Дух истины утешитель. Кто такой второй Утешитель? Цитаты из евангелия

Подписаться
Вступай в сообщество «vidental.ru»!
ВКонтакте:

Этот фильм – утешение для духовно ищущего, это реальность сегодняшнего дня всего человечества. Это - Любовь, пронизывающая до глубины души. Это Правда о Последнем времени, таймер которого уже ведет свой обратный отсчет. О Приходе Утешителя в последние времена. О возможности каждого человека прочувствовать дар Духа Святого и шансе познать настоящую Свободу и Любовь.

Смотрите в видео:

  • Утраченная Истина о Христе.
  • Правда о Святом Духе, Утешителе.
  • Духовный дар настоящей Свободы и Любви. Что в действительности ищет каждый.
  • Знания, которые объединяют людей в мире, как создать созидательное человеческое общество. Что может спасти человека и человечество в преддверие Конца света?

ЦИТАТЫ ИЗ ЕВАНГЕЛИЯ

Ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам… тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет.
Евангелие от Марка

О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец.
Евангелие от Марка

Если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни…
Евангелие от Матфея

Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам, и Он, придя, обличит мир о грехе и о праведности и о суде: о грехе, что не веруют в Меня; о праведности, что Я иду к Моему Отцу, и уже не увидите Меня; о суде же, что князь этого мира осужден...
Евангелие от Иоанна. Глава 16:7

«Отче! прости им, ибо не знают, что делают» - говорил Иисус когда висел на кресте (когда был распят) . Эти слова актуальны и сейчас.
Евангелие от Луки

Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царства Божьего.
Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу своей матери и родиться?
Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божье. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух.
Евангелие от Иоанна

… придет Дух Истины, который наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Меня возьмет и возвестит вам.
Евангелие от Иоанна

Скажи нам, когда это будет, и какой признак, когда всё это должно совершиться? Отвечая им, Иисус начал говорить: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под Моим именем и будут говорить, что это Я; и многих прельстят.
Евангелие от Марка

Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царство Божье, отвечал им: не придет Царство Божье приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царство Божье внутри вас.
Евангелие от Луки

Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, - да уверует мир, что Ты послал Меня. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня.
Евангелие от Иоанна

Бог желает, чтобы Его ученики поняли, что Он не оставил их сиротами.
“Не оставлю вас сиротами, приду к вам” (Иоанна 14:18).
Драгоценное, славное заверение в жизни вечной!


О СВЯТОМ ДУХЕ

Прийти к познанию Бога человек может только через Святого Духа. Ибо он есть первый помощник и посредник между Богом и человеком. Он множественен в своём проявлении, но Сущность Его одна. Человеку очень тяжело осознать, что есть на самом деле Святой Дух. Но ни в одной религии, ни одно таинство, которое пробуждает в человеке Любовь и Веру к Богу, не обходится без наития Святого Духа. Ибо Он есть для людей сила Божья, Слух Его и Голос Его. (Сэнсэй-2)

Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: вы должны родиться свыше. Дух дышит, где хочет, и Его голос слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа.
Евангелие от Иоанна

Христос дал заверение Своим ученикам, что пошлет им Утешителя, Который пребудет с ними вовек. Руководству этого Утешителя без колебания могут довериться все. Он есть Дух Истины, но эту истину мир не может ни увидеть, ни принять.

Святой Дух - животворит и является принципом единства и развития. "Он научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам" "Он наставит вас на всякую истину".
Евангелие от Иоанна

Сказано: не стоит ждать Иисуса как Сына Человеческого, ибо Он придет как Сын Божий в души людей. И будет править тысячу лет как Царь, восседая на «троне» не только души, но и разума нашего… Вспомните Его слова в Евангелии от Иоанна: «Ибо Бог есть дух»; «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через меня»; (Сэнсэй-1)

И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да прибудет с вами вовек, Духа истины, которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет»; «В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, а Вы во мне, и Я в вас».

В Евангелии от Иоанна 16:7-15 Христос говорит о некоем Утешителе, который придет после Него и обличит мир о грехе и о правде. О ком идёт речь? Мои знакомые мусульмане говорят, что здесь говорится о Мухаммеде и его пророчествах.

Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:

Это мнение произвольно и совершенно ошибочно. Из текста Евангелия однозначно следует, что Утешителя Иисус Христос обещает именно апостолам, которые печалились («вы теперь имеете печаль», Ин.16:22) в виду скорой разлуки со своим Учителем: «А теперь иду к Пославшему Меня <...> Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» (Ин.16:5). Совершилось это в день Пятидесятницы, когда на апостолов через десять дней после вознесения Иисуса Христа сошел Дух Святой в виде огненных языков: «И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян.2:4). Мухаммед родился около 570 года. Ни один апостол до этого времени не дожил.

О том, что обетованный Утешитель (греч. Параклет) является не пророком, а Святым Духом, Господь говорит ясно и определенно: «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин.14:26).

Дух Святой, как и написано:

7 Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам,
8и Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде:
9о грехе, что не веруют в Меня;
10о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня;
11о суде же, что князь мира сего осужден.
12Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить.
13Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам.
14Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам.
15Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам.

хотя мусульмне мне тут выдвинули абсурдную версию, что это — Магомед…

«ДУХА Истины, Которого мир не может
принять, потому что НЕ ВИДИТ ЕГО и
НЕ ЗНАЕТ Его; а Вы ЗНАЕТЕ Его, ибо Он
с ВАМИ ПРЕБЫВАЕТ и В ВАС…

Много споров об утешителе однако если логично подойти к этим отрывкам Библии можно понять только одно:
Ин.14:16 И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек,
17 Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не
видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами
пребывает и в вас будет.

Ин.16: 7…если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам;
Выводы:
A. Утешитель придет после вознесения Иисуса
B. мир не видит — Духа Святого- Духа истины
C. Святого Духа знают Апостолы
D. Дух истины находится с Апостолами и в них будет
отсюда вопрос:
1.если это Дух Святой то почему Его называют другим? Он бывает только один.
2.Утешитель будет послан после Иисуса, тогда кто же прибывает с учениками Христа?
Ин.14:17…..ибо Он с вами пребывает и в вас будет.
две личности: одна еще не послана, Вторая личность, пребывает с учениками
Значит, кого видят и знают…

Святой Дух: «другой Утешитель»

В Евангелии от Иоанна, с 14 по 16 главу, мы читаем о том, как Иисус дает последние наставления и утешает Своих учеников незадолго до Своегого ареста иудеями. Он покидал Своих учеников навсегда. Конечно, они еще видели Его после воскресения, однако это длилось недолго: вскоре Иисус вознесся к Отцу. Тот факт, что Иисус отправлялся к Отцу, означал, что они остаются одни, … если только Он не послал бы кого-то другого вместо Себя, кого-то, кто смог бы заполнить Его отсутствие. Или, иначе говоря, если бы Он Сам не вернулся к ним в «другом облике». И, как мы вскоре убедимся, именно это и произошло! Хотя Иисус и отсутствует телесно, Его присутствие сегодня даже ощутимее, чем раньше! Как это возможно? Благодаря Утешителю, Святому Духу; этот Утешитель – поистине достойный заместитель Иисуса, действующий именно так, как действовал бы Иисус, будь Он сегодня лично с каждым из Своих учеников. Говоря об учениках, я имею ввиду не только учеников, находившихся в…

Отрывок из Писания:

Деяния 1:1-11 (2:1-13).

Вопрос и ответ:

Оставил ли Иисус нас одних, когда вознесся на небеса? — Когда Иисус вознесся на небеса, Он послал к нам Святого Духа.

Цели урока.

По Божьей благодати каждый ребенок:

поймет, что Иисус не оставил нас одних, но дал нам Утешителя — Святого Духа; начнет свидетельствовать, надеясь на помощь Святого Духа; будет стремиться жить свято, полагаясь на силу Святого Духа.

Введение

Однажды родители мальчика и девочки сказали им, что должны уехать. Отец был очень болен, и мать должна была отвезти его туда, где ему могло стать лучше. Родители решили, что детям не стоит ехать с ними.

Если бы вы были на месте этих детей, о чем бы вы сразу подумали? (Обратите внимание на вопрос: «Кто будет заботиться о нас?») Что бы вы почувствовали,…

Библия – священное Писание иудеев и христиан. Христианская Библия состоит из Нового Завета и Ветхого Завета. При этом, Библия у католиков и православных немного больше, чем у протестантов, по той причине, что протестанты не считают некоторые книги католиков и православных священными Писаниями.

