Гиперкинезы у детей. Причины гиперкинетического синдрома у взрослых и его терапия Основные причины появления у ребенка гиперкинетического синдрома

Подписаться
Вступай в сообщество «vidental.ru»!
ВКонтакте:

Нозология, симптомокомплекс и патогенез гиперкинетического синдрома

По мнению большинства специалистов, гиперкинетический синдром является одним из многочисленных синдромов такого обширного нозологического комплекса, как нейроциркуляторная или вегето-сосудистая дистония.

Нейроциркуляторная дистония - это, прежде всего, дисфункция вегетативной нервной системы, связанная с нарушением нормального кровообращения, обусловленного функциональным расстройством кортикально-субкортикальных образований головного мозга. Ее симптомы носят комплексный нейросоматический характер, поэтому многие медики до сих пор не имеют ясной точки зрения о том, соматическое ли это заболевание или психоневроз. В зарубежной практике то, что в российской науке получило название вегето-сосудистой дистонии, обозначают как синдром панической атаки, относя последний исключительно к области психиатрии. Однако такой подход не совсем верен. Вегето-сосудистую дистонию, как и гиперкинетический синдром, скорее следует рассматривать на стыке психиатрии и физиологии. Соответственно, и лечение этого довольно распространенного заболевания должно быть комплексным. У больных вегето-сосудистой дистонией можно наблюдать как психоневротические реакции (чувство тревоги, раздражительность, депрессии, деперсонализацию, желание умереть или панический страх смерти), так и, в зависимости от индивидуального проявления заболевания, более ста разнообразных соматических симптомов (различные кардиалгии, гиперкинезии кровообращения, аритмию, невралгию, головные боли, астению, расстройства перистальтики, гипергидроз или похолодание конечностей, цианоз кистей рук, удушье, головокружения, обмороки). Чаще всего эти и другие симптомы имеют характер ипохондрии.

Следует различать собственно гиперкинетический синдром и гиперкинетический кардиальный синдром. Гиперкинетическим синдромом или гиперактивным расстройством обычно называют поведенческо-эмоциональное расстройство, возникающее у детей в первые годы жизни. Гиперкинетический синдром у детей характеризуется чрезмерной импульсивностью, неспособностью к концентрации внимания и деятельности, требующей интеллектуальных усилий, хотя нарушения интеллекта у таких детей, как правило, отсутствуют. Дети с гиперкинетическим синдромом труднообучаемы. В частности, у них возникают проблемы с обучением речи, письму и пр. Их поведение часто не мотивировано. Они говорят, не дослушав и невпопад. У них наблюдаются эмоциональная лабильность, перцептивные и координационные дисфункции, агрессия или тревога, демонстративно вызывающее или подавленное поведение. Полное купирование гиперкинетических симптомов при условии довольно жесткого воспитания и несложного медикаментозного курса лечения обычно наступает в период от 12 до 20 лет.

Гиперкинетический синдром сердца или гиперкинетический кардиальный синдром может и не сопровождаться расстройствами психоэмоциональной и поведенческой сферы. Однако не стоит забывать, что физиологические причины в любом из проявлений нейроциркуляторной дистонии нельзя рассматривать отдельно от психологических. Нередко такие проявления нейроциркуляционной дистонии называют кардионеврозами. В отличие от гиперактивного расстройства, кардиальный синдром чаще наблюдается у подростков и юношей призывного возраста. Как большинство кардиосиндромов вегето-сосудистой дистонии, он обусловлен центрогенной дисфункцией вегетативной нервной системы. Этот синдром характеризуется гиперкинетическим типом кровообращения с увеличением ударного и минутного объемов сердца, который намного превосходит метаболические потребности тканей организма, а также возрастанием скорости выкачивания крови из сердца и компенсаторным падением периферического сосудистого сопротивления. Будучи всего лишь функциональным расстройством, гиперкинетический синдром сердца довольно часто ошибочно диагностируется как органическая патология. В этом случае больной вегето-сосудистой дистонией не застрахован от врачебной ошибки, которая может стать и трагической.

Патогенез вегето-сосудистой дистонии и, в частности, гиперкинетического синдрома у детей включает в себя огромное количество факторов как соматического, так и психологического характера. Среди них: минимальная мозговая дисфункция, как следствие одного из видов перинатальной энцефалопатии; пережитые в младенческом возрасте ситуации, связанные с жестоким обращением родителей; длительная эмоциональная или сенсорная депривация; плохая психоэмоциональная резистентность к стрессовым ситуациям, беспокойность, мнительность характера. К другим факторам можно отнести генетическую предрасположенность, пубертатную гиподинамию, перенесенные тонзиллогенные или вирусные инфекции, различные травмы головного мозга, гиперинсоляцию, хронические интоксикации, радиоактивное облучение, переутомление и многое другое.

Наиболее благоприятные для возникновения вегето-сосудистой дистониии и гиперкинетического синдрома у детей и взрослых периоды связаны с гормональной перестройкой организма во время полового созревания, беременности, родов.

Что касается распространенности заболевания, то оно составляет у детей от 2 до 20 %. При этом следует отметить, что если гиперкинетический синдром у детей встречается среди мальчиков в 3-4 раза чаще, чем у девочек, то среди взрослых наоборот, неврастении на почве нейроциркуляционных кризов в наибольшей степени подвержены женщины.

Гиперкинетический синдром: лечение, прогноз

В некоторых случаях гипотонически-гиперкинетический синдром разного генеза у детей может привести к аутизму или шизофрении. Однако, благодаря своевременной диагностике и лечению, прогноз для любого синдрома вегето-сосудистой дистонии в целом весьма благоприятен. Большинство современных психотропных препаратов надежно купируют функциональные расстройства вегетативной нервной системы.

Что касается кардиальной гиперкинезии, то и здесь можно говорить о вполне оптимистическом прогнозе. Кардионеврозы не приводят к органическим патологиям сердца и никак не связаны со статистикой летальных исходов от сердечно-сосудистых заболеваний. Тем не менее, у порядка 50% больных относительно снижается качество жизни. Рецидивы нейросоматических симптомов по окончании курса лечения могут возникать еще в течение 10-20 лет, спровоцированные стрессом, психической травмой, инфекцией. Конечно, гипотонически-гиперкинетический синдром нельзя отнести к разряду тяжелых органических патологий, но в любом случае больному, особенно ребенку, необходимо тщательное и адекватное комплексное лечение, и чем раньше оно начато, тем лучше. Здесь обычно предполагается два подхода: лечение вегето-сосудистой дистонии в целом и индивидуальное лечение конкретного синдрома. Медикаментозные курсы и сеансы психотерапии - основные средства, применяемые при гиперкинетическом синдроме. Лечение предполагает, во-первых, устранение психоэмоциональных и психосоциальных стрессовых ситуаций, избегание конфликтов в семье, в школе, любом другом коллективе. Психотерапевтические сеансы должны разъяснить больному характер его заболевания, убедить в благополучном результате лечебных процедур.

Из фармакологических средств при вегето-сосудистой дистонии и гиперкинетическом синдроме применяют, во-первых, мягкие седативные (корень валерианы, пустырника, корвалол), транквилизаторы (бензоадепин, сибазон, нозепам, алпразолам), нейролептики (клопиксол, сонапакс, терален), антидепрессанты (амитриптилин). Для купирования гиперкинезии сердца применяют р- и а-адреноблокаторы, способствующие нормализации артериального давления, устранению дискомфорта в области сердца, а также верапамил, дилтиазем или пирроксан. При детском гиперкинетическом синдроме (гиперактивном расстройстве) применяют также ноотропные препараты, стимуляторы созревания нервных клеток (церебролизин, когитум), церебральные стимуляторы (метилфенидат, рутилин, пемолин, цилерт, дексарин).

