способом очистки воды мы познакомились ? – фильтрование.

4. С помощью чего? – фильтра.

5. Все ли соблюдали правила безопасности? (один пример) .

6. Что интересного (нового) вы сегодня узнали?

Воспитатель : - Вы сегодня узнали что вода – растворитель , проверили какие вещества растворяются в воде и как можно очистить воду от разных веществ.

«Капелька» благодарит вас за оказанную помощь и дарит вам альбом для зарисовки опытов. На этом наши исследования закончены, возвращаемся из лаборатории в группу :

Вправо, влево повернись.

В группе снова очутись.

Литература :

1. А. И. Иванова Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду

2. Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста СПб : Детство-Пресс 2010.

3. Познавательно исследовательская деятельность старших дошкольников - Ребёнок в детском саду №3,4,5 2003год.

4. Исследовательская деятельность дошкольника - Д/в №7 2001год.

5. Экспериментирование с водой и воздухом – Д/В №6 2008год.

6. Экспериментальная деятельность в детском саду – Воспитатель ДОУ №9 2009год.

7. Игры – экспериментирования младшего дошкольника – Дошкольная педагогика №5 2010год.

Открытый урок по познанию мира

Педагогическая система:Трехмерная методическая система обучения

Тема урока: Вода-растворитель.

Растворимые и нерастворимые в воде вещества.

Тип урока : Урок ознакомления с новым материалом

1.Цели урока:

Образовательные: Формирование целостного взгляда на мир через наблюдение, восприятие, и деятельность;

Познакомить с растворимыми и нерастворимыми в воде веществами;

Учить работать с гипотезой (предположением, через деятельностный метод и практический подход).

Воспитательные: Воспитывать чувство сотрудничества и взаимопомощи по отношению друг другу.

Развивающие: Развивать осознанное отношение к результату своего учебного труда; развивать такие приемы умственной деятельности как сравнение,классификация,анализ и синтез;

2. Содержание урока:

Задания I III этапа даны в рабочих тетрадях учащихся и в ключ - ответах учителя.

3. Методы урока

I этап -сообщение;

II этап – а) тест «ДА» или «Нет»

б) метод самостоятельного поиска

в) закрепление на практике

III

4. Формы

I этап – фронтальная, индивидуальная;

II этап – а) индивидуальная

б) фронтальная

в) групповая

III этап – индивидуальная

5. Наглядности

І этап – рабочая тетрадь, «прозрачный журнал», индивидуальный журнал учащегося и

учителя;

ІІ этап – а) слайды, учебник, интерактивная доска;

б) учебник, рабочая тетрадь;

В) учебник, рабочая тетрадь, доска, мел.

ІІІ этап- рабочая тетрадь, «прозрачный журнал», индивидуальный журнал учащегося и

учителя;

Ход урока:

І этап Психологический настрой

Начинается урок.

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать!

1. В кружево будто одеты

Деревья, кусты, провода (слайд 2)

И кажется сказкою это,

А, в сущности, только вода. (слайд 3)

2. Безбрежная ширь океана (слайд 4)

И тихая заводь пруда, (слайд 5)

Каскад водопада и брызги фонтана, (слайд 6,7)

А всё это только вода.

3. В бирюзовой дали исчезая, (слайд 8)

Лебедями плывут облака.

Вот туча грозовая, (слайд 9)

А, в сущности, только вода.

4. Снег белый пойдёт и укроет (слайд 10)

Родные леса и поля.

Но время придёт – всё растает (слайд 11)

И будет простая вода. (слайд 12)

б ) Проверка домашнего задания

1) Ребята вам домой было дано задание собрать слова в группы и подготовить сообщения.

Вода Туман Айсберг Лед Снег Пар

Жидкое

Твердое

Газообразное

Вода
Туман

Лед
Снег
Айсберг

Пар

Сообщения детей .

Ученик 1.

