Герой ссср карасев а н. Советские асы

Подписаться
Вступай в сообщество «vidental.ru»!
ВКонтакте:

, Украинская ССР

Сражения/войны Приграничные сражения в Молдавии , Тираспольско-Мелитопольская оборонительная операция (1941), Донбасско-Ростовская стратегическая оборонительная операция , Ростовская наступательная операция (1941) , оборонительные сражения на Дону (1942), Сталинградская битва (1942), Ростовская наступательная операция (1943), Миусская, Донбасская и Мелитопольская наступательные операции; Корейская война

Александр Никитович Карасёв - советский военный деятель, лётчик-истребитель, участник и ветеран Великой Отечественной войны (старший лейтенант в начале войны, к концу своего боевого участия в войне - майор и помощник командира 9-го гвардейского истребительного авиационного полка). Позже - командир 523-го истребительного авиполка 303-й истребительной авиационной дивизии 54-й воздушной армии, значимый участник Корейской войны в 1951-1952 годах; с октября 1952 года - командир 303-й истребительной авиационной дивизии. В 1959-1968 годах - военный педагог, начальник и зам. начальника нескольких военных авиационных училищ лётчиков.

Биография

Родился 30 августа 1916 года в городе Владикавказе Терской области , ныне столице Республики Северная Осетия - Алания , в семье каменщика. Русский . Окончил 7 классов и школу ФЗУ по профессии «токарь по металлу», работал токарем на швейной фабрике имени С. М. Кирова. Проживал на улице Трубецкого , дом 5 , который сегодня является объектом культурного наследия Российской Федерации. В Красной Армии с декабря 1937 года. Был призван на срочную службу, служил мотористом в ВВС Северо-Кавказского военного округа . В апреле 1940 года направлен на учёбу. В декабре 1940 года окончил Нахичеванскую военно-авиационную школу, в 1941 году - Батайскую военно-авиационную школу пилотов. Член ВКП(б)/КПСС с 1943 года.

10 мая 1943 года командир звена 9-го гвардейского истребительного авиационного полка (6-я гвардейская истребительная авиационная дивизия, 8-я воздушная армия, Южный фронт), гвардии старший лейтенант Карасёв А. Н. был представлен к званию Героя Советского Союза . «За время боевых действий с немецкими захватчиками, - указывалось в представлении командиром полка Л. Л. Шестаковым, - Карасёв показал себя бесстрашным и волевым лётчиком-истребителем, отлично знающим свой самолёт и вооружение… Имеет на своём счету 301 боевой вылет, провёл 70 воздушных боёв, в которых сбил 23 самолёта противника, из них лично - 14».

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 года гвардии старшему лейтенанту Карасёву Александру Никитовичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 1138).

5 ноября 1943 года Карасёву было присвоено очередное воинское звание капитана, а 25 февраля 1944 года он стал майором.

7 апреля 1944 года майор Карасёв А. Н. с боевого задания не вернулся… Ему пришлось вступить в бой с пятью «мессершмиттами». Искусно маневрируя, он уничтожил один самолёт, а другой подбил. Но и сам был сбит. Объятый пламенем, его самолёт упал на занятой врагом территории в Крыму …

К этому времени на боевом счету А. Н. Карасёва было более 380 боевых вылетов и 112 воздушных боёв, в которых он сбил 23 самолёта врага лично и 9 - в группе. Участник оборонительных сражений в Молдавии и Тираспольско-Мелитопольской оборонительной операции летом 1941 года, Донбасской и Ростовской оборонительных операций 1941 года, 1941 года, в оборонительных сражениях на Дону летом 1942 года, в Сталинградской битве , Ростовской наступательной операции зимой 1943 года, в Миусской, Донбасской , Мелитопольской наступательных операциях.

Отважный лётчик остался жив. В бессознательном состоянии он был взят в плен. Содержался в Севастопольской тюрьме, затем прошёл ряд концлагерей. Несколько раз бежал, но безуспешно. 8 мая 1945 года лагерь Маутхаузен , в котором находился А. Н. Карасёв, освободили советские войска. Лётчик узнал, что его 6-я гвардейская авиадивизия находится поблизости, в Чехословакии . Он написал туда письмо. Вскоре в лагерь за ним прилетел самолёт По-2 и перебросил в дивизию.

