История развития зоологии беспозвоночных. Шарова И.Х

Подписаться
Вступай в сообщество «vidental.ru»!
ВКонтакте:

в двух томах под ред. В.Вестайде и Р. Ригера. Т.1,2. М. КМК. 2008.

Наконец появился новый учебник зоологии беспозвоночных. До сих пор были переиздания Догеля, что прекрасно, но все же устарело. Сейчас есть также перевод американского учебника, но это, если честно, фигота, которую переписывать надо, а не переводить. А эта штука - перевод с немецкого. Учтены данные кладистики и результаты современной микроскопии. Учебник сделан с умом - чтобы выстроить переход от привычных, традиционных групп, к тому, что вырисовывается в современных подходах. Традиционные группы - где без них совсем не понятно - даны в скобочках имена, где филогения еще не устоялась - культурным образом нарисованы две альтернативные схемы. Не в том дело, что точек зрения всего две - но по крайней мере студент может видеть, что "окончательного результата нет. Отличий от традиционных курсов - которые почти неизменными воспроизводились с 30-х годов - очень много. Например, с простейшими: высказана точка зрения, что деление на растений и животных не распространяется на простейших, они все рассматриваются вместе, сказано, что их по уму надо бы вынести из курса зоологии, сделана попытка хотя бы примерно упорядочить простейших н филогенетические группы - или хотя бы написать в кавычках названия, которые держатся лишь по традиции. Короче - обозначено, что с простейшими пока не ясно очень, очень многое.

Учебник хороший, и для "первого курса", и с пониманием - не осилит такое первокурсник, это "учебник навсегда", его надо по мере возможности листать и почитывать. Авторы так и пишут - создан для запойного чтения. Кому интересно - тот и в профессорском звании будет читать, а "выучить" целиком это невозможно. Фотографий много, и опять с умом - авторы пишут: мол, на это потратили более всего сил, потому что главное для морфолога - все же зрительная информация, и потому картинки подбирали специально, с любовью, чтобы создать ту самую возможность запойного чтения.

А о деталях говорить ну совсем нет возможности. Очень много трудов доставили авторам Nemathelminthes, их отделили от плоских червей и немертин, не стали связывать со спиралиями, указали лишь на проблематичное родство с коловратками и пустили отдельно бегать, указывая на непроработанность группы. Ну, и что сей пассаж говорит читателю? коли читатель знает значение имен, он знает и то, что сказано, заранее, а коли не знает - для него это пустой звук.

Потом идут уже более внятные билатерии. Гипотезы присхождения многоклеточных, типы тканей и клеточных контактов, организация клетки многоклеточных
Parazoa губки, меж тем там прежние группы признаны конвергентными и новая система, Placozoa один вид Trichoplax, найден в морских аквариумах, второй вид этого рода описан - но за сто лет его больше ни разу не находили, живое воплощение одной из гипотез происхождения многоклеточных. Mesozoa - свалка групп без места, сейчас это Rhombozoa и Orthonectida. Eumetazoa: кишечнополостных больше нет, сборная группа. Cnidaria и Ctenophora - то есть выделили гребневиков. Bilateria: трехслойнве эуметазои. Уточнение про первично-и вторичноротых - много больше типов образования рта. О трехслойной организации, системы органов.
Spiralia группы со спиральным дроблением. Articulata (Annelida + Arthropoda, то есть кольчатые черви и членистоногие вместе), Echiura эхиуриды, Mollusca, Sipuncula, Plathelminthes, Gnathostomida...
Плоские черви даны довольно подробно, до отрядов отдельных свободноживущих турбеллярий.
Немертины... Моллюски...
Разумеется, это учебник, а не самые последние вести с фронта. Так что без этих... экдисозой.
Разве можно это перeчислить? А фото какие... Эх. В общем - кто интересуется, читать будет.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ БИОЛОГИЧЕСКИХ НАУК

Кафедра зоологии

И.М.Языкова

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ

ЗООЛОГИЯ БЕСПОЗВОНОЧНЫХ

Форма обучения

очная, очно-заочная


Вводные замечания

Основой для изучения дисциплины ЗООЛОГИЯ БЕСПОЗВОНОЧНЫХ, как и любой другой дисциплины, является программа учебного курса.

Программа курса ЗООЛОГИЯ БЕСПОЗВОНОЧНЫХ, разработанная на кафедре зоологии ЮФУ, опубликована в руководствах:

1. И.М.Языкова, А.В.Пономаренко

2. И.М.Языкова

Программа также выставлена в цифровом кампусе ЮФУ.

В дополнение к представленной программе учебного курса мы считаем полезным предоставить студентам сведения о конкретных экзаменационных вопросах билетов.

Каждый билет содержит 5 разноуровневых вопросов.

Первый вопрос посвящен происхождению какой-либо группы беспозвоночных животных или обсуждению какой-либо зоологической теории.

При ответе на первый вопрос студент должен обнаружить прочное знание изучаемого материла, умение логически мыслить, логически обосновывать выводы.

Второй вопрос посвящен характеристике какого-либо типа или класса беспозвоночных.

В начальной части ответа на вопрос необходимо привести латинское название данной группы и - при характеристике класса - указать, к какому типу этот класс относится (с указанием латинского наименования типа). При характеристике отряда следует указать, к какому классу относится данный отряд (с указанием латинского названия старшего таксона).

В заключительной части ответа на вопрос следует привести классификацию характеризуемой группы, то есть для типа - указать входящие в него классы и привести их латинские названия, для класса - указать входящие в него подклассы и/или отряды и привести их латинские названия. Если вопрос посвящен характеристике отряда, то разделение его на подотряды и/или семейства приводится только для части отрядов насекомых.

Для некоторых типов или классов, тем не менее, сведения о разделении на классы, подклассы и отряды можно не приводить. Это касается малочисленных групп и таких, для которых в базовых руководствах не представлены сведения о классификации соответствующей группы: Микоспоридии, Микроспоридии, Пластинчатые, Сифонофоры, Сцифоидные, Восьмилучевые кораллы. Шестилучевые кораллы, Гребневики, Трематоды. Моногенеи, Брюхоресничные, Нематоды, Коловратки, Скребни, Панцирные, Моноплакофоры, Трилобиты, Скорпионы, Пауки, Жаброногие, Щитни, Ветвистоусые, Губоногие, Двупарноногие, Скрыточелюстные насекомые, Стрекозы, Полужесткокрылые, Морские лилии, Морские звезды, Морские ежи, Голотурии, Мшанки, Плеченогие.