Библия иудеев включает в себя только те книги, которые известны в христианстве как Ветхий Завет. Более того, порядок расположения христианских и иудейских священных книг в Библии сильно отличается. О Мухаммаде пророчествуют и Ветхий, и Новый Завет.

Считается, что Иисус и его апостолы говорили на арамейском. Этот язык широко употреблялся примерно до 650 г. н.э., пока его не вытеснил арабский (Энциклопедия Британника). Сегодняшняя Библия основана не на арамейских рукописях, а на их греческой и латинской версиях.

Мусульмане приводят некоторые цитаты из Библии, однако это не означает, что они полностью принимают современную Библию за божье Откровение.

Пророками…

Мухаммад в Библии?

В течение 1975 года Ахмад Дидат провел серию своих лекций в Дурбан Сити Холл (ЮАР), в двух из которых доказывалось, что Мухаммад предсказан в Библии. Первая лекция, озаглавленная “Что Библия говорит о Мухаммаде”, касалась пророчества во Второзаконии 18:18 в Ветхом Завете. В ней Дидат пытался показать, что Моисей предсказывал приход Мухаммада, когда говорил о своем последователе, который будет подобен ему. В течение 1976 г. Дидат опубликовал эту лекцию в буклете под тем же названием. В его второй лекции в 1975 г. он говорил о “Мухаммаде как естественном приемнике Христа” и в ней он попытался доказать, что Христос предсказывал приход Мухаммада, когда Он увещевал своих учеников ожидать прихода того, кого Он называл Утешителем, который должен последовать за ним.

Лекции Дидата изобиловали большим количеством подобных попыток, которые предпринимаются мусульманскими авторами на протяжении многих лет для того, чтобы сделать два указанных…

Здесь, на мой взгляд, однозначно указывается на Святого Духа (Дух … от Отца исходит). На апостолов («Я пошлю вам») он снизошёл на пятидесятый день, именуемый также днём Троицы. Сам стих похоже и лёг в основу разногласий о филиокве, поскольку говорится об исхождении Святого Духа только от Бога-Отца, но это другой вопрос. Как-то непонятно, каким образом сюда можно привязать мусульманского Пророка Мухаммада. Потому что в следующем стихе То есть предполагается одновременное свидетельство и Духа Святого, и двенадцати апостолов. Апостолы до времён Пророка Мухаммада не дожили и одновременно с ним свидетельств не давали. Я согласен, но именно на этот стих ссылаются мусульмане, говоря,что в Библии написано о пришествии Мухамеда. - 3 месяца назад ну, что жбудем честно ждать ответов от мусульман

3 месяца назад Подробный ответ на ваши вопросы об Утешителе сам могу написать только коротко. Лучше…

Иисус возвещает Мухаммада

«Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через меня» (Евангелие от Иоанна 14:6).

«Истинно, истинно говорю вам: принимающий того, кого Я пошлю, Меня принимает; а принимающий Меня принимает Пославшего Меня» (Слова Иисуса, Св. Евангелие от Иоанна 13:20).

« Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» (Слова Иисуса, Св. Евангелие от Иоанна 14:15-17).

«Сие сказал Я вам, находясь с вами. Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Слова Иисуса, Св. Евангелие от Иоанна 14:25,26).

«Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне; а также и вы будете…

Стремитесь к серьезному богословскому образованию?
Поступайте в Евангельскую реформатскую семинарию Украины!
Высокий академический уровень.
Бесплатно. Удобно. Полезно. Интересно.

Скачать в других форматах: DOC

Утешитель

Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам. Евангелие от Иоанна 14:26.

Старый Симеон увидел в Иисусе утешение Израиля. И он не ошибся. Прежде Его пришествия в облике человека Его звали Утренней Звездой, чей свет, пробиваясь сквозь тьму, предвозвещал восход солнца. Люди, подобно одиноким ночным стражам, взиравшим на прекраснейшую из звезд и приветствовавшим посланницу утра, с надеждой обращали к Нему свои взоры. Придя на землю, Он стал утешением для всех, кто был близок к Нему. Не трудно понять желание учеников поговорить с Иисусом и их стремление рассказать Ему о своих…

Джон Гилкрист

Предсказан ли Магомет в Библии?