Находился на спецпроверке в офицерском фильтрационном лагере при 12-й запасной стрелковой бригаде Южно-Уральского военного округа . В ноябре 1945 года проверка была завершена, ему были возвращены все награды, и он остался служить в Военно-воздушных силах. В январе 1946 года вернулся в свой родной 9-й гвардейский истребительный авиаполк (входил в 1-ю воздушную армию Белорусского военного округа). С июня 1946 года - лётчик-инспектор по технике пилотирования 303-й истребительной авиационной дивизии в Белорусском военном округе, которая в июне 1950 года в полном составе переброшена в Приморский военный округ и передана в состав 54-й воздушной армии . В январе 1951 года назначен командиром 523-го истребительного авиаполка в этой дивизии. Освоил реактивные истребители.

В марте 1951 года полк переброшен в северный Китай , началась правительственная командировка. С июня 1951 года - участник Корейской войны 1950-1953 годов. На этой войне вновь проявил себя не только лично отважным воздушным бойцом (первым открыл боевой счёт своего полка в воздушном бою 18 июня 1951 года), но и умелым и грамотным командиром. Там же на войне в октябре 1951 года был назначен заместителем командира 303-й истребительной авиационной дивизии и затем в боевых вылетах почти не участвовал, оставаясь в Корее до февраля 1952 года. Полковник А. Н. Карасёв стал самым результативным из советских ветеранов, Героев Советского Союза, сражавшихся в Корее. Совершил 112 боевых вылетов на «МиГ-15бис », в воздушных боях уничтожил лично 7 самолётов (1 бомбардировщик и 6 истребителей США). Был представлен к званию дважды Героя Советского Союза, но в Москве награда заменена на орден Ленина.

По возвращении в СССР, в октябре 1952 года назначен командиром 303-й истребительной авиационной дивизии. С декабря 1957 года - на учёбе, окончил Высшие академические курсы при Военной академии Генерального штаба в сентябре 1958 года, а в сентябре 1959 года он окончил основной курс Военной академии Генерального штаба.

С сентября 1959 года - начальник Ворошиловградского военно-авиационного училища лётчиков. После его закрытия в декабре 1960 году переведен начальником штаба - заместителем начальника Черниговского военного авиационного училища лётчиков . С августа 1968 года генерал-майор авиации Карасёв А. Н. - в запасе.

  • кавалер ордена Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985);
  • кавалер ордена Красной Звезды (30.12.1956);
  • медаль «За боевые заслуги» (24.06.1948);
  • другие медали.
  • Память

    В Чернигове, на доме где жил Герой, установлена мемориальная доска.

    Карасев Александр Никитович

    Родился во Владикавказе 30 августа 1916 г. После семилетки и ФЗУ окончил Нахичеваньскую, а перед самой войной Батайскую военную авиационную школу.

    Свои первые боевые вылеты он провел в июне 1941 г. на Южном фронте, будучи пилотом 282-го иап. Осенью был назначен командиром звена 5-й отдельной эскадрильи ПВО, а в июле 1942 г. принял участие в боях на Сталинградском направлении в составе 6-го иап. 6 августа одержал одну из своих ярких побед, за полминуты сбив два Ю-87. В сентябре 1942 г. лейтенант Карасев был переведен в 9-й гиап. В боях под Сталинградом он провел 120 боевых вылетов, в 35 воздушных боях лично сбил 6 самолетов противника. 17 декабря, находясь в группе прикрытия, он принял бой с восьмеркой Ме-109 и, мастерски используя высоту и солнце, сбил 2 из них.

    С особенным вдохновением Карасев вел воздушные бои при освобождении Ростова: ведь в оккупированном немцами городе оставалась его единственная Надя. Когда Ростов освободили и полк перелетел на аэродром им. М. В. Фрунзе, летчик получил разрешение командира, видавшую виды полковую «эмку» и помчался по еще дымящимся улицам за любимой… Как в сказке, нашел ее, худую, но счастливую, и, как в сказке, в полку сыграли первую свадьбу, дохнувшую на людей весной и миром.

    10 мая 1943 г. Л. Шестаков подписал представление его к званию Героя Советского Союза: «… Карасев показал себя бесстрашным и волевым летчиком, отлично знающим свой самолет и вооружение… имеет на своем счету 301 боевой вылет, провел 70 воздушных боев, в которых сбил 23 самолета противника, из них лично - 14».