Очень эффективны при гиперкинетическом синдроме бальнеотерапия, акупунктура, электросон, электрофорез, водные процедуры (хвойные, соляные, радоновые, жемчужные ванны). Рекомендуются занятия лечебной физкультурой, дыхательной гимнастикой, регулярные прогулки на свежем воздухе.

Впрочем, самое главное для больного с вегето-сосудистой дистонией и гиперкинетическим синдромом - не бояться этого неприятного, но вполне излечимого заболевания. Ведь постоянные мысли о серьезности и опасных последствиях недуга только еще больше его провоцируют.

Помочь детям с заболеванием гиперкинетический синдром

На данный момент на попечении нашего фонда нет детей с данным диагнозом. Однако вы можете помочь больным детям с другими диагнозами!

ГИПЕРКИНЕТИЧЕСКИЙ СИНДРОМ У ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Ребенок, если он здоров и выспался, - активное, подвижное существо. Мир постоянно дарит ему яркие новые впечатления, и надо успеть все это многообразие увидеть и потрогать. Отсюда - особый ритм восприятия, быстрота и живость реакций. Детям вообще свойственно особенное чувство времени: они каждый день переживают столько событий, сколько взрослому хватит на целый месяц.

Но у некоторых детей двигательная активность и скорость переключения внимания достигают такой выраженности, что мешают развитию, нарушают общение и обучение. Самые разные нарушения психической деятельности могут иметь « фасад » в виде беспокойства и излишней активности. Те состояния, в которых чрезмерная активность ребенка является главным признаком неблагополучия, выделяются особым образом. Они получили название гиперактивности с дефицитом внимания, также их называют гиперкенетическим или гипердинамическим синдромом. А таких детей называют гиперативными или «шустриками». Что же это за нарушение?

«Активный » - от латинского « activus » - деятельный, действенный.

«Гипер» - от греческого « Hyper » - над, сверху - указывает на превышение нормы. Гиперактивность - чрезмерная активность, слабый контроль побуждений. Проявляется несвойственными для нормального, соответствующего возрасту, развития ребенка невнимательностью, отвлекаемостью и импульсивностью.

Большинство исследователей выделяют три блока проявления гиперактивности (Шевченко Ю.С., Заваденко Н.Н.): дефицит внимания, повышенная двигательная активность, импульсивность. Проявления «гиперкинетического синдрома» можно разделить на две группы:

1. Первичные нарушения:

    сочетание чрезмерной активности в поведении, трудной управляемости и явно выраженной невнимательностью;

    недостаток терпения при выполнении заданий, требующих умственных усилий;

    тенденция к неожиданной и быстрой смене деятельности без доведения, начатого до конца;

    хаотичная, недостаточно контролируемая двигательная активность;

    раннее проявление (отклонения проявляются в первые пять лет жизни).

2. Вторичные нарушения:

    импульсивность, агрессивность;

    нарушение правил;

    снижение познавательных способностей;

    трудности во взаимоотношениях со сверстниками;

    заторможенность в развитии двигательных навыков и речи;

    демонстративное, асоциальное поведение;

    чувство страха, тревога, негативизм;

    низкая самооценка.

Также у таких детей проявляются поведенческие особенности:

    беспокойство (69,7 % детей);

    невротические проявления (69,7 %);

    нарушения сна (46,3 %);

    нарушение аппетита (35,9 %);

    навязчивые движения.

Гиперактивность проявляется с первых дней жизни: повышенный мышечный тонус, чувствительность к раздражителям, капризы, возбудимость и т.д. Пики проявления синдрома: в 1-2 года, в 3 года, в 6 - 7 лет. Синдрому более подвержены мальчики. Это обусловлено более высокой уязвимостью плода мужского пола к вредным воздействиям во время беременности и родов.

Этиология и патогенез (причины и механизмы развития) синдрома дефицита внимания окончательно не выяснены, несмотря на большое количество исследований. В настоящее время выделяют три основных блока причин возникновения гиперактивности:

        генетические факторы (57 %);

        повреждения ЦНС плода во время беременности и родов (84 %);

        психосоциальные воздействия (63 %).

Точная диагностика этого состояния не так проста т.к. всем детям свойственна высокая двигательная активность, а внимание у детей становится относительно устойчивым лишь к 4 - 5 годам. Следует иметь в виду, что данный синдром часто встречается в рамках задержки психического развития, что не диагностируется как самостоятельная патология. Для постановки диагноза необходимо прослеживание симптомов синдрома на протяжении не менее 6 месяцев. Симптомы должны проявиться до 7 лет и сопровождаться психологической дезадаптацией. Поставить диагноз может только врач.

Диагностика гиперактивности должна базироваться на сборе анамнеза путем опроса родителей и анкетирования педагогов.Наблюдение и диагностика проводятся по трем основным направлениям:дефицит внимания; гиперактивность; импульсивность.

Для постановки диагноза необходимо наличие следующих симптомов:

      Шести или более из перечисленных симптомов невнимательности и гиперактивности, которые проявляются на протяжении 6 и более месяцев и выражены настолько, что свидетельствуют о недостаточной адаптации и несоответствии нормальным возрастным характеристикам.

      Трех или более из перечисленных признаков импульсивности.

      Симптомы возникают в возрасте ребенка до 7 лет.

    Проблемы, обусловленные симптомами, возникают в двух или более видах окружающей обстановке (дома и в детском саду).

    Имеются убедительные сведения о клинически значимых нарушениях в социальных контактах или обучении.

Представим симптомы дефицита внимания:

    Ребенок часто не способен удерживать внимание на деталях; из-за небрежности, легкомыслия допускает ошибки в обучающих заданиях и других видах деятельности.

    Ребенок нуждается в тихой спокойной обстановке, не способен к работе и к возможности сконцентрировать внимание.

    Складывается впечатление, что ребенок не слышит обращенную к нему речь.

    Ребенок не заканчивает то, что начал.

    Испытывает сложности в организации самостоятельной деятельности.

    Ребенок избегает, выражает недовольство, сопротивляется выполнению заданий, требующих длительного сохранения умственного напряжения.

    Часто теряет вещи.

    Легко отвлекается на посторонние стимулы.

    Часто переспрашивает.

Симптомы гиперактивности:

    Часто наблюдаются беспокойные движения кистей и стоп; сидя на стуле вертится, крутится.

    Может встать с места в тех ситуациях, когда нужно оставаться на месте.

    Проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, лезет на мебель.

    Все делает с шумом.

    Чрезмерно болтлив.

    Ребенок все время что-то делает.

    Чаще бегает, чем ходит.

Симптомы импульсивности:

    Часто отвечает на вопросы, не задумываясь, не дослушав их до конца.

    С трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.

    Выкрикивает на занятиях, мешает другим.

    Ребенок чрезвычайно возбудим.

    Задевает других детей.

Охарактеризуем направления психологического сопровождения гиперактивных детей в условиях ДОУ. Синдром гиперактивности - патология, требующая своевременной диагностики и комплексной коррекции: медицинской, психологической,

педагогической. Психологическое сопровождение заключается в комплексном воздействии на ребенка разных специалистов: врача, психолога, педагогов и конечно родителей. Все вместе они создают индивидуальную коррекционную программу помощи гиперактивному ребенку.

Врач, наблюдающий за ребенком, устанавливает диагноз, разъясняет родителям причины возникновения гиперактивности, назначает необходимое медикаментозное (препараты: снижающие двигательную активность; позволяющие быть более внимательным; помогающие лучше воспринимать и перерабатывать информацию) и не медикаментозное лечение (траволечение, массаж, ванны с солями, ароматерапия).