В течение 1975 Ахмет Дидат провел серию своих лекций в Дурбан Сити Холл (ЮАР), в двух из которых доказывалось, что Магомет предсказан в Библии. Первая лекция, озаглавленная “Что Библия говорит о Магомете”, касалась пророчества во Второзаконии 18:18 в Ветхом Завете. В ней Дидат пытался показать, что Моисей предсказывал приход Магомета, когда говорил о своем последователе, который будет подобен ему. В течение 1976 г. Дидат опубликовал эту лекцию в буклете под тем же названием. В его второй лекции в 1975 г. он говорил о “Магомете как естественном приемнике Христа” и в ней он попытался доказать, что Христос предсказывал приход Магомета, когда Он увещевал своих учеников ожидать прихода того, кого…

И снова мы сталкиваемся в прямым указанием одной из авторитетнейших провидиц современности Ванги на приход в мир некоего Помазанника и древнейшего Учения. Удивительно складываются обстоятельства, каждый день будто из воздуха появляются новые факты, которые мы складываем в общую копилку доказательств для тех, кому необходимо аргументированное подтверждение нашей, казалось бы, невероятной гипотезы. Признаемся, создание сайта было сопряжено с ярким эмоциональным порывом, тогда как сегодня на смену пришел холодный исследовательский расчет. Мы продолжаем искать и анализировать информацию, и приглашаем вас, уважаемый и неравнодушный читатель, присоединиться к нашим увлекательным поискам.

Итак Ванга, одна из наиболее известных ясновидящих XX-ого века, феномен которой так и остался неразгаданной загадкой для официальной науки. Пытаясь по-скорому охватить материал, мы пришли к пониманию, что последние упоминания о ней в СМИ и интеренте скорее связаны с различного…

До Своей смерти Иисус заверил Своих учеников: «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Иоанн 14:26).

Однако, незадолго до этого Он упоминает о другом утешителе:

16 И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек,

17 Духа истины, которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и с вами будет.

18 Не оставлю вас сиротами; приду к вам.

Кто же такой, этот второй Утешитель?

Джозеф Смит получил ответ на этот вопрос через откровение: «Кто такой второй утешитель? Это ни более, ни менее как Сам Господь Иисус Христос; и в этом заключается вся сущность этого; что когда любой человек обретает этого последнего Утешителя [обещание вечной жизни], Иисус Христос будет посещать его или время от времени являться ему и даже будет проявлять ему Отца, и Они разделят с ним Свою обитель, и ему откроются…

Библия о Мухаммаде

Из книги «Бог или пророк?»

5.1. Пророк, подобный Моисею, из 18-й главы Второзакония.

5.2. Иисус — пророк, предсказанный Моисеем.

5.3. Пророк из среды своих братьев.

5.4. Обещание Иисуса дать Утешителя.

5.5. «Его имя будет Ахмад».

5.6. Святой Дух — обещанный Утешитель.

Мусульманин: Подлинная Tаура давала ясные предсказания относительно прихода нашего святого Пророка. Одно из них уцелело и находится в 18-й главе Второзакония, где Моисей предсказывает приход пророка, который будет точно таким же, как он.

Одним из главных антихристианских аргументов, выдвигаемых мусульманами во время дискуссий с христианами, является их указание на библейское пророчество о Мухаммаде. Дело в том, что существует коранический отрывок, который побудил мусульманских ученых искать в Ветхом и Новом Завете места, доказывающие, будто приход их пророка был…

Прежде чем принести Себя в жертву, Христос стремился даровать Своим последователям самый важный и совершенный дар, который сделает для них доступными неисчерпаемые сокровища благодати. «Я умолю Отца, – сказал Он ученикам на последней вечере, – и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет. Не оставлю вас сиротами, приду к вам».

Дух Божий и до этого был в мире, непрестанно влияя на сердца людей. Но пока Христос был на Земле, ученики не нуждались в другом Помощнике. Только после того, как лишились Его видимого присутствия, они почувствовали нужду в Духе.

Святой Дух – это представитель Христа, не имеющий человеческого облика и потому независимый. Ограниченный человеческим естеством, Христос не мог Сам присутствовать повсюду. Через Духа Спаситель оказался доступен для всех, и в этом смысле Он стал для людей ближе, чем во время Своего пребывания на Земле.

Также Иисус говорил: «Кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим, и Я возлюблю Его и явлюсь Ему Сам». В любое время и в любом месте, во всех печалях и во всех страданиях, когда будущее кажется мрачным и неопределенным, когда мы чувствуем себя беспомощными и одинокими, нам будет послан Утешитель в ответ на молитву веры. И где бы мы ни были, и куда бы мы ни шли, Он всегда одесную нас, чтобы помогать, поддерживать, подкреплять и ободрять.