    Когда полк получил «Аэрокобры», Карасев был уже признанным асом, одержавшим 30 побед. В боях за освобождение Донбасса он продолжил свой победный список, сбив Хе-111, Ю-87 и Ме-109. 1 февраля 1944 г. он был назначен помощником командира полка по ВСС, а 25 февраля ему было присвоено звание майора.

    …7 апреля в бою под Джанкоем с пятеркой Ме-109 самолет Карасева загорелся, летчик пытался увести машину за линию фронта, но от ожогов потерял сознание. «Кобра» упала на землю, чудом оставшийся живым ас попал в плен. К тому времени гвардии майор А. Карасев провел более 380 боевых вылетов, в 112 воздушных боях сбил лично 30 самолетов противника и 11 уничтожил в группе.

    Несмотря на ранения, несколько раз он бежал, однажды, уже в 1945 г., в составе группы из четырех человек в течение нескольких дней пробирался с территории Германии на восток, но был схвачен и возвращен в лагерь. Освободили его советские солдаты 8 мая 1945 г.

    После войны продолжал службу в ВВС. Летал на истребителях нового поколения. Во время конфликта в Корее командовал полком, затем был назначен заместителем командира дивизии. Александр Никитович был результативнейшим из советских ветеранов, Героев Советского Союза, сражавшихся в Корее. На его счету 7 личных побед, одержанных на МиГ-15 бис - Б-29, Ф-86, 4 Ф-84. Ф-81. Окончил Высшие академические курсы, а в сентябре 1959 г. - Военную академию Генштаба. 18 февраля 1958 г. ему было присвоено звание генерал-майора авиации. Более 10 лет он был начальником штаба Черниговского военного авиационного училища. Жил в Чернигове. Умер 14 марта 1991 г.

    Герои Советского Союза (24.8.43). Награжден 3 орденами Ленина, 4 орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1-й ст., Красной Звезды, медалями.

    Из книги 100 великих россиян автора

    Из книги 100 великих монархов автора Рыжов Константин Владиславович

    АЛЕКСАНДР II Будущий император-Освободитель родился в апреле 1818 года. В детстве он отличался живостью, быстротой и сообразительностью. Воспитатели отмечали в нём сердечность, чувствительность, весёлый нрав, вежливость, общительность, хорошие манеры и красивую внешность.

    Из книги 100 великих героев автора Шишов Алексей Васильевич

    АЛЕКСАНДР ВЕЛИКИЙ (АЛЕКСАНДР МАКЕДОНСКИЙ) (356-323 до н.э.) Царь Македонии с 336 года, известнейший полководец всех времен и народов, силой оружия создавший крупнейшую монархию Древнего мира. Если и есть в мировой истории наипервейший военный вождь, человек, чей короткий

    Из книги Диверсанты Сталина: НКВД в тылу врага автора Попов Алексей Юрьевич

    Карасев Виктор Александрович Род. 26.03.1918. Подполковник.Русский. Родился в г. Елец (ныне Липецкая область) в семье рабочего. Работал помощником машиниста паровоза. С 1935 г. служил в погранвойсках. Окончил пограничное училище в Орджоникидзе (1939). Член ВКП(б) с 1941 г. Участник

    Из книги Люди Зимнего дворца [Монаршие особы, их фавориты и слуги] автора Зимин Игорь Викторович

    Александр I Александр I родился 12 декабря 1777 г., в понедельник, в 9 ч. 45 мин. утра, в спальне великой княгини Марии Федоровны в Зимнем дворце. Он стал первым императором, родившимся и прожившим в Зимнем дворце всю свою жизнь. Именно из Зимнего дворца император выехал 1

    Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

    1. Александр ii. - Кадал вступает в Италию. - Бенцо приезжает в Рим послом регентши. - Совещания в цирке и на Капитолии. - Кадал овладевает Леониной. - Он отступает к Тускулу. - Готфрид Тосканский объявляет перемирие. - Переворот в Германии. - Александр II провозглашается

    Из книги Косыгин. Вызов премьера (сборник) автора Кирпиченко Вадим Алексеевич

    Евгений Карасев и др Воспоминания сотрудников охраны Евгений Карасев, начальник охраны А.Н. Косыгина: «С 1964 года я был начальником охраны у Косыгина. Во времена, когда я работал с Алексеем Николаевичем, наступил более демократичный период. Общение с народом было настолько

    Из книги Великие летчики мира автора

    Иван Никитович Кожедуб (СССР) Кожедуб родился 8 июня 1920 г. в старом селе Ображеевка Сумского уезда. Отец его, разрываясь между фабричными заработками и крестьянским трудом, находил в себе силы читать книги и даже сочинять стихи. Он строго воспитывал детей, приучал их к