При характеристике классификации группы необходимо знать главнейшие признаки таксонов, входящих в данную группу.

При ответе на второй вопрос необходимо дать как можно более полную характеристику соответствующей группы. План ответа, то есть главнейшие черты организации, которые необходимо осветить, представлены в тексте программы. Для примера здесь можно привести план ответа при характеристике класса Насекомые:

При ответе на второй вопрос, помимо уже отмеченных требований, студент должен уметь обосновать и раскрыть связь строения органа с его функциональными особенностями, например, строение мандибул у большинства членистоногих, имеющих эти органы, обусловлено функцией мандибул - откусывание и измельчение пищи, но у форм, перешедших к кровососанию, эти органы закономерно изменяются. Студент должен показать, как новая функция изменила орган. С другой стороны, в органах, выполняющих одну и ту же функцию, студент должен найти сходные черты строения, несмотря на принципиально иной источник происхождения органов. Примером могут быть любые органы (системы органов) - органы дыхания или выделения и другие. Оценку роли животных в биоценозах следует также проводить, исходя из их биологических или морфологических особенностей. Смотри также комментарий к пятым вопросам билета.

При ответе на четвертый вопрос студент должен дать определение соответствующему термину, привести примеры, у каких животных данный орган или биологическое явление встречается, при необходимости - объяснить функциональные особенности органа или значение данного явления в жизни животного, в ряде случаев целесообразно привести схематический рисунок, поясняющий смысл данного термина.

Пятый вопрос билета посвящен оценке значения какой-либо группы животных в биоценозах или для человека. Главным условием полноценного ответа на вопрос такого типа является обоснование значения животного его биологическими или морфологическими особенностями. Для иллюстрации правильного построения ответа можно привести сведения о значении в биоценозах таких позвоночных, как суслики.

Собственно говоря, строить подобную таблицу не обязательно, но представленная форма демонстрирует необходимую логику ответа.

Первые вопросы билета

1. Типы полостей тела. Их строение и функции. Происхождение полостей тела
разных типов. Производные целома у иглокожих.

2. Симметрия. Основные понятия. Типы симметрии одноклеточных и
многоклеточных животных.

3. Гипотеза целлюляризации и ее критика.

4. Сравнение гипотез целлюляризации и колониальной гипотезы происхождения
многоклеточных

5. Гипотеза гастреи и ее критика

5. Гипотеза фагоцителлы

6. Этапы эволюции многоклеточных по А.В.Иванову

7. Происхождение губок и пластинчатых

8. Происхождение кишечнополостных

9. Ктенофорная гипотеза происхождения турбеллярий

10. Гипотеза Граффа-Беклемишева-Иванова о происхождении турбеллярий.

11. Происхождение типа Круглые черви

12. Формирование организации кольчатых червей в онтогенезе

13. Строение и метаморфоз трохофоры

14. Сегментация кольчатых червей. Статус простомиума и пигидиума. Статус
перистомиума. Ларвальные и постларвальные сегменты.

15. Происхождение моллюсков

16. Происхождение членистоногих

17. Происхождение вторичноротых

18. Общая характеристика вторичноротых

19. Анализ организации иглокожих в связи с их эволюционной историей

21. Общие признаки билатерий

22. Общие признаки радиально-симметричных животных

24. Общие особенности жизненного цикла трематод

25. Общие признаки сидячих беспозвоночных

26. Сравнительная характеристика развития насекомых с полным превращением
и с неполным превращением.

27. Жизненные циклы насекомых с полным превращением

28. Различные способы защиты, представленные у беспозвоночных

29. Типы и способы питания у беспозвоночных

30. Формы и способы заботы о потомстве, встречающиеся у беспозвоночных.

31.Функциональные компоненты нервной системы. Главные
типы организации нервной системы, встречающиеся у беспозвоночных.
Строение сенсилл.

32. Типы органов зрения у беспозвоночных

33. Типы органов равновесия у беспозвоночных.

34. Общие направления изменения организации беспозвоночных в связи с
выходом на сушу.

35. Бесполое и половое размножение у беспозвоночных. Общая характеристика.
Различные формы полового и бесполого размножения, характерные для

разных групп одноклеточных и многоклеточных беспозвоночных

36. Общий план организации членистоногих. Статус акрона и тельсона.
Туловищные сегменты. Расположение конечностей членистоногих. Принципы
деления тела членистоногих на отделы.

37. Два плана строения конечностей членистоногих. Различные типы
организации членистых конечностей. Функции конечностей различных
типов.

38. Типы жизненных циклов многоклеточных

39. Кинобласт и фагоцитобласт. Определение понятий. Функции. Строение
кинобласта и фагоцитобласта у пластинчатых. губок, турбеллярий.

40. Типы органоидов передвижения простейших. Строение органоидов
передвижения простейших.

41. Личинки. Значение личинок в жизненных циклах беспозвоночных.
Организация главных типов личинок беспозвоночных

44. Происхождение диссимметрии брюхоногих моллюсков.