Психолог, также проводит с родителями разъяснительную работу, объясняя, что необычность поведения их ребенка - не результат дурного характера или неподходящего темперамента, не упрямство, а специфическая особенность психики, обусловленная определенными нарушениями деятельности нервной системы ребенка. Проводит психологическую коррекцию эмоциональной сферы и поведения ребенка по трем направлениям: развитие дефицитарных функций (внимания, контроля поведения, двигательный контроль); отработка конкретных навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками; работа с гневом.

Педагог осуществляет процесс обучения ребенка, учитывая его индивидуальные особенности развития и поведения, семейную обстановку. Родители, обеспечивают общий эмоционально - нейтральный фон развития и обучения ребенка. Отслеживают эффективность проводимого лечения.

Первая группа - изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку:

    помните, что поступки детей не всегда умышленны;

    проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании, избегайте чрезмерной мягкости и завышенных требований к ребенку;

    сдерживайте свои бурные реакции, когда вы недовольны поведением ребенка;

    избегайте слов «нет» и «нельзя»;

    стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии;

    выслушивайте до конца то, что хотел сказать ребенок;

    не связывайте негативную форму поведения ребенка с его личностью, постоянно внушайте ему, что вы его любите;

    все старания ребенка надо сразу поощрять;

Вторая группа - изменение психологического микроклимата в семье:

    уделяйте ребенку каждый день достаточно внимания;

    проводите досуг всей семьей;

    не допускайте ссор в присутствии ребенка;

Третья группа - организация режима дня и окружающей среды;

    постарайтесь выделить для ребенка « собственную территорию » для игр и занятий;

    организация жизни должна действовать успокаивающе, меньше раздражителей;

    определите для ребенка круг обязанностей и следите за его выполнением;

    установите твердый распорядок дня для всех членов семьи;

    показывайте ребенку, как нужно работать не отвлекаясь;

    избегайте больших скоплений людей и шумных игр;

    помните, что переутомление ведет к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности;

    друзей желательно иметь не много и не гиперактивных;

    для выработки усидчивости, приучайте ребенка играть в тихие игры;

    помните, ребенок может делать только одно посильное ему задание, инструкции должны быть четкими и короткими;

Четвертая группа - особая поведенческая программа.Необходимо следовать определенной системе поощрений и наказаний, она должна быть обширной и гибкой. Можно использовать знаковую или бальную систему, вести дневник самоконтроля.

1. Изменение окружения:

    изучите нейропсихологические особенности детей;

    работу с гиперактивными детьми стройте индивидуально, всегда держите его перед глазами;

    включайте физминутку в каждое занятие;

    разрешайте гиперактивному ребенку вставать каждые 20 минут;

    направляйте его двигательную энергию в полезное русло: раздать карандаши, принести книгу и т.д.;

    предоставьте ребенку возможность быстро обращаться к вам за помощью.

2. Создание положительной мотивации на успех:

    введите знаковую систему оценки;

    хвалите ребенка за малейшие достижения;

    избегайте завышенных или заниженных требований;

    используйте элементы игры и соревнования;

    давайте задания соответствующие возможностям ребенка;

    большие задания разбивайте на последовательные части, контролируйте выполнение каждой из них;

    создавайте ситуации, в которых ребенок может показать себя экспертом;

    игнорируйте негативные поступки и поощряйте позитивные;

    стройте процесс обучения на позитивных эмоциях;

    помните, с ребенком легче договориться, чем сломить его.

3. Коррекция негативных форм поведения:

    регулируйте взаимоотношения со сверстниками;

    обучайте социальным нормам и навыкам общения;

    применяйте позитивный физический контакт (возьмите ребенка за руку, погладьте по голове, прижмите к себе).

4. Регулирование ожиданий - объясняйте родителям и окружающим, что положительные изменения наступят, не так быстро, а улучшение состояния ребенка зависит не только от специального лечения и коррекции, но и от спокойного последовательного отношения к ребенку.

При соблюдении необходимых условий и учете индивидуальных особенностей гиперактивных детей, деятельность с ними будет более эффективна, а их поведение более адекватно.

М.П. Кузьмичева

АГРЕССИВНОСТЬ – ОДНА ИЗ ПРОБЛЕМ

РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В наше время агрессивным называют человека, стремящегося морально и физически подавить других людей, добиться своих целей средствами насилия, а порой и просто проявляющего насилие по отношению к окружающим.

Агрессивное поведение нередко приносит ощутимые результаты, т.е. человеку удается силой отстоять свои интересы и заставить других подчиниться, но в долговременном плане это тупиковый путь. Агрессивный человек, в конце концов, оказывается одиноким, окруженным страхом, недоверием и неприязнью. Никто не хочет, чтобы его ребенок рос беспомощным и зависимым, Но излишняя жестокость поведения, склонность к враждебным, насильственным действиям весьма настораживают. Конечно, ребенок должен уметь за себя постоять, Но не хотелось бы, чтобы в жизнь он вошел, привычно приняв боевую стойку.

К сожалению, на мой взгляд, в последнее время агрессивных детей становится больше. По моим наблюдениям ребята все чаще не умеют отстаивать свои интересы, в споре не способны находить адекватные аргументы, поэтому кричат, отнимают спорную вещь, ругаются, хитрят, плачут. Такие дети не умеют проигрывать, а если это случается, злятся, обижаются, отказываются от игры, при этом неудачи надолго выбивают их из колеи. Педагогам известно, чтобы лучше узнать ребенка, нужно понаблюдать за его игрой. В игре ребенок воспроизводит те отношения, в которых, он живет, в игре раскрываются страхи и мечты ребенка. Многие дети охотно принимают на себя роли явно отрицательных персонажей.

С одной стороны - это связано с тем, что многие отрицательные герои мультфильмов (особенно западных) более успешны, могущественны и поэтому более привлекательны для ребенка. Они очень активны, с ними происходит много интересного, они всегда находятся в гуще событий. Даже профессиональные актеры признают, что злодеев играть интереснее. С другой стороны, для многих детей роль отрицательного персонажа в игре – это возможность попробовать побыть плохим, злым, агрессивным и тем самым избежать подобного поведения в жизни. Но если ребенок всегда предпочитает роли злодеев, а его поведение в игре почти ничем не отличается от поведения в реальной жизни, это не может не насторожить.

Конечно, огромную роль на формирование детских предпочтений, формирующих взаимоотношение дошкольников со сверстниками, играет телевидение, журналы, компьютерные игры. Современным родителям очень сложно выдержать соперничество со средствами массовой информации, оказывая воздействие на социальное развитие своих детей. В телепередачах, которые являются для ребенка мощным источником информации, физическое насилие показывают особенно часто. Агрессия телевизионных и компьютерных героев часто награждается, а положительные персонажи бывают так же агрессивны, как и преступники. Психологи считают, что телевизионное насилие особенно усиливает вероятность агрессивных реакций у тех, кто и так склонен к агрессии.

Не надо пытаться полностью оградить ребенка от отрицательных переживаний. В повседневной жизни избежать гнева, обид или столкновения с жестокостью невозможно. Важно научить детей противостоять агрессором, не уподобляясь им. Однако если родители любят смотреть фильмы ужасов и боевики – ребенок тоже их полюбит. Часто, приходя в д/сад, ребенок с порога начинает рассказывать сюжет фильма, который он посмотрел накануне. Из сбивчивого рассказа понимаешь, что данный боевик явно не рекомендован для семейного просмотра ни по содержанию, ни по времени, в которое он шел. Увлеченные родители, к сожалению, порой совершенно не задумываются, что такие фильмы травмируют психику и сознание ребенка.