Первое из природных богатств, с которыми встречается в своей жизни человек, это вода. Вода становится неразлучным спутником человечества на всю жизнь с момента его появления на свет до последнего дня. «Воде, - сказал великий Леонардо да Винчи, - была дана волшебная власть стать соком жизни на Земле».

Человек как – нибудь обойдется без нефти, алмазов, изобретет новые двигатели, но без воды он не сможет жить. Люди всегда обожествляли воду. Нет ни одного народа, у которого вода не считалась бы матерью всего живого, целебной и очистительной силой, источником плодородия. Известный французский писатель – летчик Антуан-де Сент-Экзюпири, самолет которого потерпел аварию в пустыне Сахара, - писал так: «Вода!.. У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно написать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами. С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высокие родники нашего сердца. Ты самое большое богатство на свете….»

Ученик 2.

Вода – единственное вещество, которое встречается на Земле в трех состояниях: твердом, жидком, газообразном.

Если быстро вращать глобус, то покажется, что он одноцветный – голубой. А все потому, что этой краски на нем больше, чем белой, зеленой, коричневой. Голубым цветом изображены моря, океаны нашей планеты. Вода занимает ¾ поверхности земного шара. Вода повсюду.

Вода входит в состав любого живого организма. Достаточно помять лист растения в руках, и мы обнаружим в нем влагу. Вода содержится во всех частях растений.

Много воды и в теле человека. Наше тело почти на 2/3 состоит из воды. Вода необходима нашему организму для удаления разных вредных веществ. Много ли воды в нашем теле? Мы можем сосчитать: массу своего тела нужно разделить на 3 и полученное число умножить на 2.

Например. Мой вес 33кг, делю на 3 и умножаю на 2, получаю 22кг. Значит, в моем теле примерно 22кг воды.

Ученик 3.

Живой организм постоянно расходует воду и нуждается в ее пополнении. Например, человеку в сутки требуется более 2 литров воды (часть ее он выпивает, а часть содержится в пище).

Воду пьют поля и леса. Без нее не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди. Но вода не только поит, но еще и кормит – по морям и океанам плывут тысячи рыболовных судов. Вода моет всех людей, города, машины, дороги.

Без воды не замесить теста для хлеба, не приготовить бетон для стройки, не сделать ни бумагу, ни конфеты, ни лекарства – ничего не сделать без воды. Но все это стало доступным человеку после того, как он хорошо изучил свойства этого вещества.

б) Проверка задания « Мостика»

Сказка « Два ослика»

Есть такая сказка. Два ослика шли по дороге с кладью. Один был навьючен солью, а другой – ватой. Первый ослик едва передвигал ноги: так тяжела была его ноша. Второй – шел весело и легко.

Вскоре животным пришлось переходить речку. Осел, навьюченный солью, остановился в воде и стал купаться: он то ложился в воду, то снова становился на ноги. Когда осел вышел из воды, то ноша его стала гораздо легче. Другой осел, глядя на первого, тоже стал купаться. Но чем дольше он купался, тем тяжелее становилась навьюченная на него вата.

Почему

Что же мы с вами сегодня попытаемся узнать о воде?

Итак , целью нашего урока будет проверить свойство воды растворять разные вещества.
Что мы можем сделать, чтобы достигнуть данной цели?

- (Исследовать новое свойство воды )

Как мы можем пронаблюдать за данным свойством воды?

(Провести опыты .)

Что будет предметом исследования?(Вода )

Подумайте, как мы будем проводить исследование? (Работать в группах)

Как участники группы должны работать, чтобы успешно провести исследование?

(Вспомним правила работы в группе) Зачем нам нужны эти правила?

Правила безопасности при проведении опытов .

    Работа под руководством взрослого.

    Вставать с рабочего места и ходить по классу запрещается.

    Наблюдение, обсуждения, выводы делаются совместно, уважая мнение каждого и участников других групп.

Назовите эти вещества.