Вторые вопросы билета

1. Характеристика класса Саркодовые

2. Характеристика класса Жгутиконосцы

3. Характеристика типа Споровики

4. Характеристика типа Инфузории

5. Характеристика типов Миксоспоридии и Микроспоридии

6. Характеристика типа Губки

7. Характеристика типа Пластинчатые

8. Характеристика типа Кишечнополостные

9. Характеристика класса Гидроидные

10. Характеристика подкласса Сифонофоры

11. Характеристика класса Сцифоидные

12. Характеристика класса Коралловые полипы

13. Характеристика подкласса Восьмилучевые кораллы

14. Характеристика подкласса Шестилучевые кораллы

15. Характеристика типа Гребневики

16. Характеристика класса Турбеллярии

17. Характеристика класса Трематоды

18. Характеристика класса Моногенеи

19. Характеристика класса Цестоды

20. Характеристика отряда Цепней

21. Характеристика отряда Лентецов

22. Характеристика типа Немертины

23. Характеристика типа Круглые черви

24. Характеристика класса Брюхоресничные

25. Характеристика класса Нематоды

26. Характеристика класса Коловратки

27. Характеристика типа Скребни

28. Характеристика типа Кольчатые черви

29. Характеристика класса Полихеты

30. Характеристика класса Олигохеты

31. Характеристика класса Пиявки

32. Характеристика Погонофор

33. Характеристика типа Моллюски

34. Характеристика класса Панцирные

35. Характеристика класса Моноплакофоры

36. Характеристика класса Брюхоногие

37. Характеристика класса Двустворчатые

38. Характеристика класса Головоногие

39. Характеристика типа Членистоногие

40. Характеристика подтипа Трилобиты

41. Характеристика класса Паукообразные

42. Характеристика отряда Скорпионы

43. Характеристика отряда Пауки

44. Характеристика отряда Акариформные клещи

46. Характеристика класса Ракообразные

47. Характеристика подкласса Высшие раки

48. Характеристика подкласса Жаброногие

49. Характеристика подотряда Щитни

50. Характеристика подотряда Ветвистоусые

51. Характеристика подкласса Максиллоподы

52. Характеристика отряда Веслоногие

53. Характеристика отряда Усоногие, в том числе подотряда Корнеголовые

54. Характеристика подтипа Трахейнодышащие

55. Характеристика класса Многоножки

56. Характеристика подкласса Губоногие

57. Характеристика подкласса Двупарноногие

58. Характеристика полкласса Скрыточелюстные насекомые

50. Характеристика подкласса Открыточелюстные насекомые

60. Характеристика отряда Стрекозы

61. Характеристика отряда Прямокрылые

62. Характеристика отряда Полужесткокрылые

63. Характеристика отряда Жесткокрылые

64. Характеристика отряда Перепончатокрылые

65. Характеристика отряда Двукрылые

66. Характеристика отряда Чешуекрылые

67. Характеристика типа Онихофоры.

68. Характеристика типа Иглокожие

69. Характеристика класса Морские лилии

70. Характеристика класса Морские звезды

71. Характеристика класса Морские ежи

72. Характеристика класса Голотурии

73. Характеристика класса Мшанки

74. Характеристика класса Плеченогие


Третьи вопросы билета

Четвертые вопросы билета

1. Адолескария

2. Аналогия

4. Биофильтрация

5. Бластопор

7. Ганглий

8. Гаструляция

9. Гектокотиль

10. Геммула

11. Гетерогония

12. Гиподерма

13. Главная ось

14. Глохидий

15. Гомология

16. Гонотрофическая гармония

17. Деламинация

18. Дивергенция

19. Диморфизм

20. Диссепименты

21. Жизненный цикл

22. Иммиграция

23. Инвагинация

24. Инвазия

25. Инвертированные глаза

26. Клептокниды

27. Комменсализм

28. Конвергенция

29. Коннективы и комиссуры

30. Конъюгация

31. Копуляция

32. Корацидий

33. Ктенидии

34. Кутикула

36. Мальпигиевы сосуды

37. Мантия

38. Марита

39. Мезентерий

40. Метагенез

41. Метамерия

42. Метанефридий

43. Метацеркария

44. Миксоцель

45. Мирацидий

46. Мутуализм

47. Нефромиксии

48. Окончательный хозяин

49. Омматидий

50. Омовампиризм

51. Онкосфера

52. Ортогон

53. Паренхима

54. Паренхимула

55. Партеногенез

56. Пелликула

57. Планула

58. Погруженный эпителий

59. Полиморфизм

60. Полиэмбриония

61. Промежуточный хозяин

62. Протонефридий

63. Протоцеребрум, дейтоцеребрум, тритоцеребрум

65. Сложное яйцо

66. Спорозоит

67. Спорогония

68. Спороциста

70. Целомодукт

71. Церкария

72. Цикломорфоз

73. Энергида

74. Эпиболия


Пятые вопросы билета

1. Значение саркодовых в биоценозах.

2. Значение саркодовых для человека

3. Значение жгутиконосцев в биоценозах.

4. Значение жгутиконосцев для человека

5. Значение споровиков в биоценозах

6. Значение споровиков для человека

7. Значение инфузорий в биоценозах

8. Значение губок в биоценозах.

9. Значение губок для человека

10. Значение гидроидных полипов в биоценозах

11. Значение сцифоидных медуз в биоценозах

12. Значение коралловых полипов в биоценозах

13. Значение коралловых полипов для человека

14. Значение трематод и цестод в биоценозах.

15. Значение трематод и цестод для человека

16. Значение нематод в биоценозах

17. Значение нематод для человека

18. Значение коловраток в биоценозах.

19. Значение полихет в биоценозах.

20. Значение олигохет в биоценозах

21. Значение олигохет для человека

22. Значение пиявок в биоценозах.

23. Значение пиявок для человека

24. Значение брюхоногих моллюсков в биоценозах

25. Значение брюхоногих моллюсков для человека

26. Значение двустворчатых моллюсков в биогеоценозах

27. Значение двустворчатых моллюсков для человека

28. Значение головоногих моллюсков в биоценозах.

29. Значение головоногих моллюсков для человека.

30. Значение пауков в биоценозах.

31. Значение скорпионов и пауков для человека

32. Значение клещей в биоцненозах

33. Значение клещей для человека

34. Значение десятиногих ракообразных в биоценозах

35. Значение десятиногих ракообразных для человека

36. Значение веслоногих ракообразных в биоценозах

37. Значении веслоногих ракообразных для человека

38. Значение ветвистоусых ракообразных в биоценозах.

39. Значение ветвистоусых ракообразных для человека

40. Значение губоногих многоножек в биоценозах.

41. Значение губоногих многоножек для человека

42. Значение двупарноногих многоножек в биоценозах

43. Значение двупарноногих многоножек для человека

44. Значение прямокрылых в биоценозах и для человека

45. Значение клопов в биоценозах и для человека

46. Значение жуков в биоценозах и для челоека

47. Значение перепончатокрылых в биоценозах.

48. Значение перепончатокрылых для человека.

49. Значение двукрылых в биоценозах.

50. Значение двукрылых для человека.

51. Значение бабочек в биоценозах

52. Значение бабочек для человека

53. Значение иглокожих в биоценозах.

54. Значение иглокожих для человека.


ЛИТЕРАТУРА

а) основная литература:

1. Догель В.А Зоология беспозвоночных. М.: Высшая школа, 1981.

2. Большой практикум по зоологии беспозвоночных. Простейшие. М.: Высшая школа, 1981.

3. Иванов А.В., Мончадский А.С., Полянский Ю.И., Стрелков А.А. Большой практикум по зоологии беспозвоночных. Кольчатые черви. М.: Высшая школа, 1983.

7. Иванов А.В., Полянский Ю.И., Стрелков А.А. Большой практикум по зоологии беспозвоночных. Сипункулиды. Моллюски. М.: Высшая школа, 1983.

8. Тихомиров И.А. .Добровольский А.А., .Гранович А.И. Малый практикум по зоологии беспозвоночных. М.-С.Пб.: Товарищество научных изданий КМК, 2008.