Один мальчик рассказывал мне, как он с папой, сидя у компьютера, развлекался игрой, где зарабатывались баллы в виде денег за каждого убитого солдата. Хочется верить, что это не типичный случай для большинства родителей, но не ошибусь, если скажу, что для некоторых (особенно пап) увлечение жестокими зрелищами в присутствии детей стало нормой. К сожалению, часто родители не считаются с возрастными особенностями и нравственными потребностями ребенка, забывают, что жизненные устои формируются и закладываются в семье. Только личным примером, развивая у ребенка сочувствие, сопереживание, стремление помогать тем, кто слабее, можно противостоять волне агрессии, захлестывающей детей с экранов телевизоров и мониторов компьютеров.

Есть и другая проблема семейного воспитания. Если в семье, особенно со стороны матери, ребенку недостает любви, заботы, внимания, т.е. нет эмоционального контакта, то он будет пробовать различные способы, чтобы компенсировать это. На хорошие поступки такие родители обычно не реагируют, принимая их как должное, а вот на агрессивные поступки ребенка, которые нарушают их собственное состояние или каким-то образом затрагивают мнение окружающих о них, реагируют быстро и эмоционально. Ребенок может быть наказан, ему может быть обидно и больно, но он привлек к себе внимание взрослых (причем ребенок это не осознает) и постепенно родители сами закрепляют негативное поведение детей. Кроме того, дети, во время наказания тоже переживают гнев (и по отношению к родителям, и по отношению к себе), который приводит к ответной агрессии. Не видя ласки, сочувствия, сопереживания к себе, дети из таких семей не обучаются этим чувствам, что способствует формированию агрессивной личности.

Таким образом, совершенно очевидно, что для профилактики детской агрессивности очень важно культивировать в семье атмосферу теплоты, заботы и поддержки. Чувство защищенности и уверенности в родительской любви способствует более успешному развитию ребенка. Необходимо быть последовательным в своих действиях к детям. Наибольшую агрессию проявляют те дети, которые не знают, какую реакцию родителей вызовет их поведение на этот раз. Требования к детям, должны быть разумны, а на их выполнении надо настаивать, ясно давая детям понять, чего от него ждут. Важно помочь ребенку научиться владеть собой, развивать у него чувство контроля. Дети должны знать о возможных последствиях своих поступков и о том, как их действия могут быть восприняты окружающими. К тому же у них всегда должна быть возможность обсудить спорные вопросы с родителями и объяснить им причины своих поступков - это способствует развитию чувства ответственности за свое поведение.

Ребенок имеет право выражать свои отрицательные эмоции, но делать это не с помощью визга или тумаков, а словами. Надо сразу дать понять ребенку, что агрессивное поведение никогда не приносит выгоды. Ни в коем случае не обзывайте ребенка глупым, тупым и т.д. – он будет так же вести себя с другими детьми. Чем будет больше агрессии с вашей стороны, тем больше враждебности зародится в душе ребенка. Родители могут научиться управлять поведением своих агрессивных детей, для этого следует: обращать особое внимание на игры ребят, быть готовым выслушивать ребенка, следить за тем, какой пример вы подаете ребенку. Если он судит других людей, награждает их «ярлыками», возможно, он повторяет ваши слова.

Характерно, что дети из тех семей, где царят ровные, доброжелательные отношения, где родители способны учитывать происходящие в ребенке перемены и здраво реагировать на них, как правило, не склонны к агрессии. Так что, какой бы объяснительной гипотезе мы не отдали предпочтение, вывод достаточно ясен. Агрессивность – это болезнь не ребенка, а той среды, в которой он формируется и растет. Верно сказано: «Нам не дано улучшить ту семью, в которой мы выросли, но нам по силам улучшить ту семью, в которой растут наши дети. Любой педагогический совет может быть лишь комментарием к этому девизу.

На российском рынке. Психология ... актуальной ? Что такое научный потенциал? Какими обстоятельствами обусловлена необходимость нового подхода к проблеме ...

  • М инистерство образования и науки российской федерации (10)

    Документ

    Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Орский... практической конференции по актуальным проблемам образования в школе и... природе большая редкость. Известный российский психолог В. Д. Шадриков отметил в...

  • М инистерство образования и науки российской федерации (2)

    Научно-методический журнал

    ...) Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Орский гуманитарно... Сударчикова Л. Г. К проблеме доформирования эмоциональной сферы социально... музыкой. Актуальное развитие отечественной психологии подтвердило...

  • М инистерство образования и науки российской федерации (6)

    Документ

    ... Актуальные проблемы региональной истории Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию ... П. Тугаринова, М. С. Когана, А. Г. Спиркина и др.; психологов Л. С. Выготского, К. К. Платонова, А. В. Петровского, Л. ...

  • Гиперкинетический синдром (ГС) у взрослых пациентов является достаточно сложным медицинским диагнозом, связанным с неврологией. Лечение этой патологии требует комплексного подхода. В статье мы рассмотрим основные симптомы этого заболевания, особенности его проявления, а также известные на сегодняшний день способы лечения. При этом диагноз "гиперкинетический синдром", поставленный ребенку, подразумевает нарушения в психосоматике и имеет совершенно отличную от ГС у взрослых природу.

    Что означает этот диагноз, поставленный взрослому пациенту?

    В неврологии гиперкинетический синдром у взрослых пациентов рассматривается скорее как симптом и проявление некоторых неврологических болезней, чем как самостоятельный диагноз. Как правило, под этой медицинской патологией, которая наблюдается у взрослых пациентов, подразумевают все виды непроизвольных, излишних, насильственных движений, которые происходят с органами, конечностями, различными частями тела, независимо от желания и воли самого пациента.

    Другими словами, можно сказать, что это ─ непроизвольное повышение двигательной активности и проявление возбуждения, которое сопровождается экспрессивными и непроизвольными движениями, жестами, мимикой.

    Причины возникновения ГС

    Причины гиперкинетического синдрома и его первоначального возникновения, несмотря на развитие медицины, на сегодняшний день окончательно не изучены и не установлены. Было доказано, что во время проявления этого синдрома в организме наблюдаются нарушения обменных процессов в нейромедиаторах нейронов головного мозга. В результате этого процесса в мозге происходит избыточная выработка катехоламинов и дофамина и наблюдается параллельная нехватка глицина и серотонина.

    Этот синдром может проявляться при различных неврологических заболеваниях. Также известно, что при сильных интоксикационных отравлениях, инфекционных и сосудистых заболеваниях и при ряде других патологических факторов гиперкинетический синдром способен оказывать симптоматическое воздействие на мозг человека (гиперкинез). То, в каком виде проявляется ГС внешне, напрямую зависит от части мозга, на которую он воздействует.

    Тремор - не просто трясущиеся руки

    Тремором принято называть состояние, при котором наблюдается непроизвольная тряска руками. На самом деле в неврологии под понятием «тремор» понимают ритмичное дрожание любых частей тела. При гиперкинезе стволового уровня мозга часто встречается тремор рук, нижней челюсти и головы. Реже можно встретить тремор ног.

    Это явление может быть спровоцировано обычными физиологическими факторами - это эмоциональная нагрузка, усталость. Но часто тремор является симптомом неврологических патологий. Динамичный тремор может указывать на развитие рассеянного склероза и различных полиневропатий.

    Нервный тик - частое проявление ГС

    Гиперкинетический синдром, симптомы которого могут быть разнообразными и зависят от того, какой уровень мозга был подвергнут гиперкинезу, часто проявляется нервным тиком. Он может иметь как острый, так и хронический характер и часто проявляется у детей и подростков. Это явление зачастую выражается непроизвольным подергиванием века, на которое человек никак не может повлиять. Но в случае гиперкинеза стволового уровня мозга тик распространяется не только на веко. Он может поражать нижнюю часть лица, плечи, шею, и даже туловище. Такое проявление ГС может быть симптомом энцефалопатии, вызванной отравлением угарным газом, малой хореи либо передозировки медицинских препаратов.