    автора Бодрихин Николай Георгиевич

    Кожедуб Иван Никитович Пятый ребенок в бедной крестьянской семье, уроженец нищей деревеньки Ображеевки Сумского уезда, Иван Кожедуб стал самым результативным советским летчиком-истребителем, вслед за Покрышкиным, вместе с Жуковым удостоился высшей награды страны -

    Из книги Советские асы. Очерки о советских летчиках автора Бодрихин Николай Георгиевич

    Олейник Григорий Никитович Родился 9 февраля 1916 г. в селе Вороновица Подольской губернии, на Украине. Окончил 10 классов, работал в райкоме комсомола. Чугуевскую военную авиационную школу окончил в 1939 г.Список побед капитана Олейника до конца мая 1943 г. выглядел следующим

    Из книги Советские асы. Очерки о советских летчиках автора Бодрихин Николай Георгиевич

    Сытов Иван Никитович Волгарь Иван Сытов имел в 5-м гиап лучшую «боевую производительность». Менее чем за год своей ратной жизни он сбил 30 вражеских самолетов. На счету этого беспредельно храброго человека и искуснейшего истребителя 2 тарана - самый рискованный метод

    Из книги Санкт-Петербург. Автобиография автора Королев Кирилл Михайлович

    Рок-клуб и кафе «Сайгон», 1980-е годы Александр Башлачев, Александр Житинский, Леонид Сивоедов, Сергей Коровин Можно до хрипоты спорить о том, насколько явление, которое принято называть «русским роком», в музыкальном отношении соответствует настоящему, классическому

    Из книги Внутренние войска. История в лицах автора Штутман Самуил Маркович

    АСМОЛОВ Алексей Никитович (30.03.1906–04.09.1981) и. о. начальника Управления конвойных войск МВД СССР (20 июня - 27 июля 1951 г.)полковник (14.02.1943)генерал-майор (19.04.1945) Родился в с. Алексашино Питерского уезда Саратовской губернии в семье крестьянина-бедняка. В доме росло восемь детей,

    Из книги Последние Романовы автора Любош Семен

    Александр II

    Из книги Всемирная история в изречениях и цитатах автора Душенко Константин Васильевич

    Из книги Мой XX век: счастье быть самим собой автора Петелин Виктор Васильевич

    6. Внутренняя рецензия для Военного издательства (Юрий Карасев. Всегда в бою. Литературный портрет Николая Грибачева) «Сложные, как говорится, чувства испытывал я при чтении этой рукописи. С одной стороны, я тоже хорошо знаю Николая Грибачева, редактировал его книгу

    Жаркий Июньский день в горде Орджоникидзе. Почтальон остановился у дома № 5 по Трубецкой улице. На его стук вышел худощавый мужчина лет 60. — Письмо от Саши?...

    Жаркий Июньский день в горде Орджоникидзе. Почтальон остановился у дома № 5 по Трубецкой улице. На его стук вышел худощавый мужчина лет 60.

    — Письмо от Саши? — обрадовался старик.

    — К сожалению, нет, Никита Дмитриевич, — виновато ответил почтальон, — повестка тебе, приглашают в военкомат.

    Никита Дмитриевич, отец Александра, не сразу понял, почему его приглашают в военкомат. Старик взял бумажку и, ничего не сказав дома, поспешил в военкомат.

    — А! Здравствуйте, здравствуйте, Никита Дмитриевич, присаживайтесь, — приветливо, но полуофициально встретил старика офицер, указав на свободный стул.

    Карасёв сел, выжидающе, с тревогой смотрел на военкома. А тот, словно сейчас решил навести порядок на своем рабочем столе, начал поправлять карандаши, ручки, бумаги.

    «Ну, как сообщить ему эту печальную весть?» — думал он. Офицер хорошо знал отца Карасёва, старого каменщика, десятки лет непрерывно проработавшего на заводе «Кавцинк» и ушедшего на пенсию по состоянию здоровья.

    — Никита Дмитриевич, к сожалению, ничем тебя обрадовать не могу. Хотя особых оснований нет для тревоги, может быть твой сын и жив, но в настоящее время с ним нет связи. Вот прочти.

    И он протянул старику полученное военкоматом извещение.