9. Шарова И.Х. Зоология беспозвоночных. М.: Владос, 1999.

10. И.М.Языкова, А.В.Пономаренко Зоология беспозвоночных. Пособие по самостоятельной работе. Ростов н/Д: "ЦВВР", 2003.

11. И.М.Языкова Практикум по зоологии беспозвоночных. Ростов-на-Дону, ЮФУ, 2010, -325 с.

б) дополнительная литература:

1. Барнс Р., Кейлоу П., Олив П., Голдинг Д. Беспозвоночные. М.: Мир, 1992.

2. Вестхайде В., Ригер Р. Зоология беспозвоночных. В 2 т. М.: Товарищество научных изданий КМК, 2008.

3. Иванов А.В Происхождение многоклеточных животных. Л.: Наука, 1968. - С. 70-109; С. 111-131;. С. 140-153; С. 200-265.

4. Руперт Э.Э., Фокс Р.С., Барнс Р.Д. Зоология беспозвоночных. В 4 т. М.: Академия, 2008.

ЗООЛОГИЯ БЕСПОЗВОНОЧНЫХ

ОГУ в качестве учебного пособия для студентов по направлению подготовки 020400.62 – Биология

БГТИ (филиал) ОГУ

Рецензенты:

кандидат биологических наук Л.В. Камышова;

кандидат биологических наук М.С. Малахова.

Коршикова, Н.А.

К 70 Лекции по зоологии беспозвоночных: конспект лекций / Н.А. Коршикова;

Бузулукский гуманитарно-технолог. ин-т (филиал) ОГУ – Бузулук: БГТИ

(филиал) ОГУ, 2011. – 155 с.

В конспекте лекций рассмотрены предмет и задачи зоологии беспозвоночных, даются ее основные понятия и терминология; морфологические характеристики, а также физиология и биология беспозвоночных животных. Описание строения организмов сопровождается иллюстрациями.

Конспект лекций предназначен для студентов, обучающихся по программам высшего профессионального образования по направлению подготовки 020400.62 – Биология при изучении дисциплины «Зоология беспозвоночных».

© Коршикова Н.А., 2011

© БГТИ (филиал) ОГУ, 2011.


Введение ………………………………………………………………………..
1 Предмет и задачи зоологии беспозвоночных……………………………….
1.1 Цель и задачи курса «Зоологии беспозвоночных»……………………….
1.2 История развимтия зоологии беспозвоночных…………………………...
1.3 Структура зоологии беспозвоночных……………………………………..
1.4 Роль беспозвоночных животных в жизни и хозяйстве человека………..
1.5 Планы строения животных………………………………………………..
2 Подцарство простейшие, или одноклеточные (PROTOZOA)……………..
2.1Тип саркомастигофоры (SARCOMASTIGOPHORA)………………….....
2.1.1Подтип саркодовые (SARCODINA)……………………………………..
2.1.2 Подтип жгутиконосцы (MASTIGOPHORA)……………………………
2.1.3 Подтип опалины (OPALINATA)………………………………………...
2.2 Тип апикомплексы (APICOMPLEXA)…………………………………….
2.3Тип инфузории, или ресничные (CILIOPHORA, илиINFUSORIA)……...
3 Подцарство многоклеточные (METAZOA)……………………………. …..
3.1 Тип губки (PORIFERA, ИЛИ SPONGIA)…………………………………
3.2 Тип кишечнополостные (COELENTERATA)…………………………….
3.3 Тип гребневики (CTENOPHORA)…………………………………………
3.4 Тип плоские черви (PLATHELMINTHES)………………………………..
3.5 Тип круглые черви (NEMATHELMINTHES)…………………………….
3.6 Тип кольчатые черви (ANNELIDA)……………………………………….
3.7 Тип моллюски (MOLLUSCA)……………………………………………..
3.7.1 Подтип боконервные (AMPHINEURA)…………………………………
3.7.2 Подтип раковинные (CONCHIFERA)…………………………………...
3.8 Тип членистоногие (ARTHROPODA)……………………………………..
3.8.1 Подтип жабродышащие (BRANCHIATA)………………………………
3.8.2 Подтип хелицеровые (CHELICERATA)………………………………...
3.8.3 Подтип трахейные (TRACHEATA)……………………………………..
3.9 Тип погонофоры (POGONOPHORA)……………………………………..
3.10 Тип иглокожие (ECHINODERMATA)…………………………………..
3.10.1 Подтип асторозои (ASTEROZOA)……………………………………..
3.10.2 Подтип эхинозои (ECHINOZOA)………………………………………
3.10.3 Подтип кринозои (CRINOZOA)………………………………………..
Словарь терминов………………………………………………………………
Список рекомендуемой литературы ………………………………………….


Введение

Зоология - это наука о животном мире. Хотя ее отдельные разделы касаются строения, жизненных функций, поведения и связей организмов как единого целого со средой, все же объектом зоологии оказываются не отдельные животные и даже не отдель­ные их типы; а все животное царство в целом.

Зоология является составной частью биологии, изучающей живую природу. Живые организмы по своей структуре несравнен­но сложнее объектов неживой природы, соответственно этому и биология гораздо сложнее физики и химии. Все живые организмы относятся к нескольким царствам. Животное царство - это часть живого мира, представители которой характеризуются гетеро­трофным питанием и подвижностью. Различия между растениями и животными настолько очевидны, что не требуют обоснований. В действительности дело обстоит сложнее, и приведенное выше определение животного царства нуждается в дополнениях главным образом из-за ряда исключений и погра­ничных случаев.

Возьмем, к примеру, питание растений и животных. Первые из них -автотрофны. Они способны синтезировать питательные ве­щества из простых молекул в процессе фотосинтеза. Животные - гетеротрофны. Они добывают энергию путем поглощения пита­тельного материала, синтезируемого растениями или другими живыми организмами. Короче, они нуждаются в готовых органи­ческих соединениях, поскольку сами синтезировать их не могут. Однако грибы и многие бактерии, относящиеся к другим цар­ствам, также гетеротрофны.