Христос сказал, что посредством Духа явит Себя ученикам: «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему». Ученикам надлежало свидетельствовать о жизни и служении Христа. Через них Он намеревался говорить со всеми людьми Земли. Но унижение и смерть Христа готовили им великое испытание и разочарование. Иисус обещал им, что Утешитель «напомнит вам все, что Я говорил вам», чтобы после всех переживаний, апостолы могли излагать истину ясно и правильно.

«Еще многое имею сказать вам, – продолжал Он, – но вы теперь не можете вместить. Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам».

Утешитель назван «Духом истины». Его задача – определять истину и оберегать ее. Именно в истине есть утешение и мир, чего нет во лжи. Посредством ложных теорий и преданий сатана овладевает умом человека. Через Писание Святой Дух обращается к разуму и запечатлевает истину в сердце. Так Он разоблачает и изгоняет заблуждение. Посредством Духа истины, действующего через Слово Божье, Христос привлекает к Себе Своих чад.

На протяжении многих веков влияние зла увеличивается. И поразительно, с какой покорностью люди отдаются в рабство сатане. Греху можно противостоять только благодаря могущественному влиянию Третьей Личности Божества – Святого Духа. Христос даровал нам Свой Дух как Божественную силу для победы над всеми унаследованными и приобретенными наклонностями ко злу. Тем самым Он запечатлел Себя в Своей Церкви.

Иисус сказал о Духе: «Он прославит Меня». Спаситель пришел, чтобы прославить Отца, явив Его любовь. Так и Дух должен прославить Христа, являя Его благодать миру. Образ Божий должен быть восстановлен в человечестве, а прославляет Бога и Христа совершенство детей Божьих.

Христос обещал Своей Церкви дар Святого Духа, и это обетование относится к нам так же, как и к первым Его ученикам. Но дано оно, как и всякое обетование, на определенных условиях. Дар Святого Духа нельзя получить, не вверяя себя Божественной силе, не желая подчиниться Богу. Дух дается только тем, кто смиренно ждет милости от Бога, кто ищет Его водительства. Люди должны проявить готовность просить и получать силу Божью, тогда они будут иметь ее. Это обещанное благословение дается по богатству благодати Христовой, и Он готов даровать его каждой душе по мере ее способности принимать.

Подготовила И. Беднякова

Свт. Григорий Богослов

и Аз умолю Отца, и иного Утешителя даст вам, да будет с вами в век

Для того приходит Дух после Христа, чтобы не остаться нам без Утешителя; и для того именуется «иным» , чтобы дать тебе понятие о равночестии, ибо слово: иной поставлено вместо «другой я»; это же именование означает одно – владычество, а не унижение. Ибо слово: иной , насколько мне известно, употребляется не об инородных, но об единосущных.

Слова. Слово 41.

Свт. Иоанн Златоуст

Блаж. Феофилакт Болгарский

Евфимий Зигабен

И Аз умолю Отца, и иного Утешителя даст вам

С этого места Иисус Христос начинает открывать ученикам Своим учение о Святом Духе. Иного Утешителя – чем Меня, т.е. наставника и руководителя в подвигах добродетели, утешителя и заступника в скорбях. Сказав – иного, Иисус Христос указал на различие ипостаси, а сказав Утешителя, указал на единство существа, потому что Утешители – и Сын, и Дух Святой. И не сказал Иисус Христос: пошлю, чтобы не показаться противником Богу и говорящим по иной какой-либо власти, а теперь Он только обещает умолить Отца, как по вышеуказанной причине, так и для того, чтобы поверили Ему. Впоследствии же Иисус Христос открывает и Свою власть в этом отношении, говоря: аще бо не иду Аз, Утешитель не приидет к вам: аще (ли) же иду, послю Его к вам (Ин. 16, 7) , и еще: приимите Дух Свят (Ин. 20, 22) . Но каким образом дается и посылается другим вездесущий и раздающий дары каждому в особенности, как Ему угодно (1 Кор. 12, 11) ? Дается и посылается не как раб, а как равносущный Отцу и Сыну, и имеющий одну волю с Ними. По отношению к Несотворенной Троице слова эти имеют не такое значение, какое имеют они по отношению к тварям. Дух Святой дается Отцом, как от Него исходящий, а посылается Сыном, как содействующий Ему и не противящийся. Теперь Иисус Христос говорит о Святом Духе, что Он дается и посылается, а впоследствии Он показал и власть Святого Духа, когда говорил: егда же приидет Он, Дух Истины и т.д. (Ин. 16, 13) .