    Различные формы проявления у взрослых этого синдрома

    Кроме наиболее часто встречающегося у пациентов тремора и нервного тика, ГС может проявляться и в других формах.

    Если гиперкинез влияет на стволовой уровень мозга, внешне ГС имеет такие проявления:


    Проявления ГС при воздействии на подкорковый и подкорково-корковый уровни мозга

    Существуют различные проявления ГС при гиперкинезе подкоркового и подкорково-коркового уровней мозга, в том числе:

    1. Хорея - отличается неритмичными и очень быстрыми непроизвольными движениями мышц конечностей, лица и языка. Может усиливаться и ярко выражаться, когда человек пытается произвести целенаправленное движение либо сильно волнуется. Чаще всего встречается у подростков и детей.

    Известные методы лечения

    В неврологии для уменьшения всех проявлений ГС используют мягкие седативные средства. Предпочтение отдают натуральным препаратам - это пустырник, корвалол, корень валерианы. При сильных и частых проявлениях ГС могут использоваться более сильные лекарственные средства − транквилизаторы (нозепам, сибазон), антидепрессанты и нейролептики.

    Гиперкинетический синдром у детей ─ что это значит?

    Диагнозы с одинаковым названием ГС поставленные взрослому пациенту и ребенку, подразумевают разные патологии. Если в первом случае имеются в виду психосоматические разлады, которые сопровождаются повышенной возбужденностью и непроизвольной активностью движений, то в случае с детьми этот диагноз подразумевает расстройства в психологических и поведенческих сферах.

    Термин «Гиперкинетический синдром у детей» относят к ряду психоэмоциональных расстройств. Единого мнения относительно причин возникновения этой проблемы нет, но самые популярные версии, которые, по мнению медиков, могут спровоцировать развитие у ребенка ГС, мы рассмотрим далее.

    Гиперкинетический синдром у детей: симптомы и проявление

    У детей это расстройство проявляется через сильную, ярко выраженную активность, когда ребенок не может и минуты посидеть спокойно, а постоянно суетится. Первые признаки этого расстройства становятся заметны уже в раннем возрасте, до 5 лет.

    Ребенок легко травмируется внешними факторами - шумом, светом, проявляет излишнюю чувствительность. Находясь в кроватке, ребенок проявляет чрезмерную активность, его сон − беспокойный и недолгий. Дети с этим синдромом не могут долгое время сидеть на одном месте - они проявляют беспокойство, повышенное возбуждение, совершают активные движения руками и ногами.

    В своем поведении ребенок проявляет чрезмерную импульсивность - любит прерывать других, не способен дождаться своей очереди во время разных игр, демонстрирует нетерпимость и неуравновешенность.

    В психиатрии такой детский гиперкинетический синдром имеет несколько синонимов - «дефицит внимания с гиперактивностью» и «гиперкинетическое расстройство». Связанно это с тем, что в школьном возрасте, кроме излишней активности и вспыльчивости, проявляется более серьезная проблема - неспособность к концентрации и восприятию новой информации. Ребенок не может сфокусироваться на чем-то, его постоянно что-то отвлекает, то есть у него наблюдается дефицит внимания. Результат - различные задержки в развитии.

    Причины возникновения гиперактивности у детей

    Согласно одной из теорий, спровоцировать развитие ГС у ребенка может наличие мозговой дисфункции (замедленное развитие регулирующих структур мозга). Существуют также версии, что ГС могут вызвать различные патологии во время родов и беременности, перенесенные в раннем возрасте инфекции. Повлиять на развитие у ребенка ГС могут и перенесенные моральные травмы, стрессы. Также доказана генетическая склонность к этому расстройству. Если в семье родился ребенок с синдромом гиперактивности, вероятность того, что следующему ребенку будет поставлен такой же диагноз, составляет 92%.

    Медикаментозное лечение

    К сожалению, единого мнения относительно лечения гиперкинетического синдрома у детей на сегодняшний день нет. Медикаментозные препараты, которые используются в зарубежной практике, оказываются эффективными в 75-80% случаях, но механизм их действия и влияние на мозг ребенка до конца не изучены. Чаще всего назначают церебральные стимуляторы ("Цилерт", "Риталин"). Они оказывают седативное действие и призваны повысить эмоциональную устойчивость и способность сосредотачиваться.

    В отечественной медицинской практике предпочитают использовать ноотропные препараты и витамины группы B, которые призваны усилить мозговое кровообращение и активизировать созревание нервных клеток. В случаях гиперактивности, которая сопровождается излишней агрессией, детям могут назначать антидепрессанты и нейролептики.

    Огромное значение в борьбе с детским ГС имеют психологическая помощь, поддержка родителей и профессиональный подход педагогов к таким детям.

    Гиперкинетический синдром (ГС) объединяет все виды насильственных, непроизвольных, избыточных движений и встречается в клинике многих неврологических заболеваний. Патогенез этой патологии до конца не изучен. Установлено, что при ГС нарушается нейромедиаторный обмен преимущественно в структурах экстрапирамидной системы. Дисфункция специфических дофаминергических, ГАМК-эргических нейронов вызывает нарушение кортико-нигро-стрио-паллидарной системы. В результате в мозге наблюдается относительный избыток дофамина и катехоламинов, а также недостаток ацетилхолина, серотонина, глицина .

    ГС характеризуется значительным клиническим полиморфизмом и существенно различается по распространенности, симметричности, темпу, ритмичности, локализации и выраженности. В ряде случаев ГС — ведущее проявление самостоятельных, преимущественно врожденных неврологических заболеваний. Однако чаще ГС носит симптоматический характер вследствие воздействия на головной мозг инфекционных, сосудистых, токсических, гипоксических, метаболических и других патогенных факторов .

    Единой классификации ГС не существует. Предложенные классификации учитывают лишь один клинический признак. Существенное значение имеет предложенная систематизация ГС по уровню моторной интеграции .

    В зависимости от уровня поражения головного мозга выделяют три группы гиперкинезов:

    I. Гиперкинезы преимущественно стволового уровня: тремор, миоклонии, миоритмии, миокимии, тики, спастическая кривошея, лицевой гемиспазм, параспазм мышц лица. Их характерные особенности — стереотипность, ритмичность и относительная простота насильственных движений.

    II. Гиперкинезы преимущественно подкоркового уровня: атетоз, хорея, торсионная дистония, баллизм, интенционная судорога Рюльфа. Их общие черты — полиморфизм, аритмичность, сложность насильственных движений, наличие дистонического компонента.

    III. Подкорково-корковые гиперкинезы: миоклонус-эпилепсия, миоклоническая диссинергия Ханта, кожевниковская эпилепсия, общими чертами которых являются частая генерализация процесса и эпилептические припадки.

    Диагностика гиперкинетического синдрома

    Гиперкинезы преимущественно стволового уровня

    Тремор представляет собой ритмичное дрожание части тела и проявляется быстрыми, стереотипными колебаниями небольшой амплитуды. Встречается в любом возрасте. В клинической практике преобладает тремор рук, головы, нижней челюсти, реже встречается дрожание ног. Гиперкинез более выражен в периоде мышечной усталости, при волнении. Амплитуда дрожания зависит от окружающей температуры и контроля зрения. Тремор может быть физиологическим (при переутомлении, эмоциональной нагрузке), невротическим, возникать вследствие ряда соматических и неврологических заболеваний, а также при приеме некоторых лекарственных веществ (инсулин, адреналин, амфетамин, кофеин).