    Старик дрожащей рукой взял письмо:

    «Райвоенкому г. Орджоникидзе. Помощник командира 9-го Гвардейского истребительного авиационного полка Герой Советского Союза Гвардии майор Карасёв Александр Никитович, уроженец города Орджоникидзе, Трубецкая, дом 5, находясь на фронте, пропал без вести 7 Апреля 1944 года во время воздушного боя в Крыму… Приказом Главного Управления кадров Министерства обороны от 18 Мая А. Н. Карасёв исключен из списков как без вести пропавший… 14 Июня 1944 г.»

    — Мужайся, Никита Дмитриевич, может быть Саша найдётся, — успокаивал старика офицер.

    Никита Дмитриевич не слушал его. Он никак не хотел примириться с тем, чтобы его сын, помощник командира полка, Герой Советского Союза мог пропасть без вести.

    Из военкомата он вышел с тяжёлым сердцем. Надо было идти домой, но ноги не слушались. Саша был его гордостью, надеждой всей семьи. Отец вспоминал, как Саша прилежно учился, как кончил ФЗУ, а потом работал токарем на швейной фабрике имени С. М. Кирова. Как любил он небо! Всё своё свободное время проводил в Орджоникидзевском аэроклубе. А какие тёплые, хорошие письма писал он из Батайска, где учился в военной авиационной школе.

    Кто теперь остался дома? На кого опереться? Сын Петя…, но он ещё учится в ремесленном училище, ему всего 16 лет, а другой — Юра, учащийся 8-го класса, ему исполнилось только 14 лет. Мать детей, Евдокия Михайловна, едва успевает ухаживать за детьми и за больным мужем, а тут на её плечи свалится такое горе!

    Тяжело переживали Карасёвы весть о сыне, но ждали, надеялись, что он жив.

    И вдруг… — в Мае 1945 года в дом Карасёвых ворвалась радость. Письмо… А в нём: «…Я жив, здоров, подробности сообщу потом. Саша» .

    Жив!.. Жив Саша! Счастью не было границ.

    А что же случилось?

    В пятницу 7 Апреля 1944 года войска 3-го Украинского фронта продвинулись далеко на запад. Они вели упорные бои в районах Одессы, Раздельной, Тирасполя, а войска 4-го Украинского фронта во взаимодействии с Отдельной Приморской армией, Черноморским флотом, Азовской военной флотилией и при поддержке крымских партизан приступали к операции с целью окончательного освобождения Крыма от немецко — фашистских захватчиков.

    Немецкие войска яростно сопротивлялись, создав глубоко эшелонированную оборону. Действия вражеских наземных войск поддерживала мощная группировка авиации. Нашему командованию удалось точно установить районы базирования вражеской авиации. Одним из таких районов была территория вблизи населённого пункта Курман — Кумельчи, в Крыму. Ранним утром, когда все вражеские бомбардировщики находились ещё на аэродроме, над ними появились советские штурмовики. Один заход, второй, третий… Вражеский аэродром превратился в море огня и дыма. Штурмовики действовали отлично, их безопасность надёжно охраняли наши истребители во главе с ведущим — Гвардии майором Карасёвым.

    Вдруг на горизонте появилась большая группа Ме-109. Завязался неравный бой.

    — Не допустить «Мессеров» к нашим «Илам» ! — приказал Карасёв.

    Время в воздушном бою имеет особый счёт. Иногда секунда кажется целым часом. Трудно сказать, сколько длился воздушный бой. Ясно одно — штурмовики выполнили свою задачу и легли на обратный курс. Казалось, истребители тоже выполнили задачу и могут возвращаться на свой аэродром. Но враг наседал, навязывал новые схватки. Были потери с обеих сторон.

    Карасёв остался один против 5 «Мессеров». Он знал, что уйти от 5 самолётов ему будет трудно, но и отступать, уклоняться от боя с численно превосходящим противником — не в его характере. И он решил продолжать борьбу. В маневрах и скорости советский ас превосходил врага. Быстро занимая нужную позицию для атаки, он стремительно набрасывался на вражеские самолёты. Одна из его атак завершилась удачей — вражеский самолёт, объятый пламенем, рухнул на землю. Другую машину он повредил, и противник вынужден был покинуть поле боя.