Далее, отнесение живых организмов к царству животных толь­ко на основе их подвижности также недостаточно аргументиро­вание. Среди животных немало сидячих, прикрепленных организ­мов, например губки, коралловые полипы, морские лилии или ряд моллюсков. С другой стороны, существуют подвижные расте­ния, особенно из одноклеточных (зеленые жгутиконосцы). Не аб­солютны и такие признаки, как наличие толстых целлюлозных оболочек в клетках растений и тонкой мембраны в животных клет­ках, ограниченный определенным периодом рост животных и про­должающийся всю жизнь рост растений и т. д. Среди животных оболочники имеют целлюлозные оболочки клеток, а крокодилы и черепахи растут в течение всей жизни. Поэтому правильнее бу­дет характеризовать животных как организмы, обладающие комп­лексом следующих признаков. Большинство животных подвижно; их клетки покрыты тонкой мембраной; основные органы распо­ложены внутри тела, имеющего довольно постоянную форму; рост обычно приурочен к определенному периоду развития; они гете­ротрофны, а конечные продукты их обмена веществ - углекис­лый газ, вода и мочевина. Этот комплекс признаков в целом удов­летворительно характеризует сущность животного.

Предмет и задачи зоологии беспозвоночных

Цель и задачи курса «Зоология беспозвоночных»

Курс "Зоология беспозвоночных" является первой частью общего курса "Зоология"

Целью курса "Зоология беспозвоночных" является формирование представлений об уровнях организации и планах строения животных, основных направлениях эволюции животного царства, формирование как общей, так экологической культуры личности, осмысленного восприятия многообразия животного мира и его значение для существования биосферы как глобальной экосистемы.

Задачами курса Зоологии беспозвоночных является изучение:

Основ зоологической систематики и современной таксономической и экологической систем животных;

Разнообразия животного мира, функциональных особенностей животных разных типов, их развития и экологической приспособленности;

Значения беспозвоночных животных в природе и жизни человека

История развития зоологии беспозвоночных

Зоология - одна из классических биологических наук. Ее за­рождение, не считая первоначального накопления сведений о животных, связано с античными временами. Великий ученый и мыслитель Древней Греции Аристотель, считающийся родона­чальником ряда наук, в IV в. до н. э. впервые систематизировал накопленные знания о животных и разделил все известные ему виды на две группы - животных, имеющих кровь, и животных без крови. К первой группе им были отнесены позвоночные жи­вотные (звери, птицы, земноводные, пресмыкающиеся, рыбы), ко второй - беспозвоночные (насекомые, пауки, раки, моллюс­ки, черви). Аристотель впервые выдвинул идею о соподчинении частей организма, которая много позже будет воплощена в уче­нии о корреляциях.

Эпоха Римской империи оставила нам многотомный труд Плиния Старшего (23-79 гг. н. э.) «Естественная история», в которой два тома посвящены живым организмам. Правда, большей частью это были сведения, почерпнутые из работ Аристотеля.

Падение Римской империи и установление господства христи­анской церкви привели к упадку наук. В эту эпоху, получившую название средневековья, занятие естественными науками не только не поощрялось, но прямо преследовалось. Признавались лишь библейские догмы о сотворении мира.

Накопление зоологических знаний возобновляется только в последовавшую за средневековьем эпоху Возрождения, с XV в. Ученых интересовало главным образом строение организма, по­этому наибольшие успехи были достигнуты в области анатомии. Знаменитый художник и ученый Леонардо да Винчи (1452-1519), изучая кости и суставы, установил сходство в строении костей ноги лошади и человека, несмотря на их внешнюю непохожесть. Тем самым он открыл явление гомологии, которое в дальнейшем объединило многих внешне различных животных и помогло зало­жить основу теории эволюции.

Своего расцвета природоведение эпохи Возрождения достигло в трудах швейцарца Конрада Геснера (1516-1565), сообщившего много сведений о животных, хотя зачастую не оригинальных, а почерпнутых из трудов древних ученых. В XVI-XVII вв. большой вклад в изучение анатомии животных, а также человека внесли врачи. Крупнейшим анатомом эпохи Воз­рождения был Андреас Везалий (1514-1564), опубликовавший первую наиболее точную работу по анатомии человека. Габриеле фаллопий (1523-1562) изучал органы размножения. Ему принад­лежит описание труб, идущих от яичников к матке. Бартоломео Эустихио (1510-1574) открыл трубу, соединяющую ухо с горлом. Изучая кровообращение, Уильям Гарвей (1578-1657) обнаружил существование в сердце односторонне действующих клапанов и доказал, что кровь течет по венам в сердце и затем поступает в артерии, т.е. постоянно движется в одном направлении. Книга Гарвея «Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных» (1628) вызвала полный переворот в зоологии.

Огромное значение для развития зоологии имело изобретение микроскопа. Голландец Антон Левенгук (1632-1723) при помощи изготовленного им микроскопа дал первое описание кровяных телец и капилляров, его помощник первым увидел сперматозои­ды, но главным было открытие простейших, сделанное при рас­сматривании под микроскопом капли воды. В этот же период анг­лийский ученый Роберт Гук (1635-1703) выполнил ряд тонких микроскопических работ и в 1665 г. опубликовал книгу «Микрография», в которой впервые в истории биологии была изображе­на клетка. Это открытие имело важные последствия.

В конце XVII - первой половине XVIII в. были заложены осно­вы систематики животного мира. Первую попытку в этом направ­лении сделал английский натуралист Джон Рей (1628-1705). В книге «Систематический обзор животных», вышедшей в 1693 г., Рей предложил классификацию животных, базирующуюся на сово­купности внешних признаков, к примеру, по наличию когтей и зубов. Так, млекопитающих он разделил на две группы: животных с пальцами и животных с копытами. Последние, в свою очередь, были разделены на однокопытных (лошадь), двукопытных (коро­ва) и трехкопытных (носорог). Были выделены и более дробные единицы.

Несмотря на несовершенство классификации Рея, принцип, положенный в ее основу, получил развитие в трудах знаменитого шведского ученого Карла Линнея (1707-1778). В 1735 г. Линней опубликовал книгу «Система природы», в которой изложил свою классификацию растений и животных. Он по праву считается ос­нователем систематики, изучающей классификацию видов живых организмов. Близкие виды Линней группировал в роды, близкие роды - в отряды, а близкие отряды - в классы. Все известные виды животных были сгруппированы в 6 классов: млекопитаю­щие, птицы, амфибии (объединивший пресмыкающихся и зем­новодных), рыбы, насекомые и черви. Каждый вид у Линнея имел двойное латинское название: первое слово в нем - название рода, второе - вида. Форма бинарной (двойной) номенклатуры сохра­нилась до сих пор. Линней стоял на позиции неизменяемости ви­дов, хотя в конце концов был вынужден допустить возможность образования новых видов путем гибридизации.