    Выделяют следующие варианты тремора:

    А. Тремор покоя (статический) — ритмичный, постоянный гиперкинез малой амплитуды, который наблюдается в покое, а при движениях ослабевает либо исчезает. Наиболее типичной локализацией являются дистальные отделы конечностей. Вначале тремор возникает только при волнении или незначительной физической нагрузке (удержание чашки, ложки). В развитой стадии болезни появляется дрожание кистей рук типа «катания пилюль» или «счета монет». Асимметричный тремор покоя характерен для болезни Паркинсона, двусторонний — для вторичного (сосудистого, постэнцефалитического, посттравматического) паркинсонизма.

    В. Тремор динамический (кинетический) отличается средней амплитудой. Встречается несколько его разновидностей:

    o постуральный тремор — при изменении положения тела (вытягивание рук вперед);

    o изометрический тремор — при произвольном мышечном сокращении (сжатие кисти в кулак);

    o интенционный (терминальный) тремор появляется или резко усиливается по амплитуде в конце направленного движения при приближении к цели (при выполнении пальце-носовой пробы) либо удержании конечности в фиксированном положении;

    o «task specific» тремор возникает только при выполнении высокоточных движений (письмо, игра на музыкальных инструментах, застегивание ювелирных украшений).

    Динамический тремор характерен для эссенциального тремора Минора, рассеянного склероза, оливопонтоцеребеллярной атрофии, различных полиневропатий, старческого возраста.

    С. Статодинамический тремор имеет признаки статического и динамического тремора, отличается большей амплитудой («взмах крыльев птицы»), меньшей частотой и наблюдается при гепатоцеребральной дегенерации или на поздней стадии паркинсонизма.

    Миоклонии представляют собой внезапные, кратковременные, беспорядочные, неритмичные сокращения отдельных мышечных пучков или мышечных групп, не приводящие к движению в соответствующем суставе. Различают позитивные (вследствие активного мышечного сокращения) и негативные (из-за падения мышечного тонуса) миоклонии. По распределению выделяют генерализованные, мультифокальные, сегментарные и фокальные миоклонии, при которых в процесс вовлекаются отдельные группы мышц (лица, языка, глаз, мягкого нёба). По механизму возникновения различают:

    o спонтанные миоклонии;

    o рефлекторные миоклонии, возникающие при внезапном звуке, вспышке света, прикосновении;

    o кинетические миоклонии (акционные, интенционные, постуральные).

    Вызвать миоклонии могут физиологические причины (испуг, интенсивная физическая нагрузка) и различные патологические состояния: болезни накопления (липидозы, синдром Тея—Сакса, болезнь Краббе), вирусные энцефалиты, метаболические, токсические, лекарственные энцефалопатии, дегенеративные заболевания, медленные инфекции (болезнь Крейтцфельдта—Якоба), стереотаксические операции.

    Миоритмии — вариант миоклоний, локализованных в определенной мышце или мышечной группе, которые характеризуется постоянным ритмом. Встречаются миоритмии мягкого нёба и гортани (синдром Фуа—Хиллемана), глотки, языка, голосовых складок, диафрагмы при энцефалитах Экономо, рассеянном склерозе, стволовом инсульте.

    Миокимии отличаются постоянными или периодическими сокращениями отдельных мышечных волокон без перемещения сегмента конечности. Возникновение миокимий обусловлено повышением возбудимости мотонейронов передних рогов спинного мозга. Этот вид гиперкинеза наблюдается при тиротоксикозе, анемии, вертеброгенных радикулопатиях либо неврозе, проявляющемся избирательным сокращением век.

    Тики — это внезапные отрывистые, повторяющиеся движения, напоминающие определенные карикатурные произвольные движения, которые отличаются непреодолимым характером. В основе тика лежит кратковременное сокращение мышцы, вызывающей данное движение. Гиперкинезы чаще возникают в детском или юношеском возрасте. Тики могут быть простыми (стереотипными) и сложными (многовариантными). По течению тики разделяют на острые (после психотравмирующих ситуаций), персистирующие (сохраняются на протяжении нескольких лет), хронические (в течение всей жизни). Гиперкинезы периодически могут мигрировать и меняться по интенсивности. По локализации частота тиков убывает от верхней части лица к нижним конечностям. Наиболее распространенные тики — моргание, тики нижней части лица, шеи, плеч, туловища и конечностей. Причинами тиков могут быть постэнцефалический паркинсонизм, постгипоксическая энцефалопатия (отравление угарным газом), малая хорея, передозировка некоторых лекарственных средств (ДОФА-препаратов, психостимуляторов, нейролептиков). Самостоятельной нозологической формой является генерализованный тик (болезнь Жилль де ла Туретта), в основе которого лежат сложные гиперкинезы и локальные тики.

    Спастическая кривошея (цервикальная дистония) представляет собой локализованный гиперкинез, при котором напряжение мышц шеи приводит к насильственному повороту головы. Болеют чаще мужчины 25—35 лет. Дебют заболевания возможен в трех вариантах: постепенное, острое развитие и с предшествующим болевым синдромом в заднешейных мышцах. В зависимости от направления движения головы выделяют антеколлис (наклон или выдвижение головы вперед), ретроколлис (отклонение головы назад) и латероколлис (поворот головы в сторону). По характеру гиперкинеза различают тоническую, клоническую и смешанные формы заболевания. В процесс, как правило, вовлекаются все мышцы шеи, но наиболее часто — грудино-ключично-сосцевидная, трапециевидная, ременная мышцы. На начальном этапе возвращение головы в срединное положение возможно самостоятельно, гиперкинез усиливается только при ходьбе, а во время сна отсутствует. По мере прогрессирования болезни выведение головы становится возможным только при помощи рук. Для этого этапа характерны корригирующие жесты (заметное уменьшение гиперкинеза при легком прикосновении к определенным участкам лица). Дальнейшее прогрессирование приводит к невозможности самостоятельного поворота головы, гипертрофиям пораженных мышц и вертебральным корешковым компрессионным синдромам. Спастическая кривошея бывает врожденной, встречается при гепатоцеребральной дегенерации, болезни Галлервордена—Шпатца либо может быть самостоятельной нозологической формой. У части больных происходит трансформация спастической кривошеи в торсионную дистонию.

    Лицевой гемиспазм (болезнь Бриссо) характеризуется приступообразными и стереотипными сокращениями мимических мышц в зоне иннервации лицевого нерва. На начальных стадиях заболевания гиперкинез ограничивается круговой мышцей глаза, что проявляется тонико-клоническим смыканием век (блефароспазмом). В последующем гиперкинез может распространиться на другие мимические мышцы и подкожную мышцу шеи. Приступы лицевого гемиспазма провоцируются разговором, едой, эмоциями или появляются спонтанно, часто сопровождаясь синкинезиями мышц на противоположной стороне лица. Возможен двойной гемиспазм лица, характеризующийся несинхронностью сокращения обеих его половин. Лицевой гемиспазм может быть самостоятельной нозологической формой. Причиной его развития также являются опухоли, аневризмы мосто-мозжечкового угла либо раздражение корешка лицевого нерва ветвями базилярной артерии.

    Параспазм мышц лица (синдром Брейгеля, синдром Мейжа) чаще возникает в возрасте 50—60 лет и проявляется частым непроизвольным морганием, затем присоединяется тонический или тонико-клонический гиперкинез мышц орбитальной области со стойким смыканием век. В дальнейшем в процесс вовлекаются другие мышцы лица, глотки, языка, нижней челюсти (оромандибулярная дистония). На поздних стадиях может отмечаться нарушение звучности голоса, плавности речи и дизартрия. Гиперкинез возникает спонтанно, иногда провоцируется при улыбке, приеме пищи, разговоре, эмоциональном напряжении. Параспазм может наблюдаться при постэнцефалитическом паркинсонизме, детском церебральном параличе, гепатоцеребральной дегенерации, синдроме Стила—Ричардсона—Ольшевского либо бывает самостоятельной нозологической формой.