    «Добить бы раненого зверя», — подумал Карасёв, но было уже не до него, — наседали уцелевшие истребители. Напряжение воздушного боя достигло предела. Карасёв уже упрямо рвался в лобовую атаку. Предстоял бой не на жизнь, а на смерть. Фашисты чувствовали, что перед ними опытный боец, который не даст уйти. Нырнуть вниз — излюбленный способ врага выходить из боя — оказалось невозможным: слишком близка земля; взмыть вверх, значит, подставить брюхо. В какой-то момент Карасёв почувствовал, как осколки снарядов вражеского истребителя забарабанили по его машине. Снаряд пробил маслобак. Масло брызнуло на стекло, на ноги, заливало кабину лётчика.

    Александр почувствовал, что его истребитель сейчас допишет свою боевую историю. «Хорошо бы хоть одного ещё протаранить», — подумал он. Но идти на таран одного врага, значит подставить свой хвост другим. Нельзя. И он принял единственно правильное в этой обстановке решение — уйти, и если возможно довести самолёт до своего аэродрома. Карасёв на максимальной скорости стал уходить. Изнурённые боем фашисты не стали его преследовать.

    До аэродрома оставалось ещё далеко, а машина явно теряла скорость. Оказалось, что пробоины на «ястребке» были слишком значительны и опасны. Самолёт оставлял за собой полосы чёрного дыма. Сам лётчик почувствовал, что силы его покидают.

    «Впереди Сиваш, за ним наш передний край обороны, дотянуть бы туда», — думал Карасёв. Вот осталось 10, 5, 3 километра. Ещё бы немножко, но… на высоте 15 — 20 метров самолёт загорелся и упал на землю.

    …Перед глазами сплошной туман… очертание каких-то фигур, незнакомый говор. Где он? Что с ним? Где самолёт? На все эти вопросы Карасёв мог ответить только через несколько дней, когда к нему вернулось сознание и его из Симферополя повезли в Севастополь а оттуда морским путем переправили в румынский портовый город Констанцу. Отсюда его отправили в лагерь военнопленных в городе Креме (Австрия), где он и находился до окончания Великой Отечественной войны, испытав все муки страшного режима гитлеровских концлагерей.

    К тому времени Гвардии майор А. Н. Карасёв успел совершить около 500 боевых вылетов, участвуя в 100 воздушных боях, уничтожил 25 самолётов лично и 9 в группе с товарищами (по другим источникам: выполнил 381 боевой вылет, провёл 112 воздушных боёв, сбил 25 самолётов лично и 11 в группе).

    Долгое время однополчане ничего не знали о его судьбе. Лишь после войны стало известно, что Александр несмотря на ранения, несколько раз пытался бежать. Однажды, уже в 1945 году, в составе группы из 4 человек в течение нескольких дней пробирался с территории Германии на восток, но был схвачен и возвращён в лагерь. Освободили его советские солдаты 8 Мая 1945 года.

    Спустя некоторое время ему были возвращены все награды, и он по — прежнему стал служить в авиации. Летал на истребителях нового поколения.

    В Июне 1946 года Карасёв был назначен инспектором — лётчиком по технике и теории пилотирования истребительной авиационной дивизии, а через 3 года стал сначала командиром авиационного истребительного полка, затем — командиром дивизии. В этих должностях выполнял важные правительственные задания, за что был награждён орденами Ленина и Красного Знамени.

    В Октябре 1950 года Подполковник А. Н. Карасёв занимал должность Старшего инспектора 303-й ИАД.

    Во время конфликта в Корее командовал 523-м истребительным авиаполком (303-я истребительная авиационная дивизия), затем был назначен заместителем командира дивизии. Александр Никитович стал результативнейшим из советских ветеранов, Героев Советского Союза, сражавшихся в Корее. Совершив 112 боевых вылетов на МиГ-15бис, он уничтожил лично 7 вражеских самолётов.

    1) 18 Июня 1951 года в бою в районе Тейсю-Хакусен-Киодзио сбил F-86. Однако американцы не признают потерь в этот день.

    2) 24 Июня 1951 года сбил F-80 №49-646 из 49-й БАГ (пилот Э. Даннинг попал в плен) в большом бою над железнодорожным узлом в районе Ансю. На перехват ушло 10 МиГ-15 из 523 ИАП под командованием Карасёва. Всего заявлено 10 побед над F-80 без потерь. США признали только 4.