ІІ этап – самостоятельно-групповой поиск в учебнике ответов на наводящие вопросы, данные в рабочих тетрадях.

Сегодня мы узнаем о возможностях воды как растворителя. В этом нам помогут опыты, которые мы сейчас проведем.

Физминутка

Практическая часть

Но, прежде чем перейти к опытам, давайте проверим все ли в нашей лаборатории готово к работе?
- Какие вещества есть, чтобы обеспечить проведение опыта, в каждой группе?

А какие есть приспособления, инструменты?

А также у вас пакет инструкций по проведению опытов.
Каждая группа будет проводить опыт в соответствии с полученным номером. Всем понятно?

Возьмите бланк с инструкцией №1.

Прочтите порядок действий – ход работы - на первом этапе. Каждая группа читает инструкцию хода работы только для своего опыта. Все понятно?

Какие наблюдения вести и для чего?

Результаты наблюдений записываем куда?

Затем сделайте выводы. Куда запишем выводы?

Работа в группах.

Ложкой возьмите немного вещества, добавьте его в стакан с водой и хорошенько размешайте. Понаблюдайте, что произошло?

- Размешайте воду. Пронаблюдайте, то произошло?

Перед вами лежит план составления рассказа о своих наблюдениях.

Подготовьте сообщение о своих наблюдениях по этому плану.

1 группа

    Что произошло с солью?

    Сделайте вывод.

(Раствор прозрачный, соли не видно. Значит, соль растворяется в воде.)

2 группа

    Какой получился раствор? Изменил ли он цвет?

    Что произошло с сахаром?

    Сделайте вывод.

(Раствор прозрачный, сахара не видно. Значит, сахар растворяется в воде.)

3 группа

    Какой получился раствор? Изменил ли он цвет?

    Что произошло с речным песком?

    Сделайте вывод.

(Песок оседает на дно. Его видно. Значит, песок не растворяется в воде)

А теперь послушаем, какие наблюдения сделала каждая группа.

( Выходят к доске и прикрепляют карточку со словами растворяется или не растворяется)

Давайте сделаем вывод. (Вода может растворять различные вещества. Она является растворителем. Но не все вещества растворяются в воде.) Вывешивается на доске

Как можно назвать вещества, которые растворяются в воде? (Растворимые) Вывешивается на доске

А вещества, которые не растворяются в воде? (Нерастворимые) Вывешивается на доске

Я добавлю в стакан с водой цветную соль (медный купорос – сульфат меди)). Что происходит?

Как вы думаете, растворяется ли в воде галька? Учитель показывает опыт .

Какие ещё вещества может растворять вода? (сахар, лимонная кислота, сода)

Какими могут быть вещества?

III этап –метод ввода оценивания по 12-балльной рейтинговой системе (трехуровневые задания)

1 уровень

1.Отгадай загадки

1.В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять

2.Течет, течет -
Не вытечет,
Бежит, бежит-
Не выбежит




Ветер подует - оно задрожит

2. Уровень

1.

а) соль

б) сок

в) глина

г) сахар

2.Почему чай становиться сладким, если в него добавить сахар?

н) вода – прозрачна

о) вода – растворитель

р) вода не имеет запаха

3Как очистить загрязнённую воду?

г) нагреть

е) охладить

д) профильтровать

з) заморозить

е) животные

к) растения

а) заводы и фабрики

л) ручьи

3 уровень

Разгадай ребусы:

____________________________

Итог урока : - Для чего мы на уроке проводили исследовательскую работу

О каком свойстве воды узнали из опытов?

Какими могут быть вещества?

Назовите растворимые вещества.

Назовите нерастворимые вещества.

Рефлексия.

    На уроке я научился

    Могу похвалить себя за то, что

    Для меня было трудно

Какое свойство воды вы использовали при этом?

Если вы хорошо поработали на уроке возьмите голубую капельку, а если не совсем хорошо – жёлтую. Давайте прикрепим наши капельки на доску.