В конце XVIII - начале XIX в. французский зоолог Жорж Кю­вье (1769-1832) разработал основы сравнительной анатомии жи­вотных и, в частности, учение о корреляциях. Кювье был осново­положником палеонтологии. На основе этих работ в 1825 г. Анри Бленвиль ввел в систему понятие «тип» - высшую таксономиче­скую единицу.

Французский биолог Жорж Бюффон (1707-1788) высказал идею изменяемости видов под влиянием окружающей среды. Бюф­фон - автор 44-томной энциклопедии «Естественная история»; он установил наличие у животных рудиментарных органов, кото­рые были когда-то нормально развитыми.

Другой французский естествоиспытатель, Жан Батист Ламарк (1744-1829), посвятил себя детальному изучению исторического развития живой природы. Он впервые ввел в употребление терми­ны «беспозвоночные» и «позвоночные животные», много работал над систематизацией беспозвоночных, среди которых различал уже 10 классов, и в 1815-1822 гг. опубликовал большой труд «Есте­ственная история беспозвоночных животных». В процессе таксоно­мических работ ему неоднократно приходилось задумываться над возможностью эволюционного процесса. Его главный труд «Фило­софия зоологии» (1809) посвящен изложению научной теории эво­люции животного мира. Ламарк считал, что организмы меняются под прямым воздействием среды и приобретенные признаки на­следуются, однако ему была чужда идея естественного отбора.

Против идеи неизменяемости видов в этот же период выступи­ли русские ученые К. Ф. Рулье (1814-1858) и К.М.Бэр (1792-1876). Рулье призывал изучать животных в их естественном окру­жении и во взаимодействии со средой обитания. Его по праву можно считать провозвестником экологии. К. М. Бэр - автор выдающих­ся исследований в области эмбриологии животных, создатель уче­ния о зародышевых листках.

Значительное влияние на развитие зоологии оказала сформи­ровавшаяся в конце 30-х годов XIX в. клеточная теория. Ее со­здатели - М. Шлейден (1804-1881) и Т. Шванн (1810-1882). Эта теория убедительно показала единство живых организмов на кле­точном уровне.

С выходом в свет знаменитого труда Чарлза Дарвина (1809-1882) «Происхождение видов» (1859) начинается новый период в развитии биологии в целом и зоологии в частности. В книге Дар­вина изложено эволюционное учение и определен важнейший фактор эволюции - естественный отбор.

Идеи Ч.Дарвина стали использоваться зоологами для разра­ботки истории животного мира. Наибольший вклад в развитие фи­логении животных в XIX в. внесли такие ученые, как Э. Геккель (1834-1919) и Ф.Мюллер (1821-1897). Последний, будучи эмб­риологом, установил закономерности во взаимоотношениях ин­дивидуального развития (онтогенеза) и филогенеза животных. В 1866 г. Э. Геккель сформировал свой «биогенетический закон», согласно которому зародыши в процессе развития повторяют в сокращенном виде эволюционный путь, пройденный их предка­ми («онтогенез повторяет филогенез»).

Доказательства эволюции, приведенные Ч.Дарвином, возбу­дили большой интерес к сравнительному изучению различных групп животных, в связи с чем, возникают такие науки, как эво­люционная сравнительная анатомия и эволюционная сравнитель­ная эмбриология. В создании последней, ведущая роль принадле­жит русским зоологам И.И.Мечникову (1845-1916) и А.О.Ко­валевскому (1840-1901). Выводы сравнительной эмбриологии, основанные на эволюционном учении, служили веским доказа­тельством в пользу единства происхождения всех типов животно­го царства. Уже в начале XX в. было детально выяснено эмбрио­нальное развитие большинства типов животных. В это же время В.О.Ковалевский (1842-1883) работами по ископаемым копыт­ным заложил основы эволюционной палеозоологии. Чрезвычайно быстро развиваются систематика и зоогеография. Еще в додарвиновские времена Н. А. Северцов (1827-1885) установил связь меж­ду особенностями фауны и физико-географическими условиями, в которых развивается эта фауна. Тем самым была заложена осно­ва экологической зоогеографии.

Вторая половина XIX в. отмечена появлением новой науки - экологии. Русские зоологи сформулировали многие главные поло­жения и методические принципы теоретической экологии. Мос­ковский профессор К. Ф. Рулье одним из первых показал значе­ние изучения животных в сообществе с другими организмами и фактически сформулировал понятие о популяции. В конце XIX - начале XX в. были проведены обширные исследования, в которых применялись экологические принципы при разработке про­блем в области охотничьего хозяйства и борьбы с вредителями (М.Н.Богданов, Л.П.Сабанеев, А. А. Силантьев, Б.М.Житков и др.).

В XX в. зоология развивалась чрезвычайно активно. Здесь мы отметим кратко только вклад отечественных ученых. В XX в. про­водились основные исследования фауны Мирового океана. Фун­дамент наших знаний о зоогеографии северных морей заложил К. М. Дерюгин, а картину состава и биоценотического распре­деления данной фауны Черного моря дал в классическом труде «К вопросу об изучении жизни Черного моря» (1913) С.А.Зернов. Экспедиционными судами «Витязь» (Россия) и «Галатея» (Да­ния) изучены глубины Мирового океана до 11 тыс. м и сделаны выдающиеся зоологические открытия. Эти работы продолжает научно-исследовательский флот Российской академии наук. К числу замечательных открытий следует отнести находку «живого иско­паемого» - моллюска из класса моноплакофор, расшифровку си­стематического положения и установление нового типа морских животных - погонофор (А. В. Иванов) и многие другие.

Очень велик объем выполненных нашими учеными энтомоло­гических работ. Насекомые - крупнейшая группа во всем живот­ном царстве. Среди них много вредных видов, переносчиков забо­леваний человека и домашних животных, но имеется немало и полезных - опылителей цветковых растений, производителей ценных продуктов (мед, шелк, воск). В области энтомологии ве­лик вклад таких ученых, как А. А. Штакельберг, А. С. Мончадский, Г. Я. Бей-Биенко, С. И. Медведев, О. Л. Крыжановский, Г. С. Мед­ведев. Большое значение имели почвенно-экологические исследо­вания научной школы академика М. С. Гилярова.

УЧЕБНИК ДЛЯВУЗОВ

И.Х. ШАРОВА

ЗООЛОГИЯ БЕСПОЗВОНОЧНЫХ

ББК 28.691я73 Ш25

Рецензент:

заведующийлабораториейИЭМЭЖим. А.Н. СеверцоваРАН, докторбиологическихнаук, профессор, член-корреспондентРАН

ЮЛ. Чернов

Издание осуществлено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований

ШароваИ.Х.