    3,4) 19 Сентября 1951 года засчитано 3 F-84Е из 49-й ИБАГ в ходе боя в районе Ансю. Всего же заявлено 7 побед при потере 1 МиГ-15 Капитана И. И. Тюляева (его сбил капитан К. Скин из 9-й АЭ 49-й ИБАГ). США признал потерю 1 F-84Е №51-528 (пилот катапультировался. Входит ли он в число побед А. Н. Карасёва — сказать трудно…

    5) 26 Сентября 1951 года сбит F-84Е №50-1152 из 154-й АЭ 136-й ИБАГ. Пилот Поль Росс катапультировался, подобран ПСС США.

    6) 27 Октября 1951 года засчитана победа над В-29 из 19-й БАГ. Однако американцы признают лишь повреждение машины, которая была позже восстановлена.

    7) 5 Января 1952 года сбил F-84Е № 51-674 из 111-й АЭ 136-й ИБАГ. Пилот Рэй Гринвей погиб при вынужденной посадке на базе в Тэгу.

    В Мае 1952 года А. Н. Карасёв стал командиром 303-й ИАД.

    По возвращении в Советский Союз продолжил службу в ВВС. Окончил Высшие академические курсы, а в Сентябре 1959 года — Военную академию Генерального штаба. 18 Февраля 1958 года ему было присвоено звание Генерал — майор авиации. Более 10 лет он был начальником штаба Черниговского военного авиационного училища, где готовил кадры для Военно — Воздушных Сил нашей армии.

    Карасев Александр Никитович

    Родился во Владикавказе 30 августа 1916 г. После семилетки и ФЗУ окончил Нахичеваньскую, а перед самой войной Батайскую военную авиационную школу.

    Свои первые боевые вылеты он провел в июне 1941 г. на Южном фронте, будучи пилотом 282-го иап. Осенью был назначен командиром звена 5-й отдельной эскадрильи ПВО, а в июле 1942 г. принял участие в боях на Сталинградском направлении в составе 6-го иап. 6 августа одержал одну из своих ярких побед, за полминуты сбив два Ю-87. В сентябре 1942 г. лейтенант Карасев был переведен в 9-й гиап. В боях под Сталинградом он провел 120 боевых вылетов, в 35 воздушных боях лично сбил 6 самолетов противника. 17 декабря, находясь в группе прикрытия, он принял бой с восьмеркой Ме-109 и, мастерски используя высоту и солнце, сбил 2 из них.

    С особенным вдохновением Карасев вел воздушные бои при освобождении Ростова: ведь в оккупированном немцами городе оставалась его единственная Надя. Когда Ростов освободили и полк перелетел на аэродром им. М. В. Фрунзе, летчик получил разрешение командира, видавшую виды полковую «эмку» и помчался по еще дымящимся улицам за любимой… Как в сказке, нашел ее, худую, но счастливую, и, как в сказке, в полку сыграли первую свадьбу, дохнувшую на людей весной и миром.

    10 мая 1943 г. Л. Шестаков подписал представление его к званию Героя Советского Союза: «… Карасев показал себя бесстрашным и волевым летчиком, отлично знающим свой самолет и вооружение… имеет на своем счету 301 боевой вылет, провел 70 воздушных боев, в которых сбил 23 самолета противника, из них лично - 14».

    Когда полк получил «Аэрокобры», Карасев был уже признанным асом, одержавшим 30 побед. В боях за освобождение Донбасса он продолжил свой победный список, сбив Хе-111, Ю-87 и Ме-109. 1 февраля 1944 г. он был назначен помощником командира полка по ВСС, а 25 февраля ему было присвоено звание майора.

    …7 апреля в бою под Джанкоем с пятеркой Ме-109 самолет Карасева загорелся, летчик пытался увести машину за линию фронта, но от ожогов потерял сознание. «Кобра» упала на землю, чудом оставшийся живым ас попал в плен. К тому времени гвардии майор А. Карасев провел более 380 боевых вылетов, в 112 воздушных боях сбил лично 30 самолетов противника и 11 уничтожил в группе.

    Несмотря на ранения, несколько раз он бежал, однажды, уже в 1945 г., в составе группы из четырех человек в течение нескольких дней пробирался с территории Германии на восток, но был схвачен и возвращен в лагерь. Освободили его советские солдаты 8 мая 1945 г.