    Гиперкинезы преимущественно подкоркового уровня

    Атетоз характеризуется медленными, несинхронными, вычурными движениями примущественно в дистальных отделах конечностей («движения яванских танцовщиц»). В зависимости от распространенности выделяют монотип, гемитип, двойной атетоз. Распространение гиперкинеза на мышцы лица проявляется насильственным искривлением губ и рта. Поражение мышц языка может вызывать изменение фонации и артикуляции (атетозная дизартрия). Эмоциональные раздражители усиливают гиперкинез, во сне он исчезает. Атетоз как симптом встречается при детском церебральном параличе, гепатоцеребральной дистрофии, гипоксической энцефалопатии, в постинсультном периоде. Двойной атетоз (болезнь Гаммонда) представляет собой самостоятельное наследственное заболевание.

    Хорея проявляется быстрыми аритмичными движениями мышц языка, лица, туловища, конечностей, нарастающими при волнении или попытке произвести целенаправленное движение. Болеют чаще дети и подростки. Гиперкинез сопровождается гримасничаньем, неожиданными резкими, размашистыми сгибательно-разгибательными и вращательными движениями конечностей, головы, туловища. Амплитуда гиперкинеза усугубляется низким мышечным тонусом в конечностях. При ходьбе хорея усиливается, шаги становятся неравномерными, походка пританцовывающей. В связи с непрерывным характером гиперкинеза больной не может говорить, есть, сидеть, ходить. Попытки произвольной задержки приводят только к усилению гиперкинеза. Возможно сочетание хореи с атетозом. Такой гемихореоатетоз одной половины тела встречается при нарушении кровообращения в бассейне a. talama perforata profunda. Хореический гиперкинез характерен для малой хореи (болезнь Сиденгама), хореи Гентингтона, старческой хореи и хореи беременных.

    Торсионная дистония проявляется чередованием мышечной гипотонии и экстрапирамидной ригидности, что приводит к медленным, однотипным вращательным (дистоническим) движениям в той или иной части тела. Характерной особенностью данного гиперкинеза является дистоническая поза, в которой остается больной, если мышечное сокращение длится более 1 минуты. По особенностям распределения выделяют пять возможных вариантов торсионной дистонии: фокальная, сегментарная, мультифокальная, генерализованная и гемидистония. Фокальная дистония захватывает одну часть тела и может проявляться дистоническими движениями в кисти (писчий спазм) или стопе (стопная дистония). Сегментарная дистония охватывает две или более части тела, переходящие друг в друга (шея, надплечье, рука). Генерализованная дистония проявляется дистоническими движениями во всем теле или частях тела, не переходящих друг в друга (левая рука и правая нога), и позвоночнике. Торсионная дистония может быть синдромом гепатоцеребральной дегенерации, постэнцефалитического паркинсонизма, дегенеративных заболеваний, пос-тгипоксической и дисметаболической (печеночной) энцефалопатии. Торсионная дистония (болезнь Тиена—Оппенгейма) является также самостоятельным наследственным заболеванием.

    Баллизм характеризуется быстрыми размашистыми, бросковыми, вращательными движениями в туловище и конечностях. Гиперкинез усиливается при эмоциональном напряжении, произвольных движениях, сохраняется в покое и исчезает во сне. Мышечный тонус снижен. Возможны варианты гемибаллизма, при которых гиперкинез более выражен в руке. Этиологической причиной баллизма наиболее часто являются сосудистые нарушения в бассейне таламо-перфорирующей артерии (вертебрально-базилярная система), а также стереотаксические операции у больных паркинсонизмом.

    Интенционная судорога Рюльфа представляет собой самостоятельное наследственное заболевание, которое проявляется тонической или тонико-клонической судорогой в мышце при ее неожиданном сокращении. В ряде случаев мышечная судорога может распространяться на остальные мышцы этой же половины тела. Продолжительность приступа — в среднем 10—15 с, сознание в момент приступа сохранено. Между приступами больной ощущает себя здоровым.

    Подкорково-корковые гиперкинезы.

    Миоклонус-эпилепсия проявляется внезапными, периодическими, неритмичными сокращениями чаще мышц конечностей, иногда переходящими в судорожный припадок с кратковременной потерей сознания. Гиперкинез характеризуется малой амплитудой, значительно усиливается при резких движениях и исчезает во сне. Миоклонус-эпилепсия может быть синдромом клещевого энцефалита, ревматизма, отравления свинцом или являться самостоятельным наследственным заболеванием (болезнь Унферрихта—Лундборга).

    Миоклоническая мозжечковая диссинергия Ханта — самостоятельное наследственное заболевание, которое проявляется в возрасте 10—20 лет. Болезнь начинается с миоклоний и интенционного тремора в руках, к которым позже присоединяются атаксия, диссинергия, нистагм, скандированная речь, снижение мышечного тонуса. Течение заболевания прогрессирующее.

    Кожевниковская эпилепсия проявляется миоклоническими гиперкинезами чаще в кисти и мышцах лица. Гиперкинез отличается постоянством, стереотипностью, строгой локализованностью, большой амплитудой, непрерывностью, частым возникновением во сне и усилением при выполнении точных движений. На стороне гиперкинеза возможны гипотрофии пораженных мышц, их слабость и развитие миогенных контрактур. В классическом варианте кожевниковская эпилепсия описана как форма хронического клещевого энцефалита.

    Дифференциальная диагностика гиперкинетического синдрома

    ГС нередко требует дифференцирования с проявлениями различных форм (истерического, обсессивно-компульсивного) невроза. Задача усложняется тем, что у больных ГС в процессе заболевания всегда присоединяются невротические симптомы. Отличительными особенностями невротического гиперкинеза являются следующие:

    o развитие гиперкинезов (или их усугубление) вслед за психотравмирующей ситуацией;

    o зависимость выраженности гиперкинезов от присутствия «зрителей»;

    o манерность, утрированный характер поз и движений;

    o вариабельность и смена гиперкинеза за короткое время у одного больного;

    o выраженные вегетативные реакции и другие невротические симптомы;

    o отсутствие изменений мышечного тонуса.

    Лечение гиперкинетического синдрома

    Терапия ГС является сложной и до конца не решенной задачей. Лечение ГС может носить патогенетический (коррекция нейромедиаторных нарушений в экстрапирамидной системе) и симптоматический характер. Выделяют консервативное и оперативное лечение. Основу консервативной терапии ГС составляет медикаментозное лечение. Его важнейшими принципами являются индивидуальность в подборе дозы, кратности приема препарата и длительности его назначения. Оптимальная доза подбирается постепенно и осуществляется в пределах «фармакотерапевтического окна», т. е. достижения клинического эффекта без его побочного действия. В ряде случаев положительным результатом лечения считается не полное устранение гиперкинеза, а появление у больного возможности произвольного контроля за его возникновением . Поддерживающая доза должна быть минимальной и периодически подвергаться переоценке. Выбор группы антигиперкинетических препаратов во многом зависит от вида и формы гиперкинеза, но в большинстве случаев осуществляется ex juvantibus .

    Основные группы антигиперкинетических средств

    Антиацетилхолинергические средства (холинолитики). Механизм их действия связан со снижением функциональной активности холинергических систем. Отмечен их умеренный положительный эффект при треморе покоя, миоклониях, некоторых фокальных формах торсионной дистонии (писчий спазм). Наиболее часто применяется циклодол (паркопан) по 1—2 мг три раза в сутки. К числу побочных действий препаратов относятся сухость во рту, запоры, задержка мочеиспускания, ухудшение аккомодации, развитие психомоторных нарушений. Холинолитики следует с осторожностью применять у мужчин с аденомой простаты, у лиц с глаукомой и в пожилом возрасте.