Ш25 Зоологиябеспозвоночных: Учеб. длястуд. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 592 с: ил.

ISBN 5-691-00332-1.

В учебнике показана современная система животного мира, приведены новые данные из морфологии и филогении животных, усилены экологические и эволюционные аспекты в изложении материала. Большое внимание уделено роли животныхвэкосистемахиихпрактическомузначениюдлячеловека.

Учебник адресован студентам высших учебных заведений, а также учителям биологиииучащимся, интересующимсязоологиейбеспозвоночных.

ББК28.691я73

ISBN 5-691-00332-1

© Шарова И.Х., 1994, 1999 © «Гуманитарныйиздательский центрВЛАДОС», 1999

© Серийноеоформлениеобложки. «Гуманитарныйиздательский центрВЛАДОС», 1999

ВВЕДЕНИЕ

Животные в составе органического мира

Объектом изучения зоологии являются животные, представляющие особое царство живых существ на Земле. Долгое время, со времен Аристотеля, господствовало традиционное разделение живого на два царства - животных и растений. Соответственно этому биология подразделялась лишь на две дисциплины - зоологию и ботанику. Но с развитием науки существенно расширились представления о живом и произошли существенные изменения в классификации организмов на царства. В настоящее время наиболее принято подразделять мир живых существ на два надцарства: безъядерные или прокариоты (Procaryota), и ядерные, или эукариоты (Eucaryota). Первые не имеют оформленного ядра в клетках, а последние обладают ядром. Среди прокариот выделяют царства архебактерий (Archaebacteria) - без липидной клеточной мембраны и бактерий (Eubacteria) - с двуслойной липидной мембраной. Прокариоты обладают широким спектром типов питания и метаболизма при изобилии переходных форм. Эукариот чаще всего подразделяют на три царства:

растений (Vegetabilia, или Plantae), животных (Animalia, или Zoa) и гри-

бов (Mycetalia, или Fungi). Животные и грибы относятся к гетеротрофным организмам, питающимся готовыми органическими веществами, но первые из них преимущественно питаются другими организмами или их остатками, а грибы впитывают растворенные органические вещества. Большинство же растений - автотрофы, создающие органические вещества в процессе фотосинтеза. Однако различия по типу питания между указанными царствами относительны и имеются переходные формы, особенно многочисленные среди низших форм. Это дало основание некоторым ученым вслед за Э. Геккелем (XIX в.) выделить дополнительно еще одно царство среди эукариот - протистов (Protista), к которым относят одноклеточных животных, водоросли и низшие группы грибов. Но вы деление царства протистов создает много сложных проблем в систематике и вызывает возражения большинства ученых.

На схеме (рис. 1) приводится одна из общепринятых классификаций живых существ на царства. В ней отсутствуют лишь доклеточные формы - вирусы, которых иногда выделяют в империю Noncellulata, провопоставляя их империи клеточных (Cellulata). Но по мнению многих ученых вирусы - не настоящие организмы, так как не способны к са-

мостоятельному обмену веществ и могут осуществлять самовоспроизведение только при участии клеток хозяина.

В соответствии с современной классификацией живых организмов биология подразделяется на ряд крупных дисциплин: микробиологию, включающую бактериологию и вирусологию, ботанику, микологию, зоологию.

На основе сравнительного изучения живых организмов из разных царств выявлены их основные отличительные особенности. Чем же отличаются животные от других групп организмов? В отличие от зеленых растении, обладающих голофитным способом

Значение животных в природе определяется их ролью в биогенном круговороте веществ в биосфере. Если автотрофные организмы (зеленые растения) - продуценты органического вещества, то животные - основные консументы, или потребители, органических веществ. Наряду с грибами и микроорганизмами животные могут выполнять и роль редуцентов, осуществляя минерализацию органических веществ. Животные совместно с другими гетеротрофами участвуют в поддержании стабильности состава атмосферы. В то время как автотрофы обогащают атмосферу килосродом, необходимым для дыхания большинства живых организмов, гетеротрофы выделяют в процессе дыхания углекислый газ, используемый растениями для фотосинтеза. Таким образом, растения связывают и накапливают солнечную энергию в форме органического вещества, а животные ее потребляют. Но без гетеротрофов не было бы динамического равновесия органического вещества в биосфере, соотноше-

ния кислорода и углекислого газа в атмосфере, зольных элементов в почве. Такое взаимодействие автотрофных и гетеротрофных организмов в биосфере - результат их сопряженной эволюции. Велика роль животных, как и растений, в накоплении и концентрации минеральных веществ. Так, образование у животных минерального скелета приводит при их отмирании к образованию осадочных пород: известняков, трепела, сланцев. Большое значение в природе имеют животные-биофильтра- торы, способствующие очищению водоемов от взвешенных органических частиц. Животные - сапрофаги участвуют в переработке и минерализации органических остатков на дне водоемов и играют существенную роль в почвообразовании.

Разнообразие животного мира и его распределение на планете

Все животные, населяющие нашу планету, составляют ее животный мир. Видовой состав животного мира Земли изучен еще не в полной мере. По средним данным, в настоящее время известно около 2 млн. видов животных. Но когда классификация ныне живущих видов будет завершена, число видов будет приближаться к 4 млн. Трудно рассчитать, сколько существовало видов животных во все предыду- е геологические эпохи. По-ви- димому, их было во много раз больше, чем современных. Но сейчас нам известно лишь около 130 тыс. ископаемых видов в связи с неполнотой геологической летописи (рис. 2). Численность и биомасса жи-вотных на земле не поддается исчислению. Огромные скопления образуют крупные животные: птицы на птичьих базарах, морские котики на лежбищах, стада сайгаков, косяки рыб. Неисчисли-

Рис. 2. Видовоемногообразие живых организмов (1) и основных группживотныхна Земле (II, поБарнсу)

мые стаи образуют перелетные птицы, саранча, некоторые жуки, бабочки. Особенно многочисленны мелкие животные, кровососущие двукрылые (москиты, мошка), образующие буквально тучи во влажных регионах мира. По некоторым подсчетам, в 1 м3 воды может содержаться около 77 млн. экземпляров мелких планктонных животных, а в 1 м3 почвы несколько сотен тысяч почвенных беспозвоночных.