    После войны продолжал службу в ВВС. Летал на истребителях нового поколения. Во время конфликта в Корее командовал полком, затем был назначен заместителем командира дивизии. Александр Никитович был результативнейшим из советских ветеранов, Героев Советского Союза, сражавшихся в Корее. На его счету 7 личных побед, одержанных на МиГ-15 бис - Б-29, Ф-86, 4 Ф-84. Ф-81. Окончил Высшие академические курсы, а в сентябре 1959 г. - Военную академию Генштаба. 18 февраля 1958 г. ему было присвоено звание генерал-майора авиации. Более 10 лет он был начальником штаба Черниговского военного авиационного училища. Жил в Чернигове. Умер 14 марта 1991 г.

    Герои Советского Союза (24.8.43). Награжден 3 орденами Ленина, 4 орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1-й ст., Красной Звезды, медалями.

    Карасев Александр Никитович

    Родился во Владикавказе 30 августа 1916 г. После семилетки и ФЗУ окончил Нахичеваньскую, а перед самой войной Батайскую военную авиационную школу.

    Свои первые боевые вылеты он провел в июне 1941 г. на Южном фронте, будучи пилотом 282-го иап. Осенью был назначен командиром звена 5-й отдельной эскадрильи ПВО, а в июле 1942 г. принял участие в боях на Сталинградском направлении в составе 6-го иап. 6 августа одержал одну из своих ярких побед, за полминуты сбив два Ю-87. В сентябре 1942 г. лейтенант Карасев был переведен в 9-й гиап. В боях под Сталинградом он провел 120 боевых вылетов, в 35 воздушных боях лично сбил 6 самолетов противника. 17 декабря, находясь в группе прикрытия, он принял бой с восьмеркой Ме-109 и, мастерски используя высоту и солнце, сбил 2 из них.

    С особенным вдохновением Карасев вел воздушные бои при освобождении Ростова: ведь в оккупированном немцами городе оставалась его единственная Надя. Когда Ростов освободили и полк перелетел на аэродром им. М. В. Фрунзе, летчик получил разрешение командира, видавшую виды полковую «эмку» и помчался по еще дымящимся улицам за любимой… Как в сказке, нашел ее, худую, но счастливую, и, как в сказке, в полку сыграли первую свадьбу, дохнувшую на людей весной и миром.

    10 мая 1943 г. Л. Шестаков подписал представление его к званию Героя Советского Союза: «… Карасев показал себя бесстрашным и волевым летчиком, отлично знающим свой самолет и вооружение… имеет на своем счету 301 боевой вылет, провел 70 воздушных боев, в которых сбил 23 самолета противника, из них лично - 14».

    Когда полк получил «Аэрокобры», Карасев был уже признанным асом, одержавшим 30 побед. В боях за освобождение Донбасса он продолжил свой победный список, сбив Хе-111, Ю-87 и Ме-109. 1 февраля 1944 г. он был назначен помощником командира полка по ВСС, а 25 февраля ему было присвоено звание майора.

    …7 апреля в бою под Джанкоем с пятеркой Ме-109 самолет Карасева загорелся, летчик пытался увести машину за линию фронта, но от ожогов потерял сознание. «Кобра» упала на землю, чудом оставшийся живым ас попал в плен. К тому времени гвардии майор А. Карасев провел более 380 боевых вылетов, в 112 воздушных боях сбил лично 30 самолетов противника и 11 уничтожил в группе.

    Несмотря на ранения, несколько раз он бежал, однажды, уже в 1945 г., в составе группы из четырех человек в течение нескольких дней пробирался с территории Германии на восток, но был схвачен и возвращен в лагерь. Освободили его советские солдаты 8 мая 1945 г.

    После войны продолжал службу в ВВС. Летал на истребителях нового поколения. Во время конфликта в Корее командовал полком, затем был назначен заместителем командира дивизии. Александр Никитович был результативнейшим из советских ветеранов, Героев Советского Союза, сражавшихся в Корее. На его счету 7 личных побед, одержанных на МиГ-15 бис - Б-29, Ф-86, 4 Ф-84. Ф-81. Окончил Высшие академические курсы, а в сентябре 1959 г. - Военную академию Генштаба. 18 февраля 1958 г. ему было присвоено звание генерал-майора авиации. Более 10 лет он был начальником штаба Черниговского военного авиационного училища. Жил в Чернигове. Умер 14 марта 1991 г.

    Герои Советского Союза (24.8.43). Награжден 3 орденами Ленина, 4 орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1-й ст., Красной Звезды, медалями.

    ← Вернуться

    ×
    Вступай в сообщество «vidental.ru»!
    ВКонтакте:
    Я уже подписан на сообщество «vidental.ru»