    Агонисты дофаминовых рецепторов непосредственно стимулируют специфические дофаминовые рецепторы и обеспечивают равномерный синтез и высвобождение дофамина. Одним из препаратов данной группы, умеренно воздействующих на статический тремор, является мирапекс. Лечение целесообразно назначать с малых доз с постепенным наращиванием до 1,5 г/сут в три приема. К числу побочных эффектов препарата относят ортостатическую гипотензию, тошноту, нарушение сна.

    ДОФА-содержащие препараты представляют собой метаболические предшественники дофамина. Их эффективность при ГС не столь велика, как при паркинсонизме. Применяют наком (мадопар, синимет) при спастической кривошее, торсионной дистонии, начиная с малой дозы 62,5 мг, два раза в день. При положительных результатах доза постепенно увеличивается до 500—750 мг, разделенных на три приема. К числу побочных свойств препаратов относятся тошнота, ортостатическая гипотензия, психотические нарушения, дискинезии и моторные флюктуации.

    Антагонисты дофаминовых рецепторов (нейролептики) влияют на избыточную дофаминергическую активность путем блокирования постсинаптических дофаминовых рецепторов. Препараты широко используют для лечения различных проявлений ГС: блефароспазма, параспазма, баллизма, атетоза, тиков, хореи, торсионной дистонии и спастической кривошеи. Наиболее часто назначают галоперидол (орап, лепонекс, сульпирид), начиная с дозы 0,25 мг два раза в сутки, постепенно увеличивая дозу до 1,5 мг, разделенных на три приема. К побочным эффектам препаратов относят признаки синдрома паркинсонизма (брадикинезия, мышечная ригидность), острые дистонические реакции, вегетативные нарушения. В тяжелых случаях возможен злокачественный нейролептический синдром.

    Препараты вальпроевой кислоты оказывают влияние на ГС путем воздействия на обмен тормозного медиатора гамма-аминомасляной кислоты. Из препаратов этой группы применяют производные натриевой и кальциевой солей вальпроевой кислоты (орфирил, конвулекс, конвульсофин). Наиболее современным производным вальпроевой кислоты является депакин, который выпускается в дозах 300 и 500 (хроно) мг. Суточная доза препарата обычно составляет 300—1000 мг. Депакин оказывает положительное влияние на миоклонии, миоритмии, тики, лицевой гемиспазм, параспазм, миоклонус-эпилепсию и кожевниковскую эпилепсию. К числу редких побочных эффектов препарата относят тошноту, диарею, возможна тромбоцитопения.

    Бензодиазепины обладают противосудорожной, миорелаксирующей и анксиолитической активностью. К их числу относятся фенозепам (диазепам, нозепам) и производные, в частности клоназепам (антелепсин, ривотрил). Показаниями к их назначению являются тики, миоклонии, хорея, динамический тремор, параспазм, спастическая кривошея. Дозировка подбирается индивидуально и составляет максимально 4—6 мг/сут. В случаях недостаточного эффекта возможно сочетание бензодиазепинов с анаприлином (40 мг/сут), баклофеном (50 мг/сут) или нейролептиками. Побочные эффекты бензодиазепинов — головокружение, сонливость, замедление реакции, возможно привыкание.

    В комплекс лечения больных с ГС целесообразно включать психотерапию, иглотерапию, озокеритовые аппликации, обучение приемам постизометрической релаксации. Одним из современных методов лечения является применение производных ботулотоксина (ботокс, диспорт), вызывающих местную химическую денервацию. Препараты вводятся в пораженные мышцы при блефароспазме, лицевом гемиспазме, спастической кривошее.

    Хирургическое лечение (стереотаксическую таламо- и паллидотомию) проводят в медикаментозно резистентных случаях тремора, торсионной дистонии и при генерализованном тике. При лицевом гемиспазме выполняется нейрохирургическое выделение корешка лицевого нерва от ветвей базилярной артерии.

    Несмотря на то что диагностика и лечение ГС является сложной задачей, ее своевременное решение улучшает качество жизни у больных с этой патологией.

    Литература

    1. Бархатова В.П. // Журн. невропатологии и психиатрии.— 2002.— № 3.— С. 72—75.

    2. Дифференциальная диагностика нервных болезней /Под ред. Г.А. Акимова, М.М. Одинака.— СПб.: Гиппократ, 2000.— С. 95—107.

    3. Лис А. Дж. Тики.— М.: Медицина, 1989.— 333 с.

    4. Неврологические симптомы, синдромы, симптомокомплексы и болезни / Под ред. Е.И. Гусева, Г.С. Бурд, А.С. Аверьянова. — М.: Медицина, 1999.— С. 420—441.

    5. Шток В.Н., Левин О.С., Федорова Н.В. Экстрапирамидные расстройства.— М., 1998.

    6. Яхно Н.Н., Аверьянов Ю.Н., Локшина А.Б. № 3.— С. 26—30. и др. // Неврол. журнал. — 2002.—

    7. Bain P. Copenhagen, 2000. Tremor. Teaching Course Movement disorders. —

    8. Troster A.T., Woods S.P., Fields J.A. et al. // Eur. J. Neurol. — 2002. — V.9, N 2. — P. 143—151.

    Медицинские новости. - 2003. - №5. - С. 27-31.

    Внимание! Статья адресована врачам-специалистам. Перепечатка данной статьи или её фрагментов в Интернете без гиперссылки на первоисточник рассматривается как нарушение авторских прав.


    Описание:

    Гиперкинетический кардиальный синдром представляет собой самостоятельную клиническую разновидность ВСД.


    Симптомы:

    Гиперкинетический кардиальный синдром характеризуется чувством пульсации в голове, шее. При нем обнаруживаются скорый и высокий пульс, высокое пульсовое давление. Систолический шум с основания сердца проводится на сонные артерии. Однако отсутствует прямой признак аортальной недостаточности - диастолический шум на аорте.


    Причины возникновения:

    Как и другие кардиальные синдромы, он относится к центрогенно обусловленным вегетативным расстройствам. Конечным звеном его патогенеза является повышение активности бета-1-адренорецепторов миокарда на фоне и вследствие симпатадреналового преобладания. В итоге формируется гиперкинетический тип кровообращения с характерной гемодинамической триадой: 1) увеличение ударного и минутного объёмов сердца, намного превосходящих метаболические потребности тканей; 2) увеличение скорости изгнания крови из сердца и 3) компенсаторное падение общего периферического сосудистого сопротивления.


    Лечение:

    Для лечения назначают:


    Из фармакологических средств при и гиперкинетическом синдроме применяют, во-первых, мягкие седативные (корень валерианы, пустырника, корвалол), транквилизаторы (бензоадепин, сибазон, нозепам, алпразолам), нейролептики (клопиксол, сонапакс, терален), антидепрессанты (амитриптилин). Для купирования гиперкинезии сердца применяют р- и а-адреноблокаторы, способствующие нормализации артериального давления, устранению дискомфорта в области сердца, а также верапамил, дилтиазем или пирроксан. При детском гиперкинетическом синдроме (гиперактивном расстройстве) применяют также ноотропные препараты, стимуляторы созревания нервных клеток (церебролизин, когитум), церебральные стимуляторы (метилфенидат, рутилин, пемолин, цилерт, дексарин).

    ← Вернуться

    ×
    Вступай в сообщество «vidental.ru»!
    ВКонтакте:
    Я уже подписан на сообщество «vidental.ru»