Да будет с вами в век

не оставляя вас даже после вашей смерти. Затем излагается учение о том, что это за Утешитель иной.

Лопухин А.П.

Ст. 16-17 И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Kоторого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет

Kогда апостолы исполнят свою обязанность, то и Христос («и Я» ) исполнит Свое дело в отношении к ним. Он умолит Отца, и Отец пошлет им другого Утешителя, чтобы Он оставался с ними навеки.

«Утешитель » – по-гречески Параклитос (παράκλητος). Первоначально это слово обозначало человека, призванного на помощь, защитника (но не в смысле обыкновенного адвоката, а в смысле друга, который идет упрашивать судью за своего друга, обвиненного в каком-либо преступлении). Но затем, особенно у евреев, к которым это слово перешло из греческого языка в форме «Пераклет», оно стало обозначать утешителя, советника, указывающего человеку, находящемуся в затруднительном положении, как ему лучше выйти из этого положения. Отцы и учители восточной Церкви такое именно значение «утешителя » и придают этому термину.

Доселе таким советником и другом учеников был Сам Христос, хотя Он в Евангелии и не называется Утешителем. Но теперь на место удаляющегося от апостолов Христа к ним придет другой Утешитель, или советник, друг. Из сопоставления здесь Христа и другого Утешителя как древние, так большинство новейших толкователей (Kестлин, Гофман, Вейс и др.) делают заключение, что здесь содержится учение о Святом Духе как о самостоятельной личности. Других толкователей (де-Веттэ, Шенкель) смущает, однако, то обстоятельство, что в главах 15–16 возвращение Христа изображается совпадающим с пришествием Духа-Утешителя. Но смущение это неосновательно, потому что подобное же отношение существует между Отцом и Логосом: Отец в Сыне пребывает, и Сын открывает волю Отца, что не препятствует всем толкователям признавать Сына отдельной личностью. Так и Христос будет действовать через Духа-Утешителя, придет в Нем к апостолам. Апостол Павел поэтому считает возможным отождествить пребывание в верующих Духа Божия с пребыванием Самого Христа (Рим.8:9–10) .

«Духа истины» . Некоторые (например, Шанц) видят в этом указание только на деятельность Духа по отношению к апостолам, которых Он будет учить всякой истине. Но здесь скорее определяется само существо Духа: Он есть сама истина, как единый по существу с Отцом и Сыном. Однако, называя Святого Духа Духом истины, а Себя прямо истиной (стих 6), Господь хочет сказать этим, что Дух этот есть Его Дух (свт. Kирилл Александрийский).

Выясняя значение Духа истины, Господь прибавляет, что мир, пребывающий в неверии и заблуждении, не может Его воспринять ни посредством чувств («не видит» ), ни посредством внутреннего просвещения («не знает» ). Напротив, апостолы, имеющие правильные христианские представления («знаете»), уже знают и Духа, Kоторый и теперь с ними пребывает. «И в вас будет» – здесь, по мнению некоторых авторитетных критиков (Гольцман), вместо έσται («будет»), надо читать ἐστίν («и в вас есть» ). Таким образом, согласно этому чтению Господь говорит с особой силой (для этого и употреблены два синонимических глагола «пребывать» и «существовать») о том, что Дух этот уже находится в учениках. Но при таком чтении выходит как бы излишним послание Духа апостолам в будущее время, после удаления от них Христа. Притом в употребленных здесь в греческом тексте союзах также заключается основание к тому, чтобы полагать разницу между употребленными здесь глаголами. Именно, при глаголе «пребывает » (μένει) стоит местоимение с предлогом παρά – «при», а при глаголе «будет » – местоимение с предлогом ἐν – «в». Отсюда следует, что из двух возможных чтений лучше принять то, которое существует в нашем тексте и в 8-м издании Тишендорфа, т. е. чтение «будет» (έσται). Господь, очевидно, хотел сказать, что тот Дух, Kоторый будет послан апостолам, отчасти и теперь уже несколько близок им благодаря тому, конечно, что они близко стоят ко Христу, в Kотором в изобилии пребывают дары Духа

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «vidental.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «vidental.ru»