Посмотрите, сколько голубых капелек у нас получилось. А сколько воды на нашей планете. Она занимает ¾ поверхности Земли. Но только 2% составляет пресная вода. Поэтому, пресную воду надо беречь. Благодаря воде существует на нашей планете вот такая красота.

На уроке вы все хорошо потрудились, активно работали. Давали полные ответы. Молодцы.

Домашнее задание: решить ребусы, составить памятку по охране воды.

Приложение 3 (бланк 1).

Цель работы:

Ход работы

Наблюдения

Вывод

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

Цель работы: проверить свойство воды растворять разные вещества.

Ход работы

Наблюдения

Вывод

Налейте масло в стакан с водой. Размешайте

деревянной палочкой

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

Общий вывод: __________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Цель работы: проверить свойство воды растворять разные вещества.

Ход работы

Наблюдения

Вывод

Насыпьте речной песок в стакан с водой. Размешайте деревянной палочкой.

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

Общий вывод: __________________________________________________________________

Приложение 3 (бланк 2).

Цель работы:

Ход работы

Наблюдения

Вывод

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

Общий вывод: __________________________________________________________________

Цель работы: найти способ очистки воды от нерастворимых веществ.

Ход работы

Наблюдения

Вывод

Вылейте воду с вишнёвым соком в воронку с фильтром

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

Общий вывод: __________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Цель работы: найти способ очистки воды от нерастворимых веществ.

Ход работы

Наблюдения

Вывод

Вылейте воду с речным песком в воронку с фильтром

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

Общий вывод: __________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Рабочая тетрадь по познанию мира

Ф.И. ученика (цы)________________________________________________

Тема: Вода-растворитель. Растворимые и нерастворимые в воде вещества.

I ЭТАП: Актуализация знаний

Вопрос: Почему же ноша первого осла после купания стала легче, а второго – тяжелее?

Ответ:__________________________________________________________

Вопрос: Как можно доказать ваш вывод?

Ответ:___________________________________________________________

Вопрос: Что будет предметом исследования?

Ответ: ___________________________________________________________

Вопрос: На какие две группы делятся вещества?

Ответ: _ __________________________________________________________

II Этап. Алгоритм изучения нового.

Назовите эти вещества. Какие из них растворяются в воде.

_____________ _____________ _______________ ______________

Практическая работа

Приложение 3 (бланк 1).

Цель работы: проверить свойство воды растворять разные вещества.

Ход работы

Наблюдения

Вывод

Насыпьте соль в стакан с водой. Размешайте деревянной палочкой.

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

Общий вывод: __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Приложение3 (бланк 2)

Цель работы: найти способ очистки воды от нерастворимых веществ.

Ход работы

Наблюдения

Вывод

Вылейте солёную воду в воронку с фильтром

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

Общий вывод: __________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________.

III Этап. Разноуровневые задания

1 уровень

1.Отгадай загадки

1.В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять____________________________________

2.Течет, течет -
Не вытечет,
Бежит, бежит-
Не выбежит. _____________________________________________

3.По городу дождик осенний гулял,
Зеркальце дождик свое потерял.
Зеркальце то на асфальте лежит,
Ветер подует - оно задрожит.___________________________________

2. Уровень

1. Какое вещество не растворяется в воде?

а) соль

б) сок

в) глина

г) сахар

    Почему чай становиться сладким, если в него добавить сахар?

н) вода – прозрачна

о) вода – растворитель

р) вода не имеет запаха

    Как очистить загрязнённую воду?

г) нагреть

е) охладить

д) профильтровать

з) заморозить

4.Что является источником загрязнения воды

е) животные

к) растения

а) заводы и фабрики

л) ручьи

3 уровень

Разгадай ребусы:

________________________ _________________________

_______________________________

Рефлексия: составить памятку по охране воды .

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «vidental.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «vidental.ru»