Распределение животных в биосфере Земли связано с заселением ими различных сред жизни: водной, сухопутной, а также особой среды в теле других организмов. В каждой среде животные входят в состав биоценозов - сообществ живых организмов, связанных между собой трофическими, топическими (пространственными) и другими взаимоотношениями, обеспечивающими им реализацию своего жизненного цикла. Так, своеобразные биоценозы существуют на коралловых рифах, мидиевых банках, в морях на разных глубинах с различными грунтами, на участках реки с быстрым и медленным течением. Примерами биоценозов суши могут служить сообщества организмов в различных типах лесов, лугов, степей. Биоценоз - составная часть биогеоценоза, под которым понимается однородный участок земной поверхности, характеризующийся определенными абиотическими условиями (почвой, климатом, химическими компонентами и др.) и комплексом организмов, объединенных обменом веществ и энергии в единую систему. Среда существования животных в однотипных биогеоценозах представляет биотоп, т. е. почвеннорастительные и климатические условия определенного типа. Виды животных проявляют разную избирательность к биотопам и подразделяются на стенотопные и эвритопные. Первые узкоспециализированы к обитанию в биотопах определенного типа, а вторые встречаются в различных биотопах и обладают большой экологической пластичностью.

Каждому виду свойственна определенная экологическая ниша, под которой подразумевается положение вида в биоценозе, включая его место в пространстве с определенными условиями существования и его функциональную роль в экосистеме. Иногда образно сравнивают экологическую нишу с «профессией» вида в определенной экосистеме. Экологическое расхождение видов путем дивергенции происходит за счет специализации к обитанию в разных биотопах, ярусах, разной пище, времени развития, различий в поведении, т. е. к освоению разных экологических ниш.

Экология вида и занимаемая им экологическая ниша отражается в его морфофункциональных особенностях, формирующих его общий облик - жизненную форму. Например, летающие животные характеризуются наличием крыльев, активно плавающие - обтекаемой формой тела, роющие - приспособлениями к рытью. Сходную жизненную фор-

му могут иметь различные виды, нередко далекие по родству, но имеющие сходные морфоэкологические приспособления к среде обитания.

В зоологии принято классифицировать жизненные формы животных на соподчиненные категории, подобно иерархии таксонов в филогенетической системе. Например, животных, обитающих в водоемах, подразделяют на крупные категории жизненных форм по приспособлениям к обитанию в разных ярусах и биогеоценозов: нейстон - обитатели поверхности воды; планктон - пассивно передвигающиеся, или «парящие», в толще воды; нектон - активноплавающие животные; бентос - обитатели дна водоемов. Вместе с тем в пределах каждой из указанных категорий жизненных форм можно выделить широкий спектр форм с разными приспособлениями к данным условиям обитания. Среди планктона встречаются формы лучистых, зонтиковидных, шаровидных, нитевидных животных. К нектону относятся торпедовидные, змеевидные, ластоногие формы. Разнообразны жизненные формы бентоса. Среди них имеются прикрепленные формы (древовидные, бокаловидные, раковинные), ползающие, роющие и др.

Среди почвообитающих животных различают: поверхностнообитающих

Эпибиос, обитателей подстилки - стратобиос, толщи почвы - геобиос. В каждом из ярусов встречаются многообразные жизненные формы: скважники - очень мелкие или с тонким длинным телом, роющие и др. Существуют особые классификации жизненных форм животных, обитающих на растениях и внутри них (фитобиос). Распределение животных на планете связано с центрами их происхождения, историей расселения и подчиняется принципу географической зональности, обусловленной климатическим градиентом. Различия в составе фауны одного широтно-климатического пояса определяются географическими преградами, приводящими к изоляции животных на разобщенных территориях.

На суше выделяют шесть зоогеографических областей: 1) Голарктическая с подобластями: Палеарктической (Европа, север Азии, Африки) и Неоарктической (Северная Америка); 2) Эфиопская (большая часть Африки); 3) Индо-Малайская (Индия, Индокитай и прилежащие архипелаги); 4) Неотропическая (Южная Америка); 5) Австралийская; 6) Антарктическая.

В океане различают десять зоогеографических областей: 1) Арктическая; 2) Атлантическая бореальная; 3) Тихоокеанская бореальная; 4) Западноатлантическая; 5) Восточноатлантическая; 6) Индо-Вестпацифическая; 7) Восточнотихоокеанская; 8) Магелланова; 9) Кергеленская 10) Антарктическая.

Каждая из зоогеографических областей подразделяется на подобласти, провинции. В пределах крупных зоогеографических регионов на

суше состав видов животных (фауна) изменяется в разных природных зонах, а также в ландшафтно-зональных поясах горных систем. В океане прослеживается сходная закономерность изменения фауны по климатическим поясам и профилю морского дна (литораль, батиаль, абиссаль).

Значение животных и охрана животного мира

Сейчас остро стоят проблемы рационального использования природных ресурсов, охраны и воспроизведения животного мира. В последнее

время антропогенное воздействие на природу катастрофически растет. В связи с развитием оросительных систем мелеют реки, озера и внутренние моря. Неуклонно растет загрязнение водоемов, почв, атмосферы, что приводит к гибели многих видов животных и растений.

Угрожают животным такие факторы, как переэксплуатация биотопов, рекреация, оскудение кормовой базы, химическое и органическое загрязнение, хищническое истребление. Под влиянием этих факторов не только исчезают многие виды животных, но и могут происходить крупные необратимые экологические катастрофы.

Под руководством Международного Союза охраны природы создаются Красные книги, в которых собраны сведения о редких и исчезающих видах животных, подлежащих охране. В нашей стране изданы Красные книги для разных регионов страны. Приняты Закон об охране животного мира и правительственные постановления о запрете добывания животных, занесенных в Красную книгу. Для сохранения и восстановления природных ландшафтов и редких видов животных и растений в нашей стране организовано 150 заповедников, в том числе биосферных, запо- ведно-охотничьих хозяйств и национальных парков. Решительные меры по охране природы дали возможность восстановить поголовье многих промысловых животных.

Охрана животного мира, его реконструкция и воспроизведение могут быть успешно решены только при активной помощи общественных организаций и личного участия граждан. В проведении мероприятий по охране природы в местных условиях могут оказать большую помощь школьники. Учителя-биологи должны широко пропагандировать знания по охране природы и принимать активное участие вместе со школьниками в природозащитных мероприятиях.

Геологическая история животного мира

Животный мир нашей планеты - результат длительной эволюции. Прямыми доказательствами эволюции служат ископаемые остатки живших ранее животных, которые сохранились в слоях земли разного исторического возраста.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «vidental.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «vidental